Тренинг для учеников «группы риска» «Твори добро и помогай каждому»
Цель:
Формирование у учащихся чувства собственного достоинства и уважения к людям;
Познание себя.
Задача:
— развивать умение уважать других;
— формировать способность к выражению своих чувств;
— формировать адекватную самооценку;
— развивать умение вести беседу, положительно влиять на других людей.
Упражнение «Правила группы»
Цель: актуализация правил групповой работы. Ведущий предлагает вспомнить правила работы в группе.
Упражнение «Доброта»
Цель: определить и выяснить сущность понятия «доброта» и «хороший поступок».
Участники пишут, как они понимают понятие «доброта».
Ведущий предлагает детям вспомнить и рассказать о своих хороших поступках. После этого каждый высказывается. Ведущий помогает сделать общий вывод.
Доброта:
— это помощь ближним;
— уважение к другим;
— способность к состраданию;
— умение прощать.
А сейчас мы перейдем к упражнению, которое называется «Я тебя прощаю».
Упражнение «Я тебя прощаю»
Цель: формирование умения прощать обиды. Участники становятся в круг, поочередно вспоминают образы, которые когда-то и кто-то нанес (если их нет, то придумывают). Ведущий указывает на одного из участников группы и дает ему задание: подойти к любым трем членам группы и простить им образы, услышанные в группе. Нельзя, чтобы участник прощал обиды, высказанные тем участником, к которому он подошел. Следующим игроком становится тот, к кому подошел предыдущий игрок. Ведущий отмечает, что участники группы должны запоминать
Высказываемые в группе обиды и простить, не задумываясь, касаются они участников группы или нет.
Обсуждение:
— Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
— Что было самым трудным?
Упражнение «Почтенный стул»
Цель: формирование положительного образа «Я»; поднятия самооценки.
Психолог предлагает участникам сесть кругом. Посередине стоит пустой стул, который условно называют «важным». Задача: садясь на стул, изобразить самоуважение, достоинство и с уверенностью охарактеризовать себя с положительной стороны. Ведущий дает возможность всем участниками посидеть на «солидном стуле».
Упражнение «Сила дыхания»
Цель: обучение детей с помощью дыхания нормализовать психологическое состояние.
Ведущий. Сядьте удобно и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы выдыхаете
Воздух, сконцентрируйтесь на том, от чего хотите избавиться. А вдыхая, пожелайте себе силы, энергии, вдохновения. Упражнение выполняют в течение минуты.
Упражнение «Пословицы»
Цель: осознание своих поступков, формирование навыков самоанализа.
Как вы понимаете такие утверждения?
— Дерево крепкое корнями, а человек — друзьями.
— Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.
— Птичка красна перьями, а человек — своим знанием.
— Берись дружно — не будет трудно.
— Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.
Ведущий предлагает обсудить пословицы.
Упражнение «Ситуации»
Цель: формирование навыков анализа доброжелательного отношения.
Необходимо найти позитивные слова в предложенных ситуациях (дети работают в парах, ситуации напечатаны на отдельных карточках):
— карточка 1. Друг заболел;
— карта 2. Поделись яблоком;
— карточку 3. Друг получил плохую оценку;
— карта 4. Кто-то позвонил;
— карточку 5. Приятель предложил поиграть в игру;
— карточку 6. Поделись конфетами;
— карточка 7. Тебя пригласили в гости;
— карточка 8. Одноклассник просит поделиться печеньем;
— карта 9. Ты не можешь выполнить просьбу друга;
— карточку 10. Друг толкнул тебя;
— карточку 11. Ты заходишь в класс;
— карточку 12. На замене хочешь принять участие в игре;
— карточку 13. Вы встретились после разлуки;
— карточку 14. Сосед тебя обидел;
— карточку 15. Ты утешаешь друга.
Притча Долина и песок.
Девушка, гуляя вместе с мамой по пляжу, спросила:
— Мама, как мне себя вести, чтобы удержать своих любимых друзей?
Мама подумала минутку, потом наклонилась и взяла две пригоршни песка. Подняла обе руки вверх и зажала крепко одну ладонь. А песок бежал сквозь ее пальцы: чем больше сжимала пальцы, то скорее высыпался песок. Вторая ладонь была открытой: весь песок на ней остался. Девочка смотрела удивленно, а потом сказала…
Обсуждение:
— Как вы думаете, что сказала девочка?
— Что нужно делать, чтобы не потерять друзей?