СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМОДРУК Лекция "Особенности изучения результатов и эффективности воспитательного процесса"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекции "Особенности изучения результатов и эффективности воспитательного процесса", "Диагностика коллектива, отношений между участниками пе­дагогического процесса", "Методика анализа деятельности классного руководителя" для групп 2ппН, 3 опН

Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Лекция "Особенности изучения результатов и эффективности воспитательного процесса"»

Тема: Особенности изучения результатов и эффективности воспитательного процесса


Цели и задачи, являясь планируемым результатом, могут быть отнесены к различным группам:

  • воспитательных задач (направленных на изменения личност­ных качеств, личностный рост ученика);

  • задач деятельности (связанных с созданием чего-либо, имеюще­го материальную, практическую, социо-культурную ценность);

  • управленческих задач (ориентирующих на совершенствование структуры, упорядоченность в организации, повышение качества и т.д.)

Отсюда и результаты могут быть различного уровня.

Воспитательные результаты проявляются в знаниях детей о социальных нормах поведения, системе отношений к социальным нормам и желании следовать им, реальных поступках и опыте поведения в соответствии с принятыми нормами. Результаты воспитания трудно выявить в чистом виде, их можно обнаружить опосредованно, с помощью специальных методик. Кроме того, иногда сложно разделить, что именно оказало решающее влияние на позитивные изменения в личности: школа или семья, педагог или друзья.

Результаты деятельности, напротив, можно видеть, пользоваться ими, они имеют количественные характеристики (создан школьный музей, проведен двухдневный поход, выпущено десять газет, проведено пять спортивных матчей, посажено сто деревьев и др.).

Результаты управления воспитательным процессом выражены в улучшении условий и способов организации работы, базы деятельности и оборудования, создании или развитии структурных подразделений детско-взрослого коллектива и пр.

Под эффективностью воспитательного процесса следует понимать степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами. Большое значение в решении этой проблемы имеет разработанность критериев, показателей, индикаторов результативности и эффективности.

Единых для всех школ, педагогов, детей характеристик и шкал оценок не существует, поэтому крайне важно проводить анализ в сравнении, динамике личностного роста и развития классного коллектива.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.

Изучение воспитанности школьников.

Воспитанность — интегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обоб­щенной форме отражающих систему социальных отношений человека к природе и обществу, собственности, труду, людям, и принципиально требовательное к самому себе. Портрет воспитанного человека составляет совокупность таких качеств, как гражданская идентичность, патриотизм, нравственность, культура поведения, социальная активность, толерантность, бережливость, гуманность, целеустремленность, совестливость, честность, воля ит.д.

Чтобы управлять процессом воспитания, надо иметь возможность отслеживать динамику личностного роста школьников, ступени развития коллектива класса. Абсолютно воспитанных людей не бывает. Поэтому за точку отсчета при изучении воспитанности школьников принимают модель (образ) желаемых характеристик и исходный уровень сформированности обозначенных в ней качеств.

В процессе изучения школьников выявляются разные уровни их воспитанности: от невоспитанности до высокого уровня воспитанности. Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще не устойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями. Для среднего уровня свойственны удовлетворительно сформированные качества, хотя проявления их ситуативны, поэтому требуется сопровождение ребенка в самоорганизации, самоопределении. Признак высокого уровня воспитанности — наличие в деятельности и поведении устойчиво и положительно проявляющегося качества, сформировавшегося на основе активной жизненной позиции.

Разработанность результатов и критериев предстоящей оценки и диагностики в виде целевого блока упрощает последующую аналитическую работу классного руководителя.

Например, классный руководитель представил в своем плане раздел «Цели и задачи, критерии и показатели развития самостоятельности школьников», в котором предполагалось оценивать воспитанность самостоятельности по трем критериям: знаниям (представлениям), отношению к данному качеству и опыту деятельности, в частности:

  • по совокупности представлений о качествах самостоятельнее человека (ответственный, доводит дело до конца, действует без напоминания и помощи взрослых, владеет организаторским умениями и навыками и опытом самоорганизации);

  • отношению к самостоятельности, как к личностной ценности, желанному качеству, настойчивому овладению опытом организации и самоорганизации;

  • поступкам и занимаемой позиции в процессе деятельности классе, группе: наблюдатель — зритель — участник — активный участник — организатор — лидер.

