Условия успешного семейного воспитания.
Одним из основных требований к организации воспитания в семье является согласованность во всех делах взрослых членов семьи, которые "окружают ребенка. Это единство должно проявляться во всем: в обращении к детям, в поощрениях и наказаниях и применении других средств воздействия на них. Часто отец запрещает то, что разрешает мать или бабушка, или наказывает отец, а мать отменяет наказание, хвалит бабушка, а отец ругает за этот же поступок и т. п. От этого разнобоя в первую очередь страдают дети. Они быстро приучаются лавировать между требовательным отцом, менее требовательной матерью и совсем нетребовательной бабушкой. Дети, видя несогласованность действий старших, приучаются хитрить, обманывать, льстить.
Когда предъявляются несогласованные требования ребенку, тогда он совсем теряется и не знает, как поступать. Совсем недопустимо, чтобы ребенок являлся свидетелем раздоров и ссор между взрослыми, тем более между отцом и матерью, которых он любит.
Значительные трудности в воспитании детей возникают тогда, когда семья не представляет из себя коллектива.
Семья — это первичный, естественный коллектив, но она является коллективом тогда, когда в ней есть отец, мать, братья и сестры. Если из семьи ушел один из родителей, семья теряет признаки коллектива, а с этим теряется и сила воздействия на ребенка. Легкомысленно относящийся к своим семейным обязанностям родитель, уходящий из семьи, подчас не понимает, что материальное содержание ребенка может взять на себя и государство, но ничто не может заменить ему личное влияние отца или матери, той теплоты и близости, которая создается в семье между родителями и детьми и оказывает большое влияние на формирование детей.
Уход из семьи одного из родителей наносит очень тяжелую травму детям: они становятся раздражительными и вспыльчивыми, дерзкими и грубыми, подозрительными и недоверчивыми, снижается их успеваемость, теряется вера в людей.
Особенно болезненно «свою покинутость» переживают подростки, которые очень нуждаются в воспитательном влиянии отца.
Своеобразные трудности возникают в семьях при воспитании единственного ребенка. В таких семьях ребенок всегда находится в коллективе взрослых. Он лишается возможности постоянного общения с другими детьми, близкими по возрасту и по совместной жизни. Постепенно у родителей единственный ребенок становится центром внимания: ему отдается все лучшее, вкусное, все его требования выполняются. Он быстро привыкает к такому положению, начинает командовать, заявлять о своих требованиях, не считаясь ни с чем,— так у него зарождается эгоизм.
Такой ребенок в школе постоянно требует к себе особого внимания со стороны учителей и детей, не сживается с коллективом сверстников, претендует на исключительное положение в классе.
Значительно облегчается воспитание, если в семье 2—3 и более детей. В таких семьях многие вопросы воспитания решаются с помощью старших детей; старшим поручается наблюдение и уход за малышами; младшие, учась у старших братьев и сестер, подражая их положительному примеру, много ценного получают для своего развития. Этот опыт хорошо влияет и на старших детей: у них воспитывается ответственное отношение к поручениям взрослых, желание быть полезным в семье и пр. Малыши приобретают в семьях навыки коллективной жизни, взаимопомощи, взаимоуважения.
Жизнь ребенка требует четкой организации и распорядка. Отсутствие их влечет за собой безделье, бесцельное препровождение времени, и, как следствие этого, у детей появляются разные недостатки. У таких детей не вырабатываются с детства навыки к труду, нет прилежания и усидчивости, бережного отношения ко времени.
Такие дети и в школе медленно, с большими трудностями включаются в коллективную работу, проявляют ко всему равнодушие.
От родителей иногда можно слышать жалобу на то, что ребенок их не слушает. Непослушание детей — это признак отсутствия авторитета родителей. Что же такое авторитет родителя и как он создается в семье?
А. С. Макаренко определяет авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и веря им, подчиняются их воле, их требованиям и указаниям.
А. С. Макаренко в лекции «О родительском авторитете» показал, из чего и как складывается авторитет и что мешает этому.
Он рассмотрел виды ложного авторитета и показал, какой вред причиняет воспитанию детей неправильный подход к ним. Таким, например, является «авторитет подавления». Этот вид авторитета А. С. Макаренко назвал самым страшным, так как он строится на угрозах, наказаниях, на страхе, на запугивании ребенка родителем. Такой авторитет отделяет ребенка от родителей. Чаще такой путь создания себе авторитета избирают отцы. Дети в подобных семьях вырастают забитыми, безвольными существами, а потом иногда сами становятся самодурами.
