Общедагогические требования к современному уроку.
Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к современному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:
- воспитательные;
- дидактические;
- психологические;
- гигиенические.
Вот характеристика каждой группы требований:
1. Воспитательные требования к уроку:
- формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших
моральных качеств, трудолюбия;
- формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения
с жизнью;
- формирование активного отношения к жизни;
- формирование высокой гражданственности.
2. Дидактические требования к уроку:
- четкая организация проведения урока, рациональное использование
каждой минуты;
- правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;
- эти требования выполняются па основе хорошо продуманного
тематического и поурочного планирования;
- каждый элемент /структуры /урока - это определенный шаг к достижению
общей дидактической цели задачи;
- структура /урока /должна связываться с его методикой , она должна
быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;
- обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное
сочетание словесно-наглядных, практических методов с
проблемными;
- связь данного урока с предыдущим;
- вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;
- формирования на их основе навыков и умений;
3. Психологические требования к уроку:
- учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке
психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти,
узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания,
воображения, воли;
- психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты
урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и
самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;
- на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям.
Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель
должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы,
формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство
радости, познания, удовлетворения успехами в работе;
- все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для
школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются
необходимостью;
- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное
выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с
педагогическим тактом и уважением к детям.
4. Гигиенические требования к уроку:
- соблюдение температурного режима, норм освещения;
- учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически,
ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно
быть чередование слушания с практическими работами.
Таковы общие требования к современному уроку.
Требования к технике проведения урока
1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.
Постановка цели и задач урока
Сегодня идут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития ученика. Всем известны бинарные, межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги и т.д. Но можно ли говорить о том, что урок изжил себя, что следует отказаться от него в пользу других занятий? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, какие возможности потенциально присущи этой форме обучения и насколько они реализуются учителями.
Учитель при подготовке к уроку прежде всего определяет триединую цель в воспитательной, образовательной и развивающей областях. Задачи урока раскрывают цель и определяет характер взаимодействия учителя и ученика и реализуется как в действиях учителя, так и в соответствующих им действиях учеников.
Воспитательные задачи отражают тенденции педагогического влияния содержания и организации обучения, облика учителя, коллектива учащихся и других факторов на качества личности школьника. Задачи этого вида не могут быть достигнуты на одном уроке, поэтому целесообразно определять их системно для последовательности уроков. Образовательные задачи связаны с процессом овладения учебным материалом и определяют, какие именно знания и умения (практические, предметные, общенаучные) предполагается сформировать у учеников на уроке. Развивающие задачи урока традиционно относятся к развитию речи, мышления, сенсомоторной сферы. Эти задачи реализуются в системе уроков.
Цели урока могут быть заданы:
- через изучаемое содержание: «Изучить проблемы становления рыночной экономики в России во второй половине XIX - XX века». Такой способ постановки цели не позволяет судить ни о глубине изучения, ни о личностных приращениях ученика. То есть в данном случае учитель не может судить о достижении цели, так как не заявлен планируемый результат;
- через процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика: «формировать умения анализа», «развивать память», «развивать логическое мышление. При такой постановке задачи педагог оказывается перед необходимостью дополнительно разрабатывать показатели сформированности умений и развития памяти или мышления. Цель поставлена очень широко, поэтому достичь ее на одном уроке невозможно;
- через учебную деятельность ученика: «сбор краеведческого материала о Гражданской войне». Такая цель, так же как и в предыдущих случаях не отражает результата – что же произойдет с учеником вследствие выполнения этих действий, каков ожидаемый образовательный, воспитательный и развивающий эффект и достигнут ли он?
Как видно, такая постановка целей урока не соответствует общему направлению образовательной деятельности сегодня – развитию компетенций учащихся, их личностным, универсальным метапредметным и предметным результатам, которые заложены в стандартах второго поколения.
Целеполагание – основа организации познавательного взаимодействия субъектов познавательного процесса. Учителя имеют возможность определить первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы. Педагог может вместе с учениками спланировать направления их общей деятельности. Появляется возможность представить школьникам видимые показатели для внешней оценки их результатов. Системно-деятельностный подход, в рамках которого разработаны стандарты второго поколения, позволяет сделать это для успешного освоения основных общеобразовательных программ. При более глубоком внедрении в практику школы компетентностного подхода категории целей могут претерпеть некоторые изменения.
Уже сейчас понятно, что есть цели, которые не могут быть достигнуты и проверены на уроке это цели, связанные с морально-этическими качествами личности школьников. Несмотря на их «неинструмментальность», постановка таких целей необходима, так как позволяет учителю выстраивать свою работу с ориентацией на достижение личностных результатов образования.
4