Тема 2: Цель, задачи и результаты методической работы.
Основными целями методической работы в школе являются:
непрерывное повышение профессионального мастерства учителя в области учебного предмета и методики его преподавания (качественный творческий рост педагогов);
развитие общей эрудиции учителя;
формирование и развитие навыка научно-исследовательской и экспериментальной работы;
формирование личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности.
Методическая служба в школе дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации государственных программ, но и принимать участие в их составлении, апробации, стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности ученика. Одной из основных задач методической работы является выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей, анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение инновационных педагогических технологий.
Задачи методической работы в школе:
Разработка и апробация перспективных методов, приемов и технологий.
Поиск путей обновления содержания образования.
Теоретическая подготовка педагогических кадров.
Развитие педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.
Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте.
Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной проблеме.
Оказание методической помощи учителям.
Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
Решение проблемы развития способностей учащихся в условиях модернизации образования.
Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.
Экспертиза педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.
Так как образовательный процесс строится в школе системно, то и методическая работа представлена в виде системы, которая состоит из следующих направлений:
Нормативно-правовая база методической работы.
Информационно-аналитическая работа.
Планово-прогностическая деятельность.
Работа с документацией.
Выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации учителей.
Диагностико-коррекционная работа.
Повышение профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива осуществляется в рамках методической работы как системы взаимосвязанных действий. Эта система отличается целостностью, основывается на анализе результатов работы школы, успехах педагогической науки и направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме:
• протоколов методических советов;
• планов работы МО, проблемных групп, лабораторий «мастер- класса»;
• конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;
• письменных материалов (отражающих деятельность учителя, МО, проблемных групп, лаборатории «мастер-класс»,по анализу и самоанализу педагогической деятельности);
• аналитических справок по вопросу уровня обученности учащихся (с графиками и диаграммами);
• рефератов, текстов докладов, сообщений, текстов;
• разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и программ;
• обобщенных материалов о системе работы педагогов школы, материалов печати по проблемам образования;
• информации с городских методических семинаров;
• дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы отдельных педагогов учащихся, МО, проблемных групп, лаборатории «мастер- класс»).
Документально оформленная методическая работа школы заносится в информационный банк педагогического опыта педагогов школы.
Результатом деятельности методической работы являются:
— описание разработанных методик, технологий, программ;
— разработки дидактического характера;
— разработки внеклассных мероприятий и уроков;
— изучение и обобщение педагогического опыта;
— рекомендации;
— рецензии;
— положения;
— аналитические материалы;
— повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства (документ об окончании курсов, аттестационный лист).
Критериями эффективности методической работы, в соответствии с вышесказанным, должны быть показатели:
• повышения квалификации и профессиональной культуры учителя;
• практическая и теоретическая значимость разработанных методик, технологий, программ, рекомендаций, дидактических материалов;
• прогностичность аналитических материалов;
• уровень разработанности методической темы школы.
Следствием методической работы учителя является повышение качества обученности учащихся.
4