Часто встречается в наших семьях «авторитет любви». Он основан на правильном предположении, что дети должны любить своих родителей. Однако неправильное использование этого естественного взаимоотношения детей и родителей приводит к плохим результатам. Если мать часто обращается к ребенку со словами: «Ты плохо сделал, значит, не любишь свою маму»,— это может породить у ребенка в конце концов чувство неприязни к матери. С другой стороны, некоторые родители, чтобы показать свою любовь к детям, без конца говорят им ласковые слова, целуют их, и все это делается без меры. Такие взаимоотношения в семье приводят к тому, что из ребенка постепенно вырастает лицемер и эгоист. Ребенок с возрастом поймет, что достаточно создать видимость любви, сказать об этом лишний раз, как ему будет все разрешено и позволено.
В некоторых семьях родители прибегают к «авторитету подкупа». Этот вид авторитета А. С. Макаренко назвал самым безнравственным. Ребенку то и дело обещают: «Будешь себя хорошо вести — купим заводную машину», «Будешь слушаться — пойдем в цирк» и т. п.
Так иногда родители покупают своими обещаниями хорошее поведение ребенка. Дети в этих случаях легко усваивают, что у родителей все можно выпросить. Особенно часто можно встретить такой вид авторитета в семьях, где нет согласия между родителями. Каждый из них прибегает к подкупу ребенка иногда наперекор другому родителю. Страдают от этого в первую очередь дети, а потом и родители. Такая «любовь» быстро проходит, как только кончаются дорогие подарки или как только удовлетворяются требования и капризы детей.
Естественно, возникает вопрос: а что же такое настоящий авторитет, от чего он зависит?
Главным основанием родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их участие в труде, вся их жизнь. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Понятно, что родители во всех отношениях должны показывать детям пример. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии их друг к другу. Дети видят в родителях своих советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.
Разумная требовательность старших не может не повлиять на ребенка; она заставляет его быть лучше, активнее, организованнее.
Большое значение в правильном семейном воспитании детей имеет разумная организация всего семейного хозяйства с посильным привлечением детей к бытовому труду. Чем раньше семья сумеет выработать у ребенка умения выполнять определенные трудовые поручения и привычку к повседневному труду, вызвать у него желание быть полезным членом семьи, тем успешнее будут решаться и задачи нравственного воспитания. Те родители, которые освобождают своих детей от труда даже по самообслуживанию, допускают большую ошибку; впоследствии будет очень трудно выработать у ребенка стойкие привычки к труду. Только постоянно закрепленные за ребенком поручения, контроль со стороны старших за качеством их выполнения, положительная или отрицательная реакция на отношение ребенка к порученному делу будут способствовать превращению трудовых усилий в привычку. С развитием ребенка трудовые поручения усложняются, делаются более ответственными.
Особенно умело следует в семье стимулировать ребенка на труд. Лучшим стимулом является одобрение его активного и внимательного отношения к делу, проявленной инициативы. Ребенок, приученный с раннего детства к труду, будет ценить трудовые усилия старших, беречь материальные ценности.
Одним из основных условий успешного воспитания ребенка в семье является соблюдение правильного режима дня. К выполнению гигиенически обоснованного распорядка дня надо приучать ребенка с рождения.
В любом возрасте у ребенка регламентируется сон, прием пищи, труд и отдых. Почему регламентируются именно эти виды деятельности ребенка? Всякий орган во время деятельности утомляется. Особенно подвержена утомлению центральная нервная система. Утомление проявляется в понижении работоспособности тканей, органов или организма в целом. Для того чтобы это утомление было наименьшим и чтобы не допускать переутомления, следует организовать жизнь ребенка в определенном ритме, соблюдать правильное чередование труда и отдыха.
Работа организма в определенном ритме способствует не только сохранению и укреплению здоровья ребенка, но и развитию привычки все делать вовремя, созданию стереотипа.
Самым лучшим отдыхом для центральной нервной системы является сон. Полноценный сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга полный покой, что в свою очередь способствует правильному росту и развитию организма в целом, сохранению и восстановлению работоспособности, вызывает у человека чувство бодрости, свежести, желание работать. Новорожденный ребенок почти все время спит; в дальнейшем уменьшается время на сон и увеличивается время на бодрствование, на различные виды деятельности.
Согласно гигиеническим нормам младший школьник должен спать 10—12 часов. Для полноценного отдыха важно не только строго определенное время для сна, но важно приучить ребенка ложиться спать и вставать после сна всегда в определенное время, перед сном выполнять гигиенические процедуры, спать в проветренной комнате.
Для того чтобы после сна организм быстро мог включиться в активную работу, необходимо еще с дошкольного возраста приучить детей к ежедневной утренней зарядке. Она способствует развитию отдельных мышечных групп и всей мышечной системы, выработке гибкости и подвижности в суставах, предупреждению функциональных отклонений в отдельных системах организма, выработке правильной осанки, улучшению обмена веществ и повышению жизнедеятельности организма.
Утренняя гимнастика способствует также повышению работоспособности ребенка, воспитанию общей организованности и дисциплинированности.
