Лаптева Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ СОШ № 7 г. Ноябрьска
Ямало-Ненецкий автономный округ
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ для подготовки к ЕГЭ по теме «Феодальная раздробленность»
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Северо-Восточный поход хана Батыя
2) Первое упоминание о Москве в Летописи
3) Падение Западной Римской империи
2. Установите соответствие между событиями и годами:
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) битва на реке Альта Б) взятие Киева войсками Батыя В) битва на реке Сить Г) битва на Калке | | 1) 1068 г. 2) 1223 г. 3) 1238 г. 4) 1240 г. 5) 1252 г. 6) 1380 г. |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XII−XIII вв.
1) заповедные лета 2) ярлык 3) междуусобные войны 4) рекрутчина 5) ордынский выход 6) число
4. Напишите пропущенное понятие (термин).
Ханские чиновники, собиравшие с русских земель дань в XIII — начале XIV вв., назывались ______________.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | | ФАКТЫ |
A) монгольское иго Б) феодальная раздробленность на Руси B) становление Древнерусского государства Г) монгольское нашествие на Русь | | 1) поход Юрия Долгорукого на Киев 2) получение ярлыка А. Невским 3) принятие Судебника Ивана IV 4) покорение племени вятичей 5) взятие Козельска 6) закрепощение крестьян |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В первые же годы своего правления князь добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Он сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Пётр умер и был погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением Божьим. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но поправить дело в свою пользу уже не могли. Во все продолжение своего правления князь ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои владения, с другой — оказывать влияние на князей в прочих русских землях. В этом помогала ему более всего начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери князь Александр Михайлович принял участие в народном восстании, в котором тверичи убили Чол-хана и перебили всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об участи Чол-хана, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, московский князь поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, московский князь пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, положили пусту всю землю Русскую. Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал в Новгород, потом в Псков, но и оттуда его вынудили уехать в Литву. Обстоятельства продолжали благоприятствовать Москве…..»
Б) «…Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и приказал каждому полку и воеводам: "Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!" И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи…. Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. И начал остерегаться Олег Рязанский и с места на место переходить с единомышленниками своими, так говоря: "Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь. Думал я по старинке, что не следует русским князьям на восточного царя подниматься, а теперь как все это понять? И откуда князю помощь такая пришла, что смог против нас трех подняться?" Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву, но, прослышав, что князь великий собрал великое множество воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону против царя Мамая, — прослышав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщетность своих помыслов, о союзе своем с Олегом Рязанским теперь сожалел, метался и негодовал, говоря: "Если человеку не хватает своего ума, то напрасно чужого ума ищет: никогда ведь не бывало, чтобы Литву поучала Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Речь в отрывке идет о князе московском Юрии Даниловиче.
2) рязанскому князю Олегу и литовскому князю Ольгерду не удалось принять участие в битве на стороне ордынцев
3) победа князя Дмитрия Ивановича над Мамаем окончательно избавила русские земли от необходимости выплачивать Орде дань
4) Речь идет о князе, которого прозвали «собирателем земли русской»
5) Перемещение кафедры митрополита из Владимира в Москву при Иване Калите сделало её духовной столицей Руси
6) События, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XIV в.
Фрагмент А | Фрагмент Б |
4 | 5 | 2 | 6 |
7. Какие три из перечисленных понятий характеризуют систему управления Новгородской республики? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) совет всея земли
2) посадник
3) вече
4) земский собор
5) тысяцкий
6) дворецкий
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Собрались русские князья в городе ______________ и приняли решение «Да каждый пусть держит отчину свою»
Б) Хана Мамая в Куликовской битве спешил поддержать литовский князь __________________.
В) 15 августа _______ года в городе Тверь спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко.
Пропущенные элементы:
1) 1237
2) Ягайло
3) Вышгород
4) Витовт
5) 1327
6) Любеч
9. Установите соответствие между событиями и их участниками.
