СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТМОДРУК Лекция "Условия успешного семейного воспитания"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция "Условия успешного семейного воспитания" для самостоятельного конспектирования студентов группы 3ппН, 4 опН

Просмотр содержимого документа
«ТМОДРУК Лекция "Условия успешного семейного воспитания"»

Условия успешного семейного воспитания.

Одним из основных требований к организации воспитания в семье является согласованность во всех делах взрослых членов семьи, которые "окружают ребенка. Это единство должно прояв­ляться во всем: в обращении к детям, в поощре­ниях и наказаниях и применении других средств воздействия на них. Часто отец запрещает то, что разрешает мать или бабушка, или наказывает отец, а мать отменяет наказание, хвалит бабуш­ка, а отец ругает за этот же поступок и т. п. От этого разнобоя в первую очередь страдают дети. Они быстро приучаются лави­ровать между требовательным отцом, менее требовательной ма­терью и совсем нетребовательной бабушкой. Дети, видя несогла­сованность действий старших, приучаются хитрить, обманывать, льстить.

Когда предъявляются несогласованные требования ребенку, тогда он совсем теряется и не знает, как поступать. Совсем не­допустимо, чтобы ребенок являлся свидетелем раздоров и ссор между взрослыми, тем более между отцом и матерью, которых он любит.

Значительные трудности в воспитании детей возникают тог­да, когда семья не представляет из себя коллектива.

Семья — это первичный, естественный коллектив, но она яв­ляется коллективом тогда, когда в ней есть отец, мать, братья и сестры. Если из семьи ушел один из родителей, семья теряет признаки коллектива, а с этим теряется и сила воздействия на ребенка. Легкомысленно относящийся к своим семейным обязан­ностям родитель, уходящий из семьи, подчас не понимает, что материальное содержание ребенка может взять на себя и госу­дарство, но ничто не может заменить ему личное влияние отца или матери, той теплоты и близости, которая создается в семье между родителями и детьми и оказывает большое влияние на формирование детей.

Уход из семьи одного из родителей наносит очень тяжелую травму детям: они становятся раздражительными и вспыльчи­выми, дерзкими и грубыми, подозрительными и недоверчивыми, снижается их успеваемость, теряется вера в людей.

Особенно болезненно «свою покинутость» переживают подростки, которые очень нуждаются в воспитательном влиянии отца.

Своеобразные трудности возникают в семьях при воспитании единственного ребенка. В таких семьях ребенок всегда находится в коллективе взрослых. Он лишается возможности постоянного общения с другими детьми, близкими по возрасту и по совме­стной жизни. Постепенно у родителей единственный ребе­нок становится центром внимания: ему отдается все лучшее, вкус­ное, все его требования выполняются. Он быстро привыкает к такому положению, начинает командовать, заявлять о своих требованиях, не считаясь ни с чем,— так у него зарождается эгоизм.

Такой ребенок в школе постоянно требует к себе особого внимания со стороны учителей и детей, не сживается с коллек­тивом сверстников, претендует на исключительное положение в классе.

Значительно облегчается воспитание, если в семье 2—3 и более детей. В таких семьях многие вопросы воспитания решают­ся с помощью старших детей; старшим поручается наблюдение и уход за малышами; младшие, учась у старших братьев и сес­тер, подражая их положительному примеру, много ценного по­лучают для своего развития. Этот опыт хорошо влияет и на старших детей: у них воспитывается ответственное отношение к поручениям взрослых, желание быть полезным в семье и пр. Ма­лыши приобретают в семьях навыки коллективной жизни, взаи­мопомощи, взаимоуважения.

Жизнь ребенка требует четкой организации и распорядка. Отсутствие их влечет за собой безделье, бесцельное препровождение времени, и, как следствие этого, у детей появляются раз­ные недостатки. У таких детей не вырабатываются с детства на­выки к труду, нет прилежания и усидчивости, бережного отноше­ния ко времени.

