СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг по развитию креативности. "Методы поиска новых идей"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинга направлен на развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации.

 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг по развитию креативности. "Методы поиска новых идей"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ Купинская школа- интернат № 1)



Тренинг по развитию креативности «методы поиска новых идей»



«Креативность– это значит копать глубже, смотреть лучше,
исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на
песке, приветствовать будущее»
Пол Торренс


Тренинг предназначен для тех, кто хочет улучшить свои творческие способности.

Цель: ознакомить участников с широким спектром инструментальных методов получения новых идей, преодоления инерции мышления и активизации творческого состояния, сформировать начальные навыки их применения на практике.

Задачи:

  • осознание собственных стратегий и барьеров креативности.

  • освоение методов и стратегий, помогающих активизировать творческое мышление и повысить его продуктивность.

Контингент: педагоги

Форма работы: тренинг

Материалы и оборудование: листы формата –А-4, фломастеры (карандаши), бейджики (по количеству участников), мультимедийный проектор,

Продолжительность: 40 мин.

Психолог: Всем добрый день. Приглашаю вас на тренинг. Рассаживайтесь поудобнее. Предлагаю каждому участнику оформить собственную визитку, где указывается имя (свое личное, игровое, литературного героя, артиста кино и т.д.) и схематическое изображение себя в виде предмета, цветка, животного и т.д. Давайте знакомиться. Скажите, пожалуйста, как вас зовут, что вы нарисовали и с чем это связано?

Разминка

Упражнение. Называя своё имя, говорите три характеристики вас на туже букву

Давайте с вами обсудим правила группы (правила представлены на доске)



Измерить творческий потенциал, в отличие от эмоционального интеллекта и IQ, сложно: креативность оценивается по субъективным показателям.

Существуют методики, которые психологи разработали специально для проверки этого параметра. Рассказываем, как измерить креативность по тестам Торренса, Дж.Бруннера и Гилфорда, а также как интерпретировать результаты.



Основные критерии креативности:

  • беглость - количество идей в единицу времени;

  • гибкость (переключаемость) -  скорость переключения между подходами, контекстами;

  • оригинальность - способность придумывать необычные, уникальные идеи;

  • разработанность - способность качественно прорабатывать идею.

Креативность (от англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Основные черты, характерные для креативных личностей:

  • сознательность,

  • ответственность,

  • упорство,

  • чувство долга,

  • высокий контроль над поведением и эмоциями,

  • решительность,

  • предприимчивость,

  • склонность к риску,

  • социальная смелость,

  • интернальный локус контроля,(склонность приписывать результаты деятельности)

  • интеллектуальная лабильность (умение качественно работать в режиме многозадачности, переключаться от одного задания к другому и умение долго концентрировать внимание. Чем лабильность лучше, тем быстрее скорость и качество выполнения задачи)

Если трактовать шире, креативность - это нештампованный подход к решению проблем, использование нетривиальных и остроумных способов. Креативность – способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

По мнению Е. Торренса, креативность ˗ это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции (взаимное расположение и взаимодействие различных факторов,стечение остоятельств) общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

Педагогическими условиями качественного обучения в школе могут быть:

  • осознанность и рефлексивность учения;

  • умение учиться;

  • проектирование и организация процесса самообразовательной и креативной деятельности;

  • ответственность за качество учения.

Все это будет способствовать проявлению таких качеств личности, как ответственность и креативность.


Креативность – это не единичная способность, а комплексное свойство человеческой психики, включающее в себя несколько компонентов, важнейшие из которых таковы:

  • качества интеллекта. Это, в частности, такие качества, как беглость мышления (способность к порождению большого числа идей, ассоциаций), гибкость (разнообразие порождаемых идей) и оригинальность (способность к нахождению неочевидных, редких, но вместе с тем адекватных идей). При творческом мышлении человек сконцентрирован не на критике и отказе от неприемлемых вариантов решения проблем, а на максимальном расширении видения проблемного поля, поиске неочевидных вариантов решений. При этомактивно задействуется воображение, ассоциативное мышление, способность к рекомбинации (представлению известного в новых, необычных сочетаниях).

