Тема: Воспитательная система школы и класса
Cистема воспитательной работы классного руководителя является основной частью системы воспитательной работы школы — комплекса мероприятий в школе с целью формирования, воспитания учащихся. В нашей стране и за рубежом имеется богатый опыт по проведению воспитательной работы педагогическими коллективами. Однако специалисты считают, что такой «мероприятийный» подход неэффективен и часто воспитание на его основе носит односторонний и формальный характер, сводится к проведению «дежурных» и стандартных форм работы. Системное педагогическое мышление, новые технологии в управлении обязывают понимать и строить воспитательную работу иначе.
Одновременно в педагогической практике XX в. отмечены такие уникальные «авторские» образовательные учреждения, школы, которые заставили думать, что некоторые школы живут и развиваются как сложные, своеобразные и эффективные воспитательные системы, а не просто как официальное безликое учреждение. Такие воспитательные системы были у А. С. Макаренко, С. Френе, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского. К ним относят Вальдорфские школы, школы Кольберга со «справедливыми сообществами», школу А. Нилла в Англии. Среди авторов оригинальных воспитательных систем в нашей стране во второй половине XX в. называют Ф. Ф. Брюховецкого, А. А. Захаренко, а также успешно работающих — В. А. Караковского, А. Н. Тубельского и др.
По определению Л. И. Новиковой, воспитательная система школы — это комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности системы.
Категория «воспитательная система» заставляет по-новому смотреть на всю работу школы, целью которой является создание условий для полноценного развития и социализации учащихся. Средствами достижения цели в этом случае является не только система обучения, но и система воспитательной работы внутри школы, подсистема воспитания, а также работа школы с ближайшим и отдаленным окружением, с семьей, с учреждениями культуры, с местными органами управления, организациями по обслуживанию населения, с производственными предприятиями. Воспитательная работа становится не набором, цепью мероприятий, а частью скоординированных структур, видов деятельности, технологий. Школа в этом случае является не только учебно-воспитательным учреждением, но усиливается ее социально-педагогическая функция, школа направляет усилия на успешную адаптацию школьников, если ее деятельность организуется в рамках воспитательной системы.
Как отмечают специалисты, отличительными чертами воспитательных систем передовых школ являются наличие комплекса идей инновационного характера, ясное представление педагогов о целях и функциях воспитательной системы, взаимодействие со средой, межвозрастное сотрудничество, коллектив единомышленников, гуманистическая ориентация, наличие системообразующей деятельности.
Воспитательная система школы состоит из компонентов, которые выделены в педагогической системе, а именно: цель, содержание воспитания, методы и формы, участники процесса. Воспитательная система конкретной школы отличается своеобразием реализации системно-технологического подхода, своеобразием, качеством решения задач конкретного коллектива школы в определенных, отличных от других условиях. Вот почему специалисты говорят, что воспитательные системы есть не во всех школах. Это надо понимать так, что формально, структурно педагогическая система есть во всех школах, каждое образовательное учреждение является подсистемой системы образования. Но, если судить по литературе, воспитательные системы — результат успешной, качественной, часто инновационной работы коллективов или отдельных выдающихся педагогов. Систему воспитания социально и педагогически запущенных подростков А. С. Макаренко знает весь мир, а работу сотен подобных исправительных учреждений мы не называем воспитательной системой.
Самое простое деление систем по типу образовательного учреждения: система традиционной массовой школы, сельской школы, специализированной школы (гимназии, лицея), школы для детей с аномальным развитием и др. Выделяют системы и по ведущей идее или по концепции, философии, например школьная система на принципах «свободного воспитания», Вальдорфские школы, школа «диалога культур» и т. д.
Строгих теорий воспитательных или педагогических систем в педагогике пока нет. Тем не менее кратко, в общих чертах охарактеризуем некоторые известные воспитательные системы недавнего прошлого и современные системы.