УЧАСТНИКИ | | СОБЫТИЯ |
A) Дмитрий Боброк Б) Юрий Долгорукий B) Дмитрий Шемяка Г) Мстислав Удалой | | 1) битва на реке Калке 2) Куликовская битва 3) «стояние на Угре» 4) первое упоминание в летописях о Москве 5) междоусобная война на Руси 2-ой четверти XV в. |
10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите хана Золотой Орды, о нашествии которого идёт речь.
«Куликовская битва высоко вознесла славу Москвы, но Золотая Орда была ещё сильна и отомстила русской столице... разорением. После гибели Мамая, убитого в одном из крымских городов, власть над Золотой Ордой перешла к (хану), задумавшему отомстить за поражение татар на Куликовом поле. (Хан) подошёл к Москве неожиданно со стороны Рязани, взял и сжёг Серпухов, после чего двинулся к Москве. Приближение (хана) стало известно Дмитрию Донскому, но отсутствие единства среди князей и недостаток в Москве воинской силы заставили его отказаться от битвы с татарами и покинуть Москву.
Ответ: _______________________________________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Роль (значение) события в истории | Участник события |
Битва на реке Калка | ___________________________(А) | Даниил Галицкий |
__________(Б) | Ослабление агрессии крестоносцев | __________(В) |
Принятие Великой хартии вольности в Англии | ___________________________ (Г) | _____________ (Д) |
_____________________ (Е) | Усиление авторитета Московского княжества | Владимир Андреевич Серпуховский |
Пропущенные элементы:
1) Иоанн Безземельный
2) Александр Невский
3) защита привилегий свободного населения средневековой Англии
4) возвращение католических порядков
5) Куликовская битва
6) первое столкновение с монголами
7) Карл Великий
8) Ледовое побоище
9) поход хана Бытыя
12. Прочтите отрывок из летописи.
«…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда… Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен За грехи наши побеждены были русские полки…»
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар
2) причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска
3) битва на реке Калке состоялась в 1223 г.
4) после битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом
5) описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска
6) описанные в летописи события относятся к последнему десятилетию существования Древнерусского государства как единого целого
13. Напишите название русского города, обозначенного на схеме под цифрой «1». ___________________
14. Напишите имя и прозвище древнерусского князя, руководившего войсками в битвах, изображенных на схеме. __________________________________________________
15. Напишите образное название битвы, обозначенной на схеме цифрой «2». _______________________
16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Древнерусский князь, под руководством которого происходили сражения, обозначенные на схеме, прославился также борьбой с Ордой.
2) Сражения, изображённые на схеме, происходили в XIII в.
3) В сражении, обозначенном на схеме цифрой «2», противником русских выступали силы Ливонского ордена.
4) Древнерусский князь, под руководством которого происходили сражения, обозначенные на схеме, был основателем Москвы.
5) Особенностью земли, центром которой был город, обозначенный на схеме цифрой «1», были плодородные земли, позволявшие развивать пашенное земледелие.
6) В городе, обозначенном на схеме под цифрой «1», долгое время сохранялись традиции вечевой демократии.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Слово о полку Игореве» Б) Собор святой Софии в Новгороде В) «Слово о законе и благодати» Г) Успенский собор во Владимире | | 1) Торжественная речь митрополита Иллариона в середине XI века. 2) Памятник древнерусской литературы, посвященный Куликовской битве. 3) Автор — священник Сильвестр. 4) Повествует о походе новгород-северского князя на половцев в 1185 г. 5) Данный памятник архитектуры создан при Андрее Боголюбском 6) Памятник был заложен на месте Владычного двора и строился при мерно до 1050 г. |
Рассмотрите марку и выполните задание
18. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, изображенный на марке, стал основателем династии московских князей
2) Данная марка посвящена 850-летию основания Москвы
3) Князь, изображенный на марке, построил вокруг Москвы белокаменный Кремль
4) Деятельность князя, изображенного на марке, относится к периоду Древней Руси
5) Князь, изображенный на марке, был сыном Александра Невского
19. Укажите памятники архитектуры, построенные в том же городе, где правил князь, изображенный на марке. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти памятники архитектуры.
Прочтите документ и выполните задания
Из работы историка В.В. Каргалова.
«Русские князья в первые годы после нашествия были заняты больше восстановлением своих разгромленных княжеