СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТПАМРУНК Лекция "Основные формы методической работы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Лекция "Основные формы методической работы" для групп 3ппН, 4 опН

Просмотр содержимого документа
«ТПАМРУНК Лекция "Основные формы методической работы"»

Тема 3. Основные формы организации методической работы.


Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

1.Методический совет.

Повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учителя. Входят опытные учителя, руководит работой методического совета завуч. Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей Определяет вопросы для рассмотрения на метод. объединениях, комиссиях: разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов в школе.

2.Предметное методическое объединение учителей.

Включает учителей-предметников. Состав - 4-5 преподавателей одного предмета. Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы:

а) по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний;

б) внедрение передового педагогического опыта и достижений педагогической науки;

в) обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников.

г) рассматривают результаты работы по ним;

д) разрабатывают и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают их эффективность и результативность;

е) подготовка тематики и виды творческих, контрольных работ для проверки знаний учащихся, обсуждение результатов контрольных работ;

Работа методического объединения проводится по специальному плану:

- общая характеристика педагогической деятельности учителей данного предмета;

- качества знаний учащихся;

- формируются цели и задачи на новый учебный год;

- определяются основные организационно-педагогические мероприятия;

- определяются тематика и время проведения научно-методических докладов;

- определяются формы и сроки контроля за качеством знаний, умений и навыков учащихся.

3. Единый методический день в школе.

Проводится для всех педагогических работников школы один раз в четверть и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы за четверть. В канун проведения единого методического дня выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ учителей и учащихся, новой психолого-педагогической литературы.

Содержание включает проведение открытых уроков и внеклассных занятий, их развернутый анализ и обсуждение; обзор новой методической литературы; подведение итогов методического дня в форме заседания круглого стола пресс-конференции с выступлениями отдельных учителей об итогах работы над методическими темами, выступлениями руководителей школы с общей оценкой и анализом проведения единого методического дня.

4.Проблемные семинары и практикумы.

Сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность учителей. Содержанием работы проблемных семинаров могут стать современные педагогические теории. Практические занятия в системе методической работы в последние годы приобретают все более активные формы: деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги. Необходимо квалифицированное руководство, серьезной подготовительной работы для организации проблемных семинаров и практикумов.

5.Школа передового опыта.

Реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Основное назначение школы передового опыта состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с 2-3 учителями, преподающими один предмет, которые нуждаются в методической помощи. Формирование школы проходит на добровольных началах. Ценность этой работы состоит в ее двухсторонней эффективности. Эффективность школы передового опыта достигается также за счет того, что учителя-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию учителя-мастера.

6.Школа молодого учителя.

В структуре школы передового опыта как ее самостоятельное звено или как ее разновидность может быть организована работа школы молодого учителя. Общение молодых учителей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога.

7.Проблемные (инновационные) группы.

Большое признание получает деятельность проблемных (инновационных) групп. Могут возникать по инициативе руководителей школы, ученых-педагогов, так и самих учителей. Проблемная группа направляет свои усилия на изучение передового опыта, так и опыта за ее пределами. При внимательном, заинтересованном отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства школы они могут сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом коллективе школы.

8.Деятельность педколлектива по избранной научно-методической теме.

В этой работе сохраняется очень много формализма. Одна из причин такого положения дел заключается в случайном выборе темы. Одной из причин неудачи в организации этой работы является нежелание педагогов обращаться к изучению теоретических основ и передового опыта по исследуемой проблеме. Отсюда, как правило, расходование сил, времени, потеря интереса к работе.


9.Педагогическое самообразование учителя.

Самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического опыта, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогическая деятельность. Методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей.

10. Научно-практическая конференция и педчтения

Это сфера проведения итогов работы коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными проблемами; Необходима предварительная работа с авторами докладов и выступлений, обязательное использование демонстрации наглядных пособий, фотографий, слайдов, ученических работ и др.

11.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

В этих формах находит отражение единая методическая тема, в бюллетенях дается материал о ценных методических приемах, находках с насыщенных уроков.

12.Методический уголок и кабинет в школе.

Помещают текущую методическую работу; в кабинете собирают материал, наглядные средства, оформляют стенды, выставляют с целью активного обучения методической работе учителей.

13.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

В форме ролевой игры может быть проведен урок или фрагмент урока. Работа в микрогруппах 3-6 человек, объединяются на основе личной дружбы, психологической совместимости, интереса к проблемам. Цель - желание освоить какую-либо педагогическую идею, методику. Мозговая атака решает вопрос максимальной концентрации внимания участников по избранной проблеме. Короткие сроки ее решения. Активное участие всех педагогов.

14.Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие отчеты).

В организации методической работы нет и не может быть деле­ния форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей.












Тема 3.1. Педагогическое самообразование учителя. Какие бы формы ме­тодической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в ко­нечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учи­теля, его самообразованием. Самообразование базируется на высоком уровне разви­тия сознания, потребности в самосовершенствовании и творче­ской самореализации. Самообразование взрослого человека сугу­бо индивидуально, тем не менее возможна и необходима коррек­тировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы.

Педагогическое самообразование учителя предполагает само­стоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-пе­дагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфи­чески спроецированная в сферу педагогической деятельности.

Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организа­ции самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Спе­циально организованная методическая работа в учебном заведении должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В та­ком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, будет находить ответы на интересующие его во­просы.

Организуя методическую работу, директор и завучи прини­мают во внимание наиболее характерные трудности своих педагогов в построении целостного педагогического процес­са. В ходе анализа, планирования, организации коллективной ме­тодической работы обязательно принимается во внимание дан­ное обстоятельство. Совместное обсуждение проблем, имеющих отношение к каждому учителю, безусловно, стимулируется его са­мообразовательную деятельность. Следовательно, стимулирова­ние и руководство педагогическим самообразованием учителя со стороны директора школы, завуча должно носить опосредован­ный характер.

Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тем, предметов, которые учителя в свое время не изучали в педагогических учебных заведе­ниях, но которые для современной школы являются актуальны­ми. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического обще­ния, индивидуализации и дифференциации обучения, развиваю­щего обучения, модульного обучения, обучения в школах нового типа: гимназиях, лицеях, колледжах. Важным представляется блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, гражданского воспитания и др.

Самообразование каждого учителя строится с учетом культуры умственного труда, знаний индивидуальных особенностей интел­лектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивиду­альный план самообразования и реализовать его.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!