Система А. С. Макаренко в 20—30-е гг. прошлого века в советской Украине (официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей — трудовая колония, затем коммуна). По существу, это школа-интернат, школа-комплекс, где подсистемами воспитания были обучение, труд, коллективная деятельность, самоуправление, клубная работа, — все тесно взаимосвязано. Системообразующими факторами можно считать настоящее производство и самоуправление всего коллектива воспитанников. В колонии был завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты, на нем колонисты под руководством взрослых осуществляли весь производственный процесс и получали начальное профессиональное образование наряду с общим средним образованием в школе. Великим открытием А. С. Макаренко стало воспитание в коллективе, методика создания и развития коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были разновозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, отношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой отечественной педагогики.
В те же 20—30-е гг. во Франции Селестен Френе создал педагогическую систему начальной школы в провинции, в «сельской местности». С. Френе в основном разделял принципы «свободного воспитания», школы труда, самоуправления начала XX в. Главное, вокруг чего организовывались и учеба, и воспитание, была школьная типография. В ней ученики набирали и издавали «свободные тексты», дидактические карточки и газету. Свободные тексты — основной метод обучения в школе С. Френе: отчеты, сочинения учеников по учебным предметам, это и упражнения в языке, это и учебные тексты для младших поколений. С. Френе постоянным учебникам предпочитал особые дидактические карточки, где содержался материал, подлежащий усвоению, упражнения, задания. Каждый ученик с помощью учителя составлял свой набор карточек для занятий. Тексты, карточки, типография активизировали учеников, уводили от зубрежки, будили интеллектуальную и социальную инициативу.
В школе С. Френе был школьный кооператив, своеобразный совет школы, орган самоуправления. Учащиеся занимались самообслуживанием, хозяйственной деятельностью, изготавливали предметы для школы и на продажу. Совет кооператива руководил всем порядком в школе, действовал на демократических началах. Каждую субботу проходило собрание кооператива, где обсуждались все вопросы жизни школы. В частности, это делалось с помощью своеобразной газеты Френе, в которой было четыре колонки, где каждый мог сделать свою запись: «я критикую» — «хвалю» — «я хотел бы» — «я сделал». Разбор записей, их коллективное обсуждение, поощрения и наказания, выносимые коллективом, были мощным средством воспитания. В настоящее время во Франции имеется общество последователей С. Френе, работающих по его системе.
Примером того, как в обычной школе в наши дни на базе формально существующей системы можно создать и развивать своеобразную школьную систему, служит система воспитательной работы В. А. Караковского. Особенностью воспитательной системы при ее создании и системообразующей деятельностью был весенний коммунарский сбор — трехдневная жизнь за городом по нормам и законам коммунарского движения. Сбор создавал особый эмоциональный настрой, там устанавливалось неформальное общение, отношения, атмосфера некоего идеального братства, идеальной жизни. В этом его главная цель — утверждение особых теплых отношений, установок, норм, ценностей.
Второй особенностью системы явились ключевые общешкольные дела в течение года, своего рода традиции: творческая учеба, праздник песни, праздник знаний. В дальнейшем внеурочная досуговая деятельность все теснее соединялась с учебным процессом. Взаимопроникновение учебной и внеучебной сфер школы стало еще одной характерной чертой воспитательной системы школы В. А. Караковского. Формы этого объединения — познавательная игра «Робинзонада», дидактический театр, общественный экзамен, аукцион знаний, Ломоносовский месяц, включавший экспедицию в Холмогоры, научную конференцию, межпредметные уроки, затем месяц Москвы и др. Итак, коллективная творческая деятельность в разных формах внеурочных и учебных занятий, вобравших в себя элементы неформальной, свободной деятельности и теплого, дружеского общения педагогов и детей, создает основу воспитательной системы школы. Система существует уже около 25 лет. Ее история позволяет анализировать процесс развития, реформирования, преодоления кризисов школьной воспитательной системы.
Школа самоопределения (Москва, школа № 734, директор А. Н. Тубельский). В основе концепции данной системы лежат идеи гуманистической педагогики, личностно ориентированного образования, свободного воспитания. Коллектив понимает задачу школы как создание условий для выбора учениками содержания обучения, видов учебных и внеучебных занятий и даже учителя, для определения индивидуального пути и темпа обучения. Для этого в школе наряду с традиционной классно-урочной организацией обучения имеются «классы открытых студий»: несколько раз в неделю ученики посещают учебные занятия по выбору, можно выбрать и учителя и предмет. Это не только дает возможность варьировать содержание образования, но и меняет отношение к учебе, к себе, к окружению. Свободный выбор заставляет думать, оценивать, относиться ответственно к своему поведению.