В качестве показателей самостоятельности были определены:

проявления, выражающие разную степень отклонения от принятой модели воспитанности (знает — не знает, имеет представление — не имеет, позитивно относится — негативно, умеет — не умеет, часто пользуется помощью — делает сам и др.) и условно отнесенные к разным уровням сформированности желаемого ка­чества: низкому, среднему, выше среднего и высокому.

Индикаторами являлись полнота знаний (измеряемая в баллах, процентах), количество случаев усложнения позиции в деятельности (участник — организатор — лидер), частота случаев выполнения работы без помощи взрослых (в процентах).

Тема: Диагностика коллектива, отношений между участниками пе­дагогического процесса.

Эффективность воспитательной работы можно изучать по состоянию и уровню развития детского коллектива, сформированности у школьников коллективистских качеств, системы взаимоотношений между детьми и педагогом.

В отечественной педагогической и психологической литературе теория и методика формирования коллектива разработаны достаточно тщательно: выявлены стадии становления и развития коллектива, уровни и характеристики его развития, проблематика руководства и социально-педагогического сопровождения детского коллектива, разработаны показатели развития и методики изучения коллектива учащихся школы и класса (И. П. Иванов, А. Т. Куракин, А. Н. Лутошкин, А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, Л. И. Уманский и др.)

Организация диагностики классного коллектива — это серьезная исследовательская деятельность. Начинать ее необходимо с создания программы (комплексной или специальной, посвященной изучению наиболее важных показателей), которая включает обоснование актуальности, сущностные характеристики коллектива, теоретические модели, описание позиции педагога, цели, задачи, объект и предмет изучения, обоснование методик и приложения с инструкциями по применению методик и интерпретации полученного эмпирического материала.

Классный руководитель может использовать различные методики в зависимости от задач исследования: методику «Наши отношения» и методику социометрического обследования (социометрию); диагностическую программу изучения развития классных коллективов, а также методику перекрестных характеристик, неоконченного предложения («Я хотел бы сидеть за одной партой с...»), наблюдения за организаторской деятельностью и самоуправлением учащихся, микросоциологический опрос («Что думаю я и другие о нашем классе?»), методы ранжирования значимых для учащихся характеристик личности и коллектива и т. д.

Завершается процесс изучения коллектива и отношений созданием таблиц и диагностических карт, описанием результатов диагностики, выводами, определением рекомендаций относительно дальнейшего развития коллектива и корректировкой плана воспитательной работы.

Рассмотрим требования к организации процесса изучения результатов и эффективности воспитания.

Изучение результативности и эффективности воспитательного процесса ведется в следующих основных направлениях:

■ изучение динамики личностного роста ребенка (усвоение социальных и духовно-нравственных норм, системы позитивных отношений к общечеловеческим ценностям, опыта самостоятельного социально значимого действия);

  • изучение качества организации процесса воспитания (реализация воспитательного потенциала учебной и внеурочной деятельности, развитость самоуправления и детского коллектива

Технология изучения результатов и эффективности воспитательного процесса может быть представлена следующими этапами алгоритма:

  1. постановка целей и конкретизация задач исследования;

  2. обоснование сущности исследуемых качеств и модели изменений;

  3. разработка критериев, показателей, индикаторов, определяющих результаты и эффекты воспитательного процесса;

  4. отбор или разработка методик изучения;

  5. подготовка диагностического инструментария на бумажных или электронных носителях;

  6. проведение методик, в том числе среди респондентов (детей и взрослых);

  7. обработка результатов исследования, подготовка таблиц, графиков;

  8. анализ, оценка, интерпретация полученной информации;

  9. оформление и обсуждение результатов исследования. Ориентация на данные требования в оценке качества воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления воспитательным процессом: планирование воспитания, организацию воспитательной работы, мотивацию педагогов - воспитателей и контроль за их деятельностью.

Способы организации и методики педагогической диагностики должны быть адекватны целям и задачам исследования. В противном случае, проведя громоздкий тест или анкету, можно не получить нужной информации.

Так как классный руководитель чрезвычайно загружен, его требования к диагностическим методикам — информативность, не трудоемкость, простота в проведении и обработке, интерес, проявляемый детьми.

Требования к методу анкетирования. Опросные методы заимствованы из социологии и позволяют составить представление о мнениях личности и группы, знании норм и правил, личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. Анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать один ответ из предложенных вариантов). Закрытые анкеты обрабатываются быстрее, чем открытые. Методика анкетирования предполагает постановку цели, отбор понятных ученикам вопросов, на которые можно ответить за один урок. Достоинство метода в том, что он позволяет собрать большой объем материала. Недостатком методики считается то, что ответы детей могут быть формальными, лживыми, порой хулиганскими. Поэтому проведение анкетирования требует определенного настроя, мотивации детей и их стремления помочь в улучшении работы школы, класса. В последнее время среди детского и взрослого населения проводится большое количество всевозможных опросов и анкет, что вызывает негативное отношение к анкетированию.

Разнообразить метод анкетирования можно с помощью экспресс-анкет, проведения референдума (задается только один вопрос), игровых методик — пресс-конференций, игр «Закончи предложение», «Впиши нужное слово» и др.

Требования к методу беседы. Беседу считают более гибкой формой опроса, она может быть стандартизированной (вопросы задаются в определенной последовательности, что легче обрабатывать) и свободной (что позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений). Разработка методики проведения беседы с диагностической направленностью также начинается с постановки цели и задач, обдумывания (как и что спросить у учеников, родителей, педагогов школы, чтобы они не обиделись и ответили искренне). Не следует превращать беседу — опрос мнений в воспитательную и назидательную. Стиль беседы учителя с респондентами должен быть непринужденным, заинтересованным, уважительным. В процессе беседы важно фиксировать в памяти не только вербальную, но и невербальную информацию (интонации, жесты, мимику, положение тела и т.д.). В процессе беседы не надо ничего записывать, фиксировать результаты нужно коротко, оставшись наедине со своими мыслями.

Программа педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг (от англ, monitoring из лат. monitor— «надзирающий») — это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

Мониторинг в воспитании — это постоянное наблюдение за воспитательным процессом с целью выявления его соответствия требованиям общества и государства, планируемому результату; систематическое наблюдение за состоянием воспитания обучающихся с целью изучения, оценки, прогноза, развития позитивных и предупреждения негативных процессов. Отсюда определили основные этапы мониторинга:

  1. изучение состояния объекта (процесса, субъекта воспитан коллектива и др.) и предмета изучения (части процесса, возрастной категории детей, сообщества взрослых и пр.);

  2. оценка состояния объекта и предмета изучения (соответствие принятым нормативам, стандартам, критериям и др.);

  3. прогноз, выраженный в допустимой модели изменения развития;

  4. выработка мер по корректировке цели, задач и деятельно педагогов как воспитателей и управлению воспитательным процессом.

Мониторинг может быть входящим (перед началом воспитательной работы), текущим (в течение календарного периода), завершающим (по окончании работы). Он предполагает серьезную и системно организованную исследовательскую деятельность с привлечением педагогов всей школы и специалистов научных учреждений. Мониторинг осуществляется на основе целевой программы, часто данная программа разрабатывается на два-три года или на период обучения школьника в классе.

Тематику и направления мониторинга в воспитательном процессе могут составлять:

  • выполнение социального минимума образовательных услуг по воспитанию;

  • управление развитием воспитательного процесса;

  • состояние воспитательной системы класса;

  • состояние здоровья воспитанников;

  • качество организации воспитательной работы;

  • коммуникационная культура субъектов воспитательного процесса;

  • профессиональная компетентность классного руководителя как организатора воспитания;

  • выполнение социального заказа родителей по воспитанию школьников;

  • инновационная деятельность педагогов;

  • эффективность реализации программы воспитания для учащихся класса;

Мониторинг может проводиться по одному или нескольким направлениям (комплексно), что в основном определяется его целями и задачами.

