СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТОООНК Лекция Педагогические требования к уроку

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция "Педагогические требования к уроку" по дисциплине "Теоретические основы организации обучения в начальных классах" для групп 1ппН, 2 опН

Просмотр содержимого документа
«ТОООНК Лекция Педагогические требования к уроку»

Общедагогические требования к современному уроку.



Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к современному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:

- воспитательные;

- дидактические;

- психологические;

- гигиенические.

Вот характеристика каждой группы требований:

1. Воспитательные требования к уроку:

- формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших

моральных качеств, трудолюбия;

- формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения

с жизнью;

- формирование активного отношения к жизни;

- формирование высокой гражданственности.



2. Дидактические требования к уроку:

- четкая организация проведения урока, рациональное использование

каждой минуты;

- правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;

- эти требования выполняются па основе хорошо продуманного

тематического и поурочного планирования;

- каждый элемент /структуры /урока - это определенный шаг к достижению

общей дидактической цели задачи;

- структура /урока /должна связываться с его методикой , она должна

быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;

- обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное

сочетание словесно-наглядных, практических методов с

проблемными;

- связь данного урока с предыдущим;

- вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;

- формирования на их основе навыков и умений;



3. Психологические требования к уроку:

- учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке

психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти,

узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания,

воображения, воли;

- психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты

урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и

самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;

- на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям.

Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель

должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы,

формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство

радости, познания, удовлетворения успехами в работе;

- все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для

школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются

необходимостью;

- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное

выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с

педагогическим тактом и уважением к детям.



4. Гигиенические требования к уроку:

- соблюдение температурного режима, норм освещения;

- учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически,

ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно

быть чередование слушания с практическими работами.



Таковы общие требования к современному уроку.



Требования к технике проведения урока

 1.      урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.      темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.      необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.      доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.      по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6.      обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.



Постановка цели и задач урока

Сегодня идут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития ученика. Всем известны бинарные, межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги и т.д. Но можно ли говорить о том, что урок изжил себя, что следует отказаться от него в пользу других занятий? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, какие возможности потенциально присущи этой форме обучения и насколько они реализуются учителями.

Учитель при подготовке к уроку прежде всего определяет триединую цель в воспитательной, образовательной и развивающей областях. Задачи урока раскрывают цель и определяет характер взаимодействия учителя и ученика и реализуется как в действиях учителя, так и в соответствующих им действиях учеников.

Воспитательные задачи отражают тенденции педагогического влияния содержания и организации обучения, облика учителя, коллектива учащихся и других факторов на качества личности школьника. Задачи этого вида не могут быть достигнуты на одном уроке, поэтому целесообразно определять их системно для последовательности уроков. Образовательные задачи связаны с процессом овладения учебным материалом и определяют, какие именно знания и умения (практические, предметные, общенаучные) предполагается сформировать у учеников на уроке. Развивающие задачи урока традиционно относятся к развитию речи, мышления, сенсомоторной сферы. Эти задачи реализуются в системе уроков.

Цели урока могут быть заданы:

- через изучаемое содержание: «Изучить проблемы становления рыночной экономики в России во второй половине XIX - XX века». Такой способ постановки цели не позволяет судить ни о глубине изучения, ни о личностных приращениях ученика. То есть в данном случае учитель не может судить о достижении цели, так как не заявлен планируемый результат;

- через процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика: «формировать умения анализа», «развивать память», «развивать логическое мышление. При такой постановке задачи педагог оказывается перед необходимостью дополнительно разрабатывать показатели сформированности умений и развития памяти или мышления. Цель поставлена очень широко, поэтому достичь ее на одном уроке невозможно;

- через учебную деятельность ученика: «сбор краеведческого материала о Гражданской войне». Такая цель, так же как и в предыдущих случаях не отражает результата – что же произойдет с учеником вследствие выполнения этих действий, каков ожидаемый образовательный, воспитательный и развивающий эффект и достигнут ли он?

Как видно, такая постановка целей урока не соответствует общему направлению образовательной деятельности сегодня – развитию компетенций учащихся, их личностным, универсальным метапредметным и предметным результатам, которые заложены в стандартах второго поколения.

Целеполагание – основа организации познавательного взаимодействия субъектов познавательного процесса. Учителя имеют возможность определить первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы. Педагог может вместе с учениками спланировать направления их общей деятельности. Появляется возможность представить школьникам видимые показатели для внешней оценки их результатов. Системно-деятельностный подход, в рамках которого разработаны стандарты второго поколения, позволяет сделать это для успешного освоения основных общеобразовательных программ. При более глубоком внедрении в практику школы компетентностного подхода категории целей могут претерпеть некоторые изменения.

Уже сейчас понятно, что есть цели, которые не могут быть достигнуты и проверены на уроке это цели, связанные с морально-этическими качествами личности школьников. Несмотря на их «неинструмментальность», постановка таких целей необходима, так как позволяет учителю выстраивать свою работу с ориентацией на достижение личностных результатов образования.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!