СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по теме «Феодальная раздробленность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный тематический тест позволяет учащимся закрепить учебный материал при подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по теме «Феодальная раздробленность»»

Лаптева Елена Николаевна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ СОШ № 7 г. Ноябрьска

Ямало-Ненецкий автономный округ



ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ для подготовки к ЕГЭ по теме «Феодальная раздробленность»



1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

1) Северо-Восточный поход хана Батыя

2) Первое упо­ми­на­ние о Москве в Летописи

3) Падение За­пад­ной Рим­ской империи

3

2

1

2. Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и годами:

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) битва на реке Альта

Б) взятие Киева войсками Батыя

В) битва на реке Сить

Г) битва на Калке

 

1) 1068 г.

2) 1223 г.

3) 1238 г.

4) 1240 г.

5) 1252 г.

6) 1380 г.



А

Б

В

Г

1

4

3

2



3. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к событиям, яв­ле­ни­ям XII−XIII вв.

1) за­по­вед­ные лета 2) ярлык 3) междуусобные войны 4) рекрутчина 5) ор­дын­ский выход 6) число

1

4

4. Напишите пропущенное понятие (термин).

Ханские чиновники, со­би­рав­шие с рус­ских зе­мель дань в XIII — на­ча­ле XIV вв., на­зы­ва­лись ______________.



5. Установите со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (явлениями, событиями) и фактами, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (явлениям, событиям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

 

ФАКТЫ

A) монгольское иго

Б) феодальная раздробленность на Руси

B) становление Древнерусского государства

Г) монгольское нашествие на Русь

 

1) поход Юрия Долгорукого на Киев

2) получение ярлыка А. Невским

3) принятие Судебника Ивана IV

4) покорение племени вятичей

5) взятие Козельска

6) закрепощение крестьян


А

Б

В

Г

2

1

4

5

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «В пер­вые же годы сво­е­го прав­ле­ния князь до­бил­ся того, что в Моск­ву из Вла­ди­ми­ра была пе­ре­ве­де­на мит­ро­по­ли­чья кафедра. Он сумел при­об­ре­сти рас­по­ло­же­ние мит­ро­по­ли­та Петра, так что этот свя­ти­тель жил в Москве больше, чем в дру­гих местах. Пётр умер и был по­гре­бен в ней. Гроб свя­то­го мужа был для Моск­вы так же драгоценен, как и пре­бы­ва­ние жи­во­го святителя: выбор Петра ка­зал­ся вну­ше­ни­ем Божьим. Дру­гие кня­зья хо­ро­шо ви­де­ли важ­ные по­след­ствия этого яв­ле­ния и сердились; но по­пра­вить дело в свою поль­зу уже не могли. Во все про­дол­же­ние сво­е­го прав­ле­ния князь ловко поль­зо­вал­ся обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, уве­ли­чить свои владения, с дру­гой — ока­зы­вать вли­я­ние на кня­зей в про­чих рус­ских землях. В этом по­мо­га­ла ему более всего на­чав­ша­я­ся враж­да между Тве­рью и Ордой. Кня­жив­ший в Твери князь Алек­сандр Ми­хай­ло­вич при­нял уча­стие в на­род­ном восстании, в ко­то­ром тве­ри­чи убили Чол-хана и пе­ре­би­ли всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об уча­сти Чол-хана, и, по не­ко­то­рым известиям, по­слал за мос­ков­ским князем, но, по дру­гим известиям, мос­ков­ский князь по­ехал в Орду сам, то­ро­пясь вос­поль­зо­вать­ся твер­ским происшествием. Узбек дал ему ярлык на ве­ли­кое кня­же­ние и 50 000 войска. При­со­еди­нив к себе еще князя суздальского, мос­ков­ский князь пошел в Твер­скую волость; та­та­ры по­жгли го­ро­да и села, людей по­ве­ли в плен и, по вы­ра­же­нию летописца, по­ло­жи­ли пусту всю землю Русскую. Спас­лись лишь Москва да Новгород, ко­то­рый дал та­тар­ским во­е­во­дам 2000 гри­вен се­реб­ра и мно­же­ство даров. Алек­сандр бежал в Новгород, потом в Псков, но и от­ту­да его вы­ну­ди­ли уехать в Литву. Об­сто­я­тель­ства про­дол­жа­ли бла­го­при­ят­ство­вать Москве…..»