Такие дети и в школе медленно, с большими трудностями включаются в коллективную работу, проявляют ко всему рав­нодушие.

От родителей иногда можно слышать жалобу на то, что ребенок их не слушает. Непослушание детей — это признак отсут­ствия авторитета родителей. Что же такое авторитет родителя и как он создается в семье?

А. С. Макаренко определяет авторитет как такое нормаль­ное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и веря им, подчи­няются их воле, их требованиям и указаниям.

А. С. Макаренко в лекции «О родительском авторитете» показал, из чего и как складывается авторитет и что мешает этому.

Он рассмотрел виды ложного авторитета и показал, какой вред причиняет воспитанию детей неправильный подход к ним. Таким, например, является «авторитет подавления». Этот вид авторитета А. С. Макаренко назвал самым страшным, так как он строится на угрозах, наказаниях, на страхе, на запугивании ребенка родителем. Такой авторитет отделяет ребенка от родителей. Чаще такой путь создания себе авторитета избирают отцы. Дети в подобных семьях вырастают забитыми, безволь­ными существами, а потом иногда сами становятся самоду­рами.

Часто встречается в наших семьях «авторитет любви». Он основан на правильном предположении, что дети должны лю­бить своих родителей. Однако неправильное использование это­го естественного взаимоотношения детей и родителей приводит к плохим результатам. Если мать часто обращается к ребенку со словами: «Ты плохо сделал, значит, не любишь свою маму»,— это может породить у ребенка в конце концов чувство неприяз­ни к матери. С другой стороны, некоторые родители, чтобы по­казать свою любовь к детям, без конца говорят им ласковые слова, целуют их, и все это делается без меры. Такие взаимоот­ношения в семье приводят к тому, что из ребенка постепенно вы­растает лицемер и эгоист. Ребенок с возрастом поймет, что до­статочно создать видимость любви, сказать об этом лишний раз, как ему будет все разрешено и позволено.

В некоторых семьях родители прибегают к «авторитету под­купа». Этот вид авторитета А. С. Макаренко назвал самым без­нравственным. Ребенку то и дело обещают: «Будешь себя хо­рошо вести — купим заводную машину», «Будешь слушаться — пойдем в цирк» и т. п.

Так иногда родители покупают своими обещаниями хорошее поведение ребенка. Дети в этих случаях легко усваивают, что у родителей все можно выпросить. Особенно часто можно встре­тить такой вид авторитета в семьях, где нет согласия между ро­дителями. Каждый из них прибегает к подкупу ребенка иногда наперекор другому родителю. Страдают от этого в первую оче­редь дети, а потом и родители. Такая «любовь» быстро прохо­дит, как только кончаются дорогие подарки или как только удовлетворяются требования и капризы детей.

Естественно, возникает вопрос: а что же такое настоящий авторитет, от чего он зависит?

Главным основанием родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их участие в труде, вся их жизнь. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть по­хожими на них. Понятно, что родители во всех отношениях долж­ны показывать детям пример. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и до­верии их друг к другу. Дети видят в родителях своих советчи­ков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

Разумная требовательность старших не может не повлиять на ре­бенка; она заставляет его быть лучше, активнее, организованнее.

Большое значение в правильном семейном воспитании детей имеет разумная организация всего семейного хозяйства с по­сильным привлечением детей к бытовому труду. Чем раньше семья сумеет выработать у ребенка умения выполнять опреде­ленные трудовые поручения и привычку к повседневному труду, вызвать у него желание быть полезным членом семьи, тем ус­пешнее будут решаться и задачи нравственного воспитания. Те родители, которые освобождают своих детей от труда даже по самообслуживанию, допускают большую ошибку; впоследствии будет очень трудно выработать у ребенка стойкие привычки к труду. Только постоянно закрепленные за ребенком поручения, контроль со стороны старших за качеством их выполнения, по­ложительная или отрицательная реакция на отношение ребен­ка к порученному делу будут способствовать превращению тру­довых усилий в привычку. С развитием ребенка трудовые пору­чения усложняются, делаются более ответственными.