Кроме того, старшеклассники некоторое время работают над индивидуальным проектом, посещая какое-либо предприятие, учреждение города, проходя своеобразную практику. Этот новый для нашей школы вид работы по замыслу педагогов должен обеспечивать условия для самореализации, социального развития учеников. В школе организуется также разнообразная внеурочная деятельность: трудовые объединения, пресс-группа, правовая группа — эти разновозрастные объединения тоже часто работают по коммунарской методике и служат сближению всего коллектива школы, расширению опыта учащихся.
В Северо-Кавказском регионе известна, например, ученическая бригада им. Ю. Гагарина, где в течение нескольких лет выработались особые межличностные отношения, свои производственные принципы и ценностные ориентиры. Аналогично можно выделить и воспитательную систему педагога Л.И. Токарской, прошедшей путь от школьного вожатого до заместителя директора по воспитательной работе одной из Ростовских школ. В классе любой ребенок знает, что он «самый, самый...». Именно с изучения индивидуальности каждого ребенка и диагностики его личностных возможностей начинает свою работу педагог, принимая новый 5-й класс.
Установление личных контактов, сближение учащихся начинается с первого дня: посещение фотоателье для коллективного снимка. В классе оформляется стенд с индивидуальными фотографиями, под которыми только положительные эпитеты: самый спокойный, самая артистичная, самый быстрый и т.д.
Дети получают первый урок — увидеть в человеке хорошее, даже если он тебе не друг. Групповая организация класса способствует формированию терпимости к представителям различных этнических и конфессиональных групп и возникновению дружбы в коллективе. Навыки, полученные в процессе групповой организации коллектива, включают умение слушать, становиться на общую точку зрения, правильно общаться, разрешать конфликты и работать сообща. Состав групп периодически меняется. В дальнейшем он формируется по принципу «Счастливый случай». По принципу лотереи учащиеся вытаскивают бумажку с номером группы, а уж потом «разбирают» поручения, чтобы выполнить их, не подводя товарищей. В классе полюбили игру «Тайный друг», изложенную в учебнике «Мой мир и Я». Ребята поняли, что чем больше своей души они вложат в заботу о друге, тем больше у них будет чувство радости, когда их любовь приносит хоть маленькое счастье другому. Это скромные шаги по пути нравственного становления личности.
Воспитательная система «Город — школа культуры». При разработке целостной системы гуманитарно-эстетического образования и воспитания и концепции «Город — школа культуры» в г. Таганроге определили основными задачами художественно-эстетическое воспитание в едином комплексе урочной и внеурочной деятельности; создание на базе одного из бывших детских домов Дома детства музыкально-эстетического развития, развитие комплексов гуманитарно-художественного обучения и воспитания с учетом индивидуальных творческих интересов и способностей детей различных возрастных групп типа «Лицей при театре им. Чехова», «Литературная гимназия им. Чехова», «Детский сад — Дом детского творчества — картинная галерея»; интеграция различных видов художественно-эстетической деятельности и постепенная дифференциация творческих способностей в начальном и среднем школьном периоде; организация в различных школах специализированных музыкально-хоровых, фольклорных, хореографических классов и класса гувернеров; внедрение программы «Мировая художественная культура» в большинстве школ, в колледжах, лицеях, вузах города; внедрение в подавляющем большинстве школ и детских садов города курса «Этическая грамматика»; проведение в городском масштабе праздников славянской культуры; возрождение традиций, обрядов, создание музеев при школах; углубление воспитательного воздействия на учащихся, осуществление более глубокой связи «семья — школа — микрорайон» через введение в ряде школ освобожденных классных руководителей.
В истории каждой системы важно увидеть ее своеобразие, неповторимость и еще более важно выделить принципиальные особенности, то, что можно тиражировать, следуя технологическому подходу в образовании.
1