Б) «…Князь же великий, рас­пре­де­лив полки, по­ве­лел им через Оку-реку пе­ре­прав­лять­ся и приказал каж­до­му полку и воеводам: "Если же кто пой­дет по Ря­зан­ской земле, — не кос­ни­тесь ни еди­но­го волоса!" И, взяв бла­го­сло­ве­ние от ар­хи­епи­ско­па коломенского, князь ве­ли­кий пе­ре­шел реку Оку со всеми си­ла­ми и от­пра­вил в поле тре­тью заставу, луч­ших своих витязей, чтобы они со­шлись со сто­ро­жей та­тар­ской в степи…. Князь же Олег Ря­зан­ский услышал, что князь ве­ли­кий со­еди­нил­ся со мно­ги­ми си­ла­ми и сле­ду­ет нав­стре­чу без­бож­но­му царю Мамаю да к тому же во­ору­жен твер­до своею верою, ко­то­рую на бога-вседержителя, все­выш­не­го творца, со всею на­деж­дой возлагает. И начал осте­ре­гать­ся Олег Ря­зан­ский и с места на место пе­ре­хо­дить с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми своими, так говоря: "Вот если бы нам можно было по­слать весть об этой на­па­сти к мно­го­ра­зум­но­му Оль­гер­ду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: пе­ре­кры­ли нам путь. Думал я по старинке, что не сле­ду­ет рус­ским кня­зьям на во­сточ­но­го царя подниматься, а те­перь как все это понять? И от­ку­да князю по­мощь такая пришла, что смог про­тив нас трех подняться?" Князь же Оль­герд Литовский, в со­гла­сии с преж­ним замыслом, со­брал ли­тов­цев много и варягов, и жмуди и пошел на по­мощь Мамаю. И при­шел к го­ро­ду Одоеву, но, прослышав, что князь ве­ли­кий со­брал ве­ли­кое мно­же­ство воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону про­тив царя Мамая, — про­слы­шав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщет­ность своих помыслов, о союзе своем с Оле­гом Ря­зан­ским те­перь сожалел, ме­тал­ся и негодовал, говоря: "Если че­ло­ве­ку не хва­та­ет сво­е­го ума, то на­прас­но чу­жо­го ума ищет: ни­ко­гда ведь не бывало, чтобы Литву по­уча­ла Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Речь в от­рыв­ке идет о князе мос­ков­ском Юрии Даниловиче.

2) ря­зан­ско­му князю Олегу и ли­тов­ско­му князю Оль­гер­ду не уда­лось при­нять уча­стие в битве на сто­ро­не ор­дын­цев

3) по­бе­да князя Дмит­рия Ива­но­ви­ча над Ма­ма­ем окон­ча­тель­но из­ба­ви­ла рус­ские земли от не­об­хо­ди­мо­сти вы­пла­чи­вать Орде дань

4) Речь идет о князе, ко­то­ро­го про­зва­ли «собирателем земли русской»

5) Пе­ре­ме­ще­ние ка­фед­ры мит­ро­по­ли­та из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву при Иване Ка­ли­те сде­ла­ло её ду­хов­ной сто­ли­цей Руси

6) События, опи­сы­ва­е­мые в отрывке, про­изо­шли во вто­рой по­ло­ви­не XIV в.

Фрагмент А

Фрагмент Б

4

5

2

6



7. Какие три из перечисленных понятий характеризуют систему управления Новгородской республики? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) совет всея земли

2) посадник

3) вече

4) земский собор

5) тысяцкий

6) дворецкий

2

3

5



8. Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.  

