СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМОДРУК Лекция "ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция с заданиями "ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ" для студентов группы 3ппН, 4опН

Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Лекция "ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ"»

Тема 2: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ


В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями

1. Родительские собрания.

2. Общешкольные и общественные конференции.

3. Индивидуальные консультации педагога.

4. Посещение на дому.

К индивидуальным формам можно отнести: беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.

Одной из индивидуальных форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель, воспитатель использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:

не приходить в семью без предупреждения;

не планировать свой визит более чем на 5—10 минут;

не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить?»);

нельзя вести беседу в агрессивных тонах;

не поучайте родителей, а советуйте;

желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).

Индивидуальные консультации

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

1) особенности здоровья ребенка;

2) его увлечения, интересы;

3) предпочтение в общении в семье;

4) поведенческие реакции;

5) особенности характера;

6) мотивация учения;

7) моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:

1. Когда он родился, то ...

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было ...

3. О здоровье можно сказать следующее ...

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе, то мы ...

5. Его отношение к школе было ...

6. В первые годы учебы он учился в основном ...

7. Ему нравились такие предметы, как ...

8. Отношения с первой учительницей были ...

9. Общаясь с одноклассниками ...

10. Трудности в воспитании связаны с ...

11. Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ...


Групповые формы

Родительские конференции имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.

Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, вы­явить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая беседа состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической беседе с помощью специальных приглашений. В тематической беседе или консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.

Примерная тематика бесед или консультаций для родителей

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей - друзья дома или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.


Родительские собрания. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Собрание организуется 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

Тематика родительских собраний может быть примерно такой: «Первый раз в …. класс», «Умеете ли вы любить своего ребенка», «Один день в жизни вашего ребенка», «Как воспитать себе помощника», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка», «О пользе и вреде музыки в семье», «Воспитание трудолюбия в семье» и т.д. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке активного участия родителей.

Рекомендации по проведению родительских собраний

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

Не менее значима форма приглашения родителей на собрание, например:

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток. Например:


Примерная структура родительского собрания

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1 — 1,5 часа.

  1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин.).

  2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи (5—7 мин.).

  3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10—15 мин.).

  4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин.).

  5. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу.

Советы педагогам и родителям

Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2. Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

3. Ребенка хвалят, он учится быть благородным.

4. Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

5. Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

6. Ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится понимать других.

7. Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

8. Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

9. Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

10. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить людей в этом мире.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Интерактивные тренинги.

2. Родительские чтения.

3. Родительские вечера.

Интерактивные тренинги для родителей помогают выработать родителями механизмы и принципы эффективного взаимодействия в отношениях с ребенком. В процессе проведения интерактивных занятий легче обозначить актуальные проблемы в детско-родительских отношениях участников; выработать умения вставать на позицию ребенка; актуализировать навыкы коммуницирования (активное слушание, Я-высказывание, отзеркаливание и т.д.)

Совместные тренинги с родителями способствуют формированию у родителей ответственного отношения к воспитанию детей, создают благоприятные условия для повышения педагогических знаний, умений и навыков у родителей, способствуют практическому применению родителями педагогических подходов в семейном воспитании.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книги, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми, тематические вечера). Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров

1. Год рождения ребенка - каким он был, этот первый год?

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой вос­питательный арсенал что-то новое, интересное.

Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).





Задание №1. Спроектируйте беседу с родителями детей определённого класса по перечисленным ниже темам. Предложите цель и задачи, оборудование и оформление, спроектируйте структуру и подберите методические приемы. Запишите видео беседу для родителей, которые не смогут прийти на собрание.


При составлении беседы обязательно должны быть отражены основные моменты:

  1. Обозначение темы и проблемы в рамках указанной темы

  2. Целеполагание в ходе беседы

  3. Информационная полнота

  4. Логика построения беседы

  5. Научность и достоверность информации

  6. Аргументированное изложение собственной позиции

  7. Разнообразие видов деятельности (методов и форм)

  8. Учет возрастных особенностей целевой аудитории

  9. Грамотность и четкость речи

  10. Информационная полнота

  11. Оригинальность и творческий подход к выступлению

  12. Зрелищность выступления, артистичность

  13. Выразительность и четкость речи

  14. Обратная связь


Темы бесед с родителями:


  1. Учимся понимать друг друга

  2. Стили семейного воспитания

  3. Знаете ли вы своего ребенка?

  4. Чему надо учить своего ребенка?

  5. Значение труда в воспитании детей

  6. Что значит «любить ребенка»

  7. Поощрение и наказание в семье

  8. Детская ложь и ее истоки

  9. Как научить ребёнка быть вежливым

  10. Развитие самостоятельности ребенка

  11. Откуда берутся различные страхи и как с ними бороться?

  12. Если ребёнок не хочет и не любит читать?

  13. С чего начинается терпение?

  14. Как родители могут помочь ребёнку учиться?

  15. Что делать с ребёнком, который не хочет учиться?

  16. Почему наши дети такие разные?

  17. Компьютер и ученик

  18. Здоровье ребёнка в наших руках

  19. Телевидение и ученик

  20. Межнациональные отношения – основа культуры

  21. Как правильно воспитывать девочку

  22. Как правильно воспитывать мальчика

  23. Доверие и контроль в семье

  24. Как установить эмоциональный контакт с детьми

  25. Гипперопёка и ее последствия

  26. Воспитание дисциплины у детей

  27. Влияние личностных особенностей родителей на отношение к ребёнку

  28. Как влияют семейные конфликты на детей?

  29. Как меняется отношение к ребёнку при поступлении в школу

  30. Самостоятельность или послушание?

  31. Одаренный ребёнок в семье

  32. Ребёнок со сложностями развития в семье


(Тема должна соответствовать номеру студента в классном журнале).




Задание №2. Заполните таблицу. Для каждого класса в каждой четверти запишите тему родительского собрания, и иные индивидуальные и коллективные формы работы с родителями с тематикой проведения.

Класс

Формы работы с родителями

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Родительское собрание





Коллективные формы





Индивидуальные формы





Нетрадиционные формы





2

Родительское собрание





Коллективные формы





Индивидуальные формы





Нетрадиционные формы





3

Родительское собрание





Коллективные формы





Индивидуальные формы





Нетрадиционные формы





4

Родительское собрание





Коллективные формы





Индивидуальные формы





Нетрадиционные формы








10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!