Просмотр содержимого документа
«ТОООНК Технологическая карта урока по ФГОС: подготовка урока»
Технологическая карта урока по ФГОС: подготовка урока
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
В соответствии с требованиями ФГОС современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности, а потому процесс подготовки к уроку предполагает создание технологической карты урока по ФГОС.
Технологическая карта урока по ФГОС — это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы управления ситуацией учебного успеха через правильную организацию учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи занятия в виде образца технологической карты урока по ФГОС дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе. Следующий шаг – оценка каждого этапа занятия, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Зная, как составить технологическую карту урока по ФГОС можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например: реализацию учителем целей урока; использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля. Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать образец технологической карты урока по ФГОС (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей занятия на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока по ФГОС: разработка
При разработке технологической карты урока по ФГОС необходимо учитывать ряд этапов.
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования и анализа урока:
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической цели темы.
Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Продумывание структуры урока.
Обеспеченность урока (таблица).
Отбор содержания учебного материала.
Выбор методов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности
Оценка знаний, умений и навыков.
Рефлексия урока.
Технологическая карта урока по ФГОС - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты урока по ФГОС позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты по ФГОС заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту по ФГОС отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Один из примеров технологической карты может выглядеть так:
Этап фрагмента урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование. | Планируемые результаты | Методы и приемы работы | Затраченнное время |
Предметные | Личностные | Метапредметные |
-
| | | | | | . | | | |
2