  • качества личности. Важнейшее из этих качеств – это открытость к новому жизненному опыту. Такой человек готов принимать все то новое, что появляется вокруг, способен к изменению сложившихся представлений, комфортно чувствует себя в ситуациях неопределенности и не испытывает при этом тревоги, смел, любознателен, мобилен. С креативностью слабо совместимы излишняя серьезность, отсутствие спонтанности, желание организовать свою жизнь по раз и навсегда заведенным правилам. Конечно, вышесказанное не отрицает важность организованности жизни, наличия правил и принципов, однако креативный человек при изменении обстоятельств готов к их пересмотру, а не обладающий этим качеством продолжает жить по старинке, упорно не замечая происходящих изменений.

  • ценностные ориентации. Такой человек высоко ставит ценности развития, познания, свободы. Он готов активно преобразовывать самого себя и те жизненные обстоятельства, которые его окружают, а не просто пассивно приспосабливаться к ним. Окружающий мир интересен ему сам по себе, а не только как средство удовлетворения каких-то личных потребностей. Креативный человек сознательно выбирает активную, преобразовательскую жизненную позицию.


Разминка

Упражнение. Называя своё имя, говорите три характеристики вас на туже букву.

Упражнение. Называя своё имя, скажите формулу, которая, на ваш взгляд, достаточно точно описывает вашу личность.

Развитие креативности

Упражнение. Все знают примету: «Упал нож - придёт мужчина». Сейчас мы будем развивать эту область примет. Бросаем различные предметы. Кто ловит, говорит, кто придёт и почему.


Упражнение «Подарок»

Инструкция: « Сидя в кругу, подарите своему соседу слева воображаемый подарок, пользоваться словами при описании подарка нельзя, а только мимикой и жестами. Соседу необходимо угадать, что за подарок ему подарили, и поблагодарить за него. И т.д. по кругу».


-Кубики Векслера (гибкость мышления и ассоциативных представлений

Ассоциации:


Рисование со связанными руками:


У большинства людей ведущая рука — правая. Она более активна, чаще используется, выполняет движения быстрее и точнее. Правую руку контролирует левое полушарие мозга. Оно же отвечает за наше аналитическое мышление. А вот воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект — прерогатива правого полушария.

Упражнение «Трио».

Цель: развитие воображение.

Ход работы: Ведущий предлагает следующую инструкцию: “Составьте возможно большее количество предложений за 5 минут, в которые бы входили следующие слова: ОБЛАКО, ДОМ, КНИГА. Можно изменять падеж данных слов и вводить дополнительно другие слова”. После выполнения происходит зачитывание составленных предложений.

Рефлексия: Чьи предложения больше всего запомнились? Почему? Возникали ли какие-нибудь трудности при выполнении?

Метод Катена

Катена (в переводе «цепочка») — это игра для развития креативного мышления, созданная Виталием Колесником. Она тренирует свободный, ассоциативный стиль мышления, необходимый в творческой работе, и помогает отслеживать иерархическое, “вертикальное” мышление.

Правила:

Игра заключается в связывании двух слов посредством слов-ассоциаций. Используются только существительные. Построенная цепочка называется катеной. Например: герб, блондинка: герб — щит — битва — рана — перекись блондинка

Задания для построения катены “аэробика” и “блины”.

Катена: аэробика — фитнес — тренажерный зал — штанга — блины

  1. Игра слов поощряется. (Блин от штанги → съедобный блин)

  2. Разрешенные типы ассоциаций:

Ассоциации, существенно характерные для предмета (торт — свеча). Ассоциации-аналогии (дождь — фонтан).

Ассоциации-метафоры (свеча — колокольня).