Тема: Методика анализа деятельности классного руководителя


Методология и логика анализа деятельности классного руководителя заключены в современной нормативной правовой базе, совокупности общих подходов к воспитанию обучающихся, изложенных в вариативных воспитательных программах. Наиболее общий взгляд на содержание анализа деятельности классного руководителя базируется на идеях гуманистической педагогики, личностно ориен­тированного и системного подходов к воспитанию.

Объектом анализа является деятельность классного руководителя в соответствии с положением о классном руководстве, принятым в школе, и функциональными обязанностями классного руководителя. Субъектами анализа деятельности классного руководителя являются сам педагог, учащиеся вверенного ему класса их родители, администрация и педагогический коллектив школы. Предметами анализа могут быть:

  • методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия и его воспитательный эффект (совместная с детьми и родителями выработка целей, задач мероприятия, выбор форм его проведения; совместное планирование; участие детей в подготовке мероприятия и особенности педагогического сопровождения детских инициатив; непосредственное проведение воспитательного дела; совместное подведение итогов и анализ результатов, а также длительность воспитательного эффекта);

  • организация работы с советом класса (система работы, уровень развития организаторских умений и навыков, наличие плана и др.)

  • документация классного руководителя (классные журналы на бумажном и электронном носителях, планы, отчеты, справки, организация питания и др.);

  • организация работы с родителями и родительской общественностью (повестки и протоколы заседаний родительского комитета, план повышения педагогической культуры родителей, планы и результаты совместной деятельности семьи, класса и школы) и др.

Как правило, процедура анализа деятельности классного руководителя начинается с самоанализа и самооценки, затем (по необходимости) выслушиваются мнения детей, их родителей, учителей школы и позитивное мнение администрации. Выводы и профессиональные рекомендации педагог услышит на административном совещании.

Виды и уровни анализа воспитательной работы. Классификаций видов педагогического анализа достаточно много. Основными видами анализа воспитательной работы являются параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ в деятельности классного руководителя связан с изучением повседневной жизнедеятельности класса: текущей успеваемости, дисциплины на уроках и переменах, посещаемости уроков и внеклассных занятий, соблюдения графика дежурства по классу, выполнения внутришкольного распорядка и режима дня и т. д. Классный руководитель с согласия учителей может посещать уроки по отдельным предметам, чтобы выявить истинные причины учебных проблем обучающихся. Зафиксированные в дневнике или тетради контроля факты классный руководитель сравнивает, обобщает и на основании выводов прогнозирует последствия, принимает текущие, оперативные решения о мерах регулирования ситуации: провести беседу с группой учащихся или родителей, поощрить «трудных» подростков за отличное дежурство по школе, обсудить со всем классом предварительные итоги четверти, собрать педагогический консилиум по вопросам учеб конкретных учеников и др.

Тематический анализ предполагает системный подход к изучению воспитательной работы: систему работы по патриотическому или духовно-нравственному воспитанию, цикл классных часов правилам дорожного движения или воспитанию культуры межнационального общения, систему знаний учащихся о правилах поведения в школе или систему организации проектной деятельности учащихся и т.д. Целью тематического анализа является определение тенденций и закономерностей в построении педагогического процесса. Например, в одном случае тематический анализ может выявить тенденции, связанные с необоснованно частым выбором педагогами вербальных (словесных) форм и методов воспитания детей в ущерб практико- ориентированным. В другом случае этот же анализ поможет констатировать готовность классного руководителя и коллектива класса к переходу на новый этап развит воспитательной системы, что потребует постановки новых целей и усложнения деятельности детей и др.

Итоговый анализ проводится в конце учебной четверти года, по завершении определенного этапа деятельности или результатам выполненного педагогического проекта и т.д. Материалами для такого анализа становятся накопленные в процессе воспитательной работы отчеты, справки, диагностические данные и результаты проведенных мониторингов. Итоговый анализ завершается подготовкой отчетного документа (например, «Анализа воспитательной работы в классе за 2016/2017 учебный год»), на основании которого принимаются управленческие решения о вы­полнении нормативных правовых документов, программы воспитания, оценке профессионализма классного руководителя как организатора воспитания и выполнении им своих функций, состоянии и перспективах развития воспитательной работы в классе и школе, подготовке необходимых управленческих решений.