Для нормальной жизни и работы ребенка большое значение имеет правильно организованное питание. Детям школьного возраста рекомендуется принимать пищу четыре раза в день, примерно через 4 часа. Для этого им необходимо перед уходом в школу обязательно завтракать, во время занятий в школе съедать горячий завтрак, обедать в 14—15 часов и не позже 19 часов ужинать. Завтрак должен быть полноценным; голодный ребенок плохо слушает объяснения учителя, рассеян, возбужден. Если ребенок будет приучен к строгому порядку в приеме пищи, есть не спеша, хорошо пережевывать пищу, он не будет жаловаться на отсутствие аппетита.
Приучая ребенка принимать пищу в строго определенные часы, мыть руки перед едой, полоскать рот после еды, мы тем самым будем способствовать развитию у него общей культуры.
Исключительно важное значение в жизни ребенка имеет организация его труда и отдыха.
Наиболее сложным видом труда для младшего школьника является учебный труд, который требует от него активного внимания, большого умственного напряжения, усидчивости и воли. Успех в учебном труде школьника во многом зависит от того, какие у него еще в дошкольном возрасте воспитаны навыки и привычки бытового труда. Важным условием успехов в учении является рациональное сочетание в режиме дня различных видов труда и отдыха.
Вот почему в режиме дня ребенка должно быть предусмотрено чередование видов труда: после напряженной умственной работы надо дать ребенку возможность заняться физическим трудом, спортом или физкультурными упражнениями, которые будут способствовать снятию утомления центральной нервной системы.
Чтобы учебный труд был успешным, надо правильно выбрать время в режиме дня ребенка для умственной работы. И. П. Павлов установил, что в течение суток у человека происходит колебание в умственной деятельности. Самыми продуктивными являются утренние часы, примерно с 9 до 11 часов 30 минут, затем с наступлением утомления работоспособность падает, и второй подъем наступает в послеобеденные часы, примерно с 15 часов до 17 часов 30 минут. Вот в эти-то часы и следует проводить учебные занятия в школе и дома. После утренних умственных занятий в режиме дня отводится время на занятия физическим трудом, на прогулки и игры на свежем воздухе и лишь затем на выполнение домашних заданий. Если ребенок занимается в школе во вторую смену, то домашние задания им выполняются утром; после умственной работы рекомендуется физический труд и отдых на свежем воздухе, а затем занятия в школе.
Гигиенисты установили, что лучший отдых для школьника — это отдых на свежем воздухе продолжительностью около 2— 3 часов; это отдых активный, заполненный играми, спортивными развлечениями, прогулками, легкими умственными занятиями (чтение, рассказывание, решение занимательных задач). Из сказанного следует, что неправильно поступают те родители, которые разрешают ребенку, занимающемуся в школе в утреннюю смену, выполнять домашние уроки сразу после прихода его из школы, тотчас вслед за обедом. Неправильно поступают и те родители, которые предлагают ребенку откладывать выполнение уроков до позднего вечера, когда кто-либо из старших возвратится домой. Вечером ребенок работает с большим напряжением, сильно устает, выполняет задания небрежно.
В отдыхе детей, особенно младшего школьного возраста, большое внимание следует обращать на организацию игр на свежем воздухе. Детям этого возраста рекомендуется зимой не менее 3 часов в сутки кататься на санках, коньках, лыжах, совершать прогулки. Пребывание на свежем воздухе следует рекомендовать в перерывах между учебными занятиями в школе и дома (1,5—2 часа) и перед сном (1—1,5 часа).
Игрушки для школьников надо подбирать такие, чтобы они помогали их развитию; наиболее ценны с этой точки зрения наборы материалов и инструментов, пользуясь которыми, ребенок что-то строит, складывает, мастерит, решает замысловатые задачи. Игра должна способствовать развитию активности и самостоятельности ребенка. Игрой, как и другими видами деятельности ребенка, следует руководить.
Встает вопрос о том, как приучить ребенка соблюдать режим самостоятельно, сделать его внутренней потребностью.
Важно, чтобы ребенок видел в лице родителей образец четкости и организованности во всем, строгого распорядка в семье. Нельзя, конечно, пренебрегать и разъяснениями значения рационального режима в жизни человека. Но главное — практическая организация времени ребенка. Уже первоклассник должен уметь узнавать время по часам, сам контролировать установленное для него распределение времени. Конечно, школьник еще очень нуждается в контроле со стороны взрослых. Иногда приходится напоминать ребенку: «Посмотри на часы, не пора ли тебе садиться за уроки»,— вовремя пригласить его с прогулки, отправить спать.
Особенно трудно ребенку привыкать к режиму в первый месяц. Постепенно у него начнет вырабатываться чувство времени и создается привычка делать все в положенное время.
Итак, режим дня предусматривает разумное распределение времени ребенка на все виды деятельности и на отдых, способствует налаживанию работы организма в определенном ритме, повышению работоспособности как отдельных органов, так и всего организма в целом, воспитанию трудолюбия и стремления к разумной деятельности.