Особенно умело следует в семье стимулировать ребенка на труд. Лучшим стимулом является одобрение его активного и внимательного отношения к делу, проявленной инициативы. Ребенок, приученный с раннего детства к труду, будет це­нить трудовые усилия старших, беречь материальные ценности.

Одним из основных условий успешного воспитания ребенка в семье является соблюдение правильного режима дня. К выполнению гигиенически обоснованного распорядка дня надо приучать ребенка с рождения.

В любом возрасте у ребенка регламентируется сон, прием пищи, труд и отдых. Почему регламентируются именно эти виды деятельности ребенка? Всякий орган во время деятельности утом­ляется. Особенно подвержена утомлению центральная нервная система. Утомление проявляется в понижении работоспособности тканей, органов или организма в целом. Для того чтобы это утом­ление было наименьшим и чтобы не допускать переутомления, следует организовать жизнь ребенка в определенном ритме, со­блюдать правильное чередование труда и отдыха.

Работа организма в определенном ритме способствует не только сохранению и укреплению здоровья ребенка, но и разви­тию привычки все делать вовремя, созданию стереотипа.

Самым лучшим отдыхом для центральной нервной системы является сон. Полноценный сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга полный покой, что в свою очередь способствует правильному росту и развитию организма в целом, сохранению и восстановлению работоспособности, вызывает у человека чув­ство бодрости, свежести, желание работать. Новорожденный ребенок почти все время спит; в дальней­шем уменьшается время на сон и увеличивается время на бодр­ствование, на различные виды деятельности.

Согласно гигиеническим нормам младший школьник должен спать 10—12 часов. Для полноценного отдыха важно не только строго определенное время для сна, но важно приучить ребенка ложиться спать и вставать после сна всегда в определенное вре­мя, перед сном выполнять гигиенические процедуры, спать в про­ветренной комнате.

Для того чтобы после сна организм быстро мог включиться в активную работу, необходимо еще с дошкольного возраста приучить детей к ежедневной утренней зарядке. Она способствует развитию отдельных мышечных групп и всей мышечной си­стемы, выработке гибкости и подвижности в суставах, предупреждению функциональных отклонений в отдельных системах организма, выработке правильной осанки, улучшению обмена веществ и повышению жизнедеятельности организма.

Утренняя гимнастика способствует также повышению рабо­тоспособности ребенка, воспитанию общей организованности и дисциплинированности.

Для нормальной жизни и работы ребенка большое значение имеет правильно организованное питание. Детям школьного воз­раста рекомендуется принимать пищу четыре раза в день, при­мерно через 4 часа. Для этого им необходимо перед уходом в школу обязательно завтракать, во время занятий в школе съе­дать горячий завтрак, обедать в 14—15 часов и не позже 19 ча­сов ужинать. Завтрак должен быть полноценным; голодный ре­бенок плохо слушает объяснения учителя, рассеян, возбужден. Если ребенок будет приучен к строгому порядку в приеме пищи, есть не спеша, хорошо пережевывать пищу, он не будет жа­ловаться на отсутствие аппетита.

Приучая ребенка принимать пищу в строго определенные часы, мыть руки перед едой, полоскать рот после еды, мы тем самым будем способствовать развитию у него общей культуры.

Исключительно важное значение в жизни ребенка имеет организация его труда и отдыха.

Наиболее сложным видом труда для младшего школьника является учебный труд, который требует от него активного вни­мания, большого умственного напряжения, усидчивости и воли. Успех в учебном труде школьника во многом зависит от того, какие у него еще в дошкольном возрасте воспитаны навыки и привычки бытового труда. Важным условием успехов в учении является рациональное сочетание в режиме дня различных ви­дов труда и отдыха.