А) Собрались русские князья в городе ______________ и приняли решение «Да каждый пусть держит отчину свою»

Б) Хана Мамая в Куликовской битве спешил поддержать литовский князь __________________.

В) 15 августа _______ года в городе Тверь спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко.

Пропущенные элементы:

1) 1237

2) Ягайло

3) Вышгород

4) Витовт

5) 1327

6) Любеч

А

Б

В

6

2

5

9. Установите соответствие между событиями и их участниками.

УЧАСТНИКИ

 

СОБЫТИЯ

A) Дмитрий Боброк

Б) Юрий Долгорукий

B) Дмитрий Шемяка

Г) Мстислав Удалой

 

1) битва на реке Калке

2) Куликовская битва

3) «стояние на Угре»

4) первое упоминание в летописях о Москве

5) междоусобная война на Руси 2-ой четверти XV в.



А

Б

В

Г

2

4

5

1


10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите хана Золотой Орды, о нашествии которого идёт речь.

«Куликовская битва высоко вознесла славу Москвы, но Золотая Орда была ещё сильна и отомстила русской столице... разорением. После гибели Мамая, убитого в одном из крымских городов, власть над Золотой Ордой перешла к (хану), задумавшему отомстить за поражение татар на Куликовом поле. (Хан) подошёл к Москве неожиданно со стороны Рязани, взял и сжёг Серпухов, после чего двинулся к Москве. Приближение (хана) стало известно Дмитрию Донскому, но отсутствие единства среди князей и недостаток в Москве воинской силы заставили его отказаться от битвы с татарами и покинуть Москву.

Ответ: _______________________________________


11. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Событие

Роль (значение) со­бы­тия в истории

Участник события

Битва на реке Калка

___________________________(А)

Даниил Галицкий

__________(Б)

Ослабление агрес­сии крестоносцев

__________(В)

Принятие Великой хартии вольности в Англии

___________________________ (Г)

_____________ (Д)

_____________________ (Е)

Усиление авторитета Московского княжества

Владимир Андреевич Серпуховский

 Пропущенные элементы:

1) Иоанн Безземельный

2) Алек­сандр Невский

3) защита привилегий свободного населения средневековой Англии

4) возвращение католических порядков

5) Ку­ли­ков­ская битва

6) пер­вое столкновение с монголами

7) Карл Великий

8) Ле­до­вое побоище

9) поход хана Бытыя

А

Б

В

Г

Д

Е

6

8

2

3

1

5



12. Прочтите отрывок из летописи.

«…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда… Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен За грехи наши побеждены были русские полки…»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар

2) причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска

3) битва на реке Калке состоялась в 1223 г.

4) после битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом

5) описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска

6) описанные в летописи события относятся к последнему десятилетию существования Древнерусского государства как единого целого

1

3

5



13. Напишите на­зва­ние рус­ско­го города, обо­зна­чен­но­го на схеме под циф­рой «1». ___________________

14. Напишите имя и про­зви­ще древ­не­рус­ско­го князя, ру­ко­во­див­ше­го вой­ска­ми в битвах, изоб­ра­жен­ных на схеме. __________________________________________________

15. Напишите об­раз­ное на­зва­ние битвы, обо­зна­чен­ной на схеме циф­рой «2». _______________________

16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

1) Древнерусский князь, под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ли сражения, обо­зна­чен­ные на схеме, про­сла­вил­ся также борь­бой с Ордой.

2) Сражения, изображённые на схеме, про­ис­хо­ди­ли в XIII в.

3) В сражении, обо­зна­чен­ном на схеме циф­рой «2», про­тив­ни­ком рус­ских вы­сту­па­ли силы Ли­вон­ско­го ордена.

4) Древнерусский князь, под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ли сражения, обо­зна­чен­ные на схеме, был ос­но­ва­те­лем Москвы.

5) Особенностью земли, цен­тром ко­то­рой был город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1», были пло­до­род­ные земли, поз­во­ляв­шие раз­ви­вать па­шен­ное земледелие.