Ассоциации, возникающие благодаря локальным культурным явлениям — сленг, расхожие фразы, анекдоты, фильмы, литературные персонажи и т.д. (шаль — вишня, т.к. “темно- вишневая шаль”).

Ассоциации по созвучию слов или их написанию (жабо — жаба).

Синонимы (секира — алебарда).

Не разрешается произвольно добавлять к словам определения (спортсмен — русский спортсмен — Россия). Двойные слова можно использовать, только если они являются устоявшимися словосочетаниями (например, рыбий жир), и нельзя разбивать их на части.

Примеры катен:

облако, слон:

облако — дождь — душ — шланг хобот — слон

плинтус, радуга:

плинтус паркет блеск молния гроза радуга




Как развить креативное мышление

1. Тренируйтесь с помощью ассоциаций

Разбудить в себе творческое начало и стимулировать мыслительную активность хорошо помогают ассоциации. Стив Джобс говорил о том, что креативность — это просто создание связей между вещами. Объединяя между собой разные фрагменты из уже имеющегося опыта, человек синтезирует нечто новое. Выберите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше нестандартных способов его применения, например, полиэтиленовый пакет можно использовать вместо бахил, плавательной шапочки, кондитерского мешка или пищевой пленки для обертывания.

2. Начните пользоваться второй рукой

У большинства людей ведущая рука — правая. Она более активна, чаще используется, выполняет движения быстрее и точнее. Правую руку контролирует левое полушарие мозга. Оно же отвечает за наше аналитическое мышление. А вот воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект — прерогатива правого полушария. Если иногда выполнять привычные бытовые действия левой рукой, то можно улучшить его работу и развить творческие способности.

Левшам такое упражнение тоже будет полезно. Использование правой руки разбудит мозг и активизирует его деятельность.

3. Записывайте идеи в блокнот

Как говорил Илья Ильф, «Обязательно записывайте — все проходит, все забывается. Я понимаю — записывать не хочется. Хочется глазеть, а не записывать, но тогда нужно заставить себя...» Заведите привычку записывать посещающие вас в моменте идеи и в спокойные минуты думайте, как можно их развить в полноценный продукт. Вдохновение — штука непредсказуемая.

4. Изучайте работы других людей

Невозможно творить в вакууме. Для развития креативности требуется постоянное самообучение и творческий рост. Читайте как можно больше литературы по теме, общайтесь с талантливыми людьми и единомышленниками. В соцсетях можно подписаться на релевантных блогеров и источники. Постоянно ищите примеры для творческого подъема и учитесь у тех, кто уже достиг определенных успехов.

5. Найдите новое применение старым вещам и идеям

В повседневной жизни люди следуют давно заведенным шаблонным схемам — это эволюционный механизм направленный на сохранение энергии. К сожалению, он же препятствует развитию креативности. Чтобы его побороть, попытайтесь нестандартно подходить не только к рабочим вопросам и хобби, но и к любой деятельности. Привносите в каждое свое занятие немного творчества: начните делать привычные вещи по новому или превращать самые обыденные предметы в необычные. Тренировать креативность можно в компании с друзьями — поставьте новый фильм, выключите звук и начните дублировать героев. А прочитав половину книги, попробуйте самостоятельно придумать ее финал.








































































Приложение 1

Рекомендации для педагогов

Популярные методики генерации новых идей:

  • Мозговой штурм ( Алекс Осборн)

Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

  • Шесть шляп (Эдвард де Боно).

Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

  • Ментальные карты ( Тони Бьюзен)

По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

  • Синектика.(Уильям Гордон.)

Гордон считает, что основной источник креативности - в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй - непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

  • Метод фокальных объектов. (Чарльз Вайтинг).

Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри

  • Морфологический анализ. (Фриц Цвикки.)

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

  • Непрямые стратегии. ( Брайан Эно и Питер Шмидт)

Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости»,

«укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.

  • Автобус, кровать, ванна.

Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример

- Архимед с его ванной.