Вот почему в режиме дня ребенка должно быть предусмот­рено чередование видов труда: после напряженной умственной работы надо дать ребенку возможность заняться физическим трудом, спортом или физкультурными упражнениями, которые будут способствовать снятию утомления центральной нервной системы.

Чтобы учебный труд был успешным, надо правильно выбрать время в режиме дня ребенка для умственной работы. И. П. Павлов установил, что в течение суток у человека происходит колеба­ние в умственной деятельности. Самыми продуктивными являют­ся утренние часы, примерно с 9 до 11 часов 30 минут, затем с на­ступлением утомления работоспособность падает, и второй подъ­ем наступает в послеобеденные часы, примерно с 15 часов до 17 часов 30 минут. Вот в эти-то часы и следует проводить учеб­ные занятия в школе и дома. После утренних умственных заня­тий в режиме дня отводится время на занятия физическим тру­дом, на прогулки и игры на свежем воздухе и лишь затем на вы­полнение домашних заданий. Если ребенок занимается в школе во вторую смену, то домашние задания им выполняются утром; после умственной работы рекомендуется физический труд и от­дых на свежем воздухе, а затем занятия в школе.

Гигиенисты установили, что лучший отдых для школьника — это отдых на свежем воздухе продолжительностью около 2— 3 часов; это отдых активный, заполненный играми, спортивны­ми развлечениями, прогулками, легкими умственными занятия­ми (чтение, рассказывание, решение занимательных задач). Из сказанного следует, что неправильно поступают те родители, которые разрешают ребенку, занимающемуся в школе в утрен­нюю смену, выполнять домашние уроки сразу после прихода его из школы, тотчас вслед за обедом. Неправильно посту­пают и те родители, которые предлагают ребенку откладывать выполнение уроков до позднего вечера, когда кто-либо из старших возвратится домой. Вечером ребенок работает с большим напряжением, сильно устает, выполняет задания не­брежно.

В отдыхе детей, особенно младшего школьного возраста, большое внимание следует обращать на организацию игр на свежем воздухе. Детям этого возраста рекомендуется зимой не менее 3 часов в сутки кататься на санках, коньках, лыжах, со­вершать прогулки. Пребывание на свежем воздухе следует ре­комендовать в перерывах между учебными занятиями в школе и дома (1,5—2 часа) и перед сном (1—1,5 часа).

Игрушки для школьников надо подбирать такие, чтобы они помогали их развитию; наиболее ценны с этой точки зрения на­боры материалов и инструментов, пользуясь которыми, ребенок что-то строит, складывает, мастерит, решает замысловатые за­дачи. Игра должна способствовать развитию активности и са­мостоятельности ребенка. Игрой, как и другими видами деятель­ности ребенка, следует руководить.

Встает вопрос о том, как приучить ребенка соблюдать режим самостоятельно, сделать его внутренней потребностью.

Важно, чтобы ребенок видел в лице родителей образец четкости и организованности во всем, строгого распорядка в семье. Нельзя, конечно, пренебрегать и разъяснениями значения ра­ционального режима в жизни человека. Но главное — практи­ческая организация времени ребенка. Уже первоклассник дол­жен уметь узнавать время по часам, сам контролировать уста­новленное для него распределение времени. Конечно, школьник еще очень нуждается в контроле со стороны взрослых. Иногда приходится напоминать ребенку: «Посмотри на часы, не пора ли тебе садиться за уроки»,— вовремя пригласить его с прогул­ки, отправить спать.

Особенно трудно ребенку привыкать к режиму в первый ме­сяц. Постепенно у него начнет вырабатываться чувство времени и создается привычка делать все в положенное время.

Итак, режим дня предусматривает разумное распределение времени ребенка на все виды деятельности и на отдых, способ­ствует налаживанию работы организма в определенном рит­ме, повышению работоспособности как отдельных органов, так и всего организма в целом, воспитанию трудолюбия и стремле­ния к разумной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!