6) В городе, обо­зна­чен­ном на схеме под циф­рой «1», дол­гое время со­хра­ня­лись тра­ди­ции ве­че­вой демократии.



2

3

6


17. Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Слово о полку Игореве»

Б) Собор свя­той Софии в

Новгороде

В) «Слово о законе и благодати»

Г) Успен­ский собор во

Владимире

 

1) Торжественная речь мит­ро­по­ли­та Илла­ри­о­на в се­ре­ди­не XI века.

2) Па­мят­ник древ­не­рус­ской литературы, по­свя­щен­ный Ку­ли­ков­ской

битве.

3) Автор — свя­щен­ник Сильвестр.

4) Повествует о по­хо­де новгород-северского князя на по­лов­цев в

1185 г.

5) Данный па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры со­здан при Андрее Боголюбском

6) Памятник был за­ло­жен на месте Вла­дыч­но­го двора и стро­ил­ся при

­мер­но до 1050 г.


А

Б

В

Г

4

6

1

5


Рассмотрите марку и выполните задание

18. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Князь, изображенный на марке, стал основателем династии московских князей

2) Дан­ная марка посвящена 850-летию основания Москвы

3) Князь, изображенный на марке, построил вокруг Москвы белокаменный Кремль

4) Деятельность князя, изображенного на марке, относится к периоду Древней Руси

5) Князь, изображенный на марке, был сыном Александра Невского



1

5

19. Укажите памятники архитектуры, построенные в том же городе, где правил князь, изображенный на марке. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти памятники архитектуры.

1

2

3

4


1

2



Прочтите документ и выполните задания

Из ра­бо­ты историка В.В. Каргалова.

«Русские кня­зья в пер­вые годы после на­ше­ствия были за­ня­ты больше вос­ста­нов­ле­ни­ем своих раз­гром­лен­ных княжеств..., чем про­бле­мой установления каких-либо от­но­ше­ний с ушед­ши­ми за пре­де­лы русских зе­мель завоевателями. Видимо, пол­но­го единодушия в Северо-Восточной Руси по этому во­про­су не было. Силь­ные и бо­га­тые города на северо-западной и за­пад­ной окраинах, не под­верг­ши­е­ся разгрому, вы­сту­па­ли против при­зна­ния зависимости от ор­дын­ских ханов.

Северо-Западной Руси, ко­то­рая выступала про­тив подчинения ор­дын­ско­му хану, про­ти­во­сто­я­ла группировка ро­стов­ских князей. Су­ще­ство­ва­ние двух груп­пи­ро­вок - северо-западной, вы­сту­пав­шей против при­зна­ния зависимости от ханов, и ростовской, скло­няв­шей­ся к уста­нов­ле­нию мирных от­но­ше­ний с завоевателями, - во мно­гом определяло по­ли­ти­ку великого Вла­ди­мир­ско­го князя. Эта по­ли­ти­ка в пер­вое десятилетие была двойственной. С одной стороны, боль­шая часть Северо-Восточной Руси была опу­сто­ше­на нашествием и уже не имела сил для от­кры­то­го сопротивления завоевателям, что де­ла­ло неизбежным при­зна­ние зависимости от зо­ло­то­ор­дын­ских ханов... С дру­гой стороны, су­ще­ство­ва­ние сильной оп­по­зи­ции ордынской вла­сти в Северо-Западной Руси могло про­буж­дать надежду при опре­де­лен­ных условиях про­ти­во­сто­ять притязаниям завоевателей».

20. О каком со­бы­тии идет речь в при­ве­ден­ном тексте? Когда оно произошло? Как на­зы­ва­лось государство, ос­но­ван­ное завоевателями?

- в до­ку­мен­те речь идет о на­ше­ствии на Русь мон­го­лов - со­бы­тие произошло в XIII в.