Методическое сопровождение деятельности классного руководителя (профессиональное портфолио)

В целях совершенствования мастерства и методического сопровождения воспитательной работы классного руководителя, повышения профессиональной компетентности педагога как воспитателя в образовательном учреждении организуется методическое объединение классных руководителей (далее — МО). В некоторых учреждениях создаются соответствующие кафедры. Во главе ме­тодического объединения — председатель из числа наиболее опытных классных руководителей или заместитель директора по воспитательной работе. Обычно структура этого МО представлена подразделениями учителей в соответствии со ступенями обучения: МО классных руководителей 1 — 4, 5—9, 10—11 классов. Такая структура МО позволяет наилучшим образом учитывать специфические особенности воспитательной работы с детьми разного возраста. В своей деятельности МО обычно выполняет следующие функции:

  • научно-методическую;

  • инновационно-экспертную;

  • организационно-методическую;

  • аналитическую.

Методическое сопровождение деятельности классных руководителей имеет следующие направления организации профессионального общения:

  • ознакомление с современными новейшими достижениями науки и передовой образовательной практики (встречи с учеными, участие в конференциях, педагогические чтения, обсуждение новых нормативных правовых документов, обзоры научно-методических журналов и сайтов по проблемам воспитания школьников, работа «годичных» команд по проблемам воспитания);

  • информационно-методическая помощь классным руководителям в овладении современными технологиями воспитания обучающихся (конкурс программ воспитания учащихся класса и воспитательных проектов, открытые классные часы, круглые столы, проблемные семинары, инструктивные совещания, методическое портфолио);

  • апробация и анализ результатов внедрения новых технологий и форм воспитательной работы (поисковая и экспериментальная работа, создание педагогического банка инноваций в области воспитания школьников, подготовка публикаций, докладов, сообщений);

  • содействие классным руководителям в овладении способами ор­ганизации аналитической деятельности (индивидуальные и групповые консультации, консультация-диалог, консультация- парадокс, консультация-практикум, экспертный совет, слайд- презентации, творческие отчеты и др.).

Разнообразие форм проведения методического объединения классных руководителей позволяет удовлетворить различные профессиональные потребности учителей. Варианты планов проведения заседаний МО могут включать следующие формы:

  • доклад по теме; обсуждение доклада в процессе работы секц классных руководителей начальной, средней и старшей школ

  • интерактивный классный час; сообщение классного руководя теля об интерактивных формах воспитательной работы; обсуждение результатов проведения классного часа;

  • деловую игру-вертушку «Инновации и традиции»; обсуждение методических рекомендаций к игре и т.д.

Большую помощь классному руководителю оказывает ведение профессионального портфолио (от англ, portfolio — «портфель» «папка для важных документов, образцов работ, справок, отчетов)

Цель создания портфолио классного руководителя — накопление и представление значимых профессиональных результатов, обеспечение мониторинга профессионального и творческого ро­ста классного руководителя, его достижений в самообразовании. Работа над созданием профессионального портфолио должна со­ответствовать следующим принципам:

  • системности (предполагается отражение целей, задач, содержания, адекватных форм и методов, результатов работы классного руководителя);

  • полноты и конкретности (требуется предоставление информации обо всех этапах воспитательного процесса — от разработки программы воспитания и создания перспективного плана до оформления отчета и анализа воспитательной работы);

  • объективности информации (принцип связан с необходимостью подтверждения педагогических оценок и выводов об уровне развития детского коллектива, уровне воспитанности учащихся класса и др.);

  • презентабельности (предполагает соблюдение требований к эстетике и аккуратности оформления папки или электронной версии).

Содержание папки (портфолио) зависит от задач педагогического коллектива школы и определяется на заседании МО классных руководителей.

Используется портфолио в различных профессиональных ситуациях: в процессе аттестации или подтверждения квалификационной категории учителя, для представления к профессиональным званиям и наградам, для подготовки к участию в профессиональных конкурсах и выставках-презентациях, в ситуациях поступления на новое место работы и распространения опыта классного руководителя и т.д. В некоторых образовательных учреждениях в конце учебного года проводятся собеседования администрации с классными руководителями, на которых могут быть представлены портфолио.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!