  • Расшифровка.

Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

  • Ловушка для идей. Шаблоны для ума.

Ловушка для идей подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям. В основе шаблонов для ума также лежит идея, что творчество можно подчинить технологии. Однако систематизировать нужно не решение задачи, а сам процесс мышления. И тогда порождение нового выглядит так: сбор материала, постановка креативной задачи, соотнесение материала с задачей и, наконец, генерация идеи с помощью ассоциаций. Творческий процесс разделяется на несколько последовательных этапов, или несколько ролей, которые участник так же последовательно примеряет на себя.

  • Тест Е. Торренса позволяет оценить:

  • вербальную креативность;

  • образную креативность;

  • отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Рекомендации: 12 упражнений по методике Дороти Бранде

12 упражнений, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким. Эти упражнения вытащат вас из привычных вещей и поставят в такие ситуации, которые потребуют креативного решения проблем (по методике Дороти Бранде) адаптированные. Эти упражнения она написала в 1936 году, поэтому некоторые из них мы адаптировали.

  1. Проводите по часу в день в молчании, отвечая только на прямые вопросы своему окружению, при этом, не создавая впечатление, что вы больны или в плохом настроении. Будьте настолько обычны, насколько возможно.

  2. Ежедневно в течение 30 минут старайтесь думать только о чем-то одном. Начинайте с 5 минут.

  3. Напишите сами себе электронное письмо без употребления личного местоимения я, мой, мое, меня.

  4. В течение 15 минут в день говорите, стараясь не употреблять местоимение я, мой, мое, меня.

  5. Напишите письмо в спокойном или «успешном» тоне. Без лживых утверждений. Ищите те достижения, о которых вы честно и спокойно можете рассказать в этот день.

  6. Остановитесь на пороге какой-нибудь переполненной людьми комнаты, и попробуйте определить ее размер.

  7. Заведите новое знакомство, и попробуйте говорить только о собеседнике, но так чтобы он этого не осознал. Возвращайте любые взаимные вопросы таким способом, чтобы ваш собеседник не почувствовал, что ему не отвечают.

  8. Говорите исключительно о себе и своих интересах, но без жалоб, хвастовства и не утомляя вашего собеседника.

  9. Замените обороты «Я думаю», «В действительности» на другие фразы.

  10. Распланируйте 2 часа в день и следуйте вашему плану.

  11. Дайте себе 12 заданий наугад, например, проехать 5 км от дома на необычном транспорте, 12 часов не есть, пообедать в самом необычном кафе, ничего не говорить весь день, за исключением ответов на вопросы, работать всю ночь.

  12. Время от времени устанавливайте день, в который вы будете отвечать «да» на все разумные просьбы.


Как развить креативное мышление у подростков:

 Тренируйтесь с помощью ассоциаций

 Начните пользоваться второй рукой

 Записывайте идеи в блокнот

 Изучайте работы других людей

 Найдите новое применение старым вещам и идеям

 


Рекомендации по развитию

креативного (творческого мышления)

  • Регулярно выполняйте физические упражнения.

  • Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалансированной.

  • Овладевайте техникой релаксации и медитации.

  • Совершенствуйте уверенность в себе.

  • Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.

  • Читайте художественную литературу, развивающую воображение.

  • Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.

  • Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.

  • Займитесь живописью или скульптурой.

  • Посещайте вдохновляющие места.

  • Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.

  • Смотрите комедии и старайтесь сформировать свой собственный юмористический стиль.

  • Слушайте классическую музыку.

  • Регулярно ищите способы вырваться из вашей «зоны комфорта».

  • Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.

  • Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.

  • Думайте о себе как о творческой личности.

  • Думайте о креативности как о способе существования.

  • Приучитесь задавать себе вопрос: «А что если...?»

  • Не засиживайтесь перед телевизором.

  • Позвольте себе мечтать.

  • Не бойтесь оказаться неправым или совершить ошибку.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!