- государство, ос­но­ван­ное завоевателями, на­зы­ва­лась Золотая Орда

21. Какая важ­ная для Руси про­бле­ма рассматривается историком? На ос­но­ве текста и зна­ний по ис­то­рии укажите, как от­но­си­лись к ней пред­ста­ви­те­ли отдельных рус­ских земель (укажите не менее двух позиций).

- ис­то­ри­ком рассматривается про­бле­ма установления от­но­ше­ний между рус­ски­ми князьями и ха­на­ми Золотой Орды

позиции от­дель­ных русских зе­мель по от­но­ше­нию к Зо­ло­той Орде:

- Северо-Западная Русь вы­сту­па­ла про­тив при­зна­ния зависимости от Орды

- ро­стов­ские князья вы­сту­па­ли за при­зна­ние власти Орды и мир­ные отношения с завоевателями

22. Как оце­ни­ва­ет автор по­ли­ти­ку великого князя Владимирского? Чем эта оцен­ка была обусловлена? При­ве­ди­те не менее трех по­ло­же­ний в ответ на оба вопроса.

- автор оце­ни­ва­ет политику ве­ли­ко­го князя Вла­ди­мир­ско­го как двойственную

эта оцен­ка была обу­слов­ле­на тем, что:

- при­зна­ние зависимости Руси от Зо­ло­той Орды было след­стви­ем ее разорения, от­сут­ствия достаточных сил для от­кры­то­го сопротивления

- воз­мож­ность противостояния за­во­е­ва­те­лям была след­стви­ем наличия силь­ной оппозиции Зо­ло­той Орде в Северо-Западной Руси

24. Во вто­рой по­ло­ви­не XIII - пер­вой по­ло­ви­не XIV в. кня­зья Северо-Восточной Руси бо­ро­лись друг с дру­гом за ярлык на ве­ли­кое кня­же­ние Владимирское, ко­то­рый давал хан Зо­ло­той Орды. Но бо­ро­лись они не про­сто за документ, а за свя­зан­ные с ним ре­аль­ные пре­иму­ще­ства и выгоды.

Укажите три ос­нов­ных преимущества, ко­то­рые по­лу­чал по­бе­ди­тель в этой борьбе.

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие преимущества:

1. Князь, по­лу­чив­ший ярлык, мог са­мо­лич­но со­би­рать дань.

2. Он яв­лял­ся глав­ным среди дру­гих князей.

3. Тем самым по­лу­чал рас­по­ло­же­ние Орды

25. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дискуссионные проблемы, по ко­то­рым высказываются различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Взаимоотношения Руси и Орды имели ха­рак­тер не столь­ко зависимости, сколь­ко взаимовыгодного (хотя и неравноправного) со­труд­ни­че­ства - подчинение Орде, ко­то­рая не по­ся­га­ла на пра­во­слав­ные религиозные начала, спо­соб­ство­ва­ло защите рус­ских земель от угро­зы с ка­то­ли­че­ско­го Запада».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить данную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)... 2).. 

Аргументы в опровержение:

1)... 2)...

1) в подтверждение, например:

- Орда по­мо­га­ла Руси в про­ти­во­сто­я­нии с Западом, при этом не по­ся­гая на пра­во­слав­ные религиозные начала;

- под вли­я­ни­ем Орды сфор­ми­ро­ва­лись начала са­мо­дер­жав­ной власти, поз­во­лив­шие преодолеть удель­ную раздробленность;

- через Орду осу­ществ­ля­лись культурные и тор­го­вые связи с Востоком;

 2) в опровержение, например:

- в ре­зуль­та­те постоянных на­бе­гов разорялись рус­ские земли;

- русские земли были об­ло­же­ны тяжёлой данью;

- зависимость от Орды пре­пят­ство­ва­ла контактам Руси с Европой.

25. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 1325-1340 гг.; 2) 1359 -1389 гг.; 3) 1425- 1462 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;

– ука­зать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия, относящиеся к дан­но­му периоду.


Литература:


Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. История. https://hist-ege.sdamgia.ru


Всем кто учится. http://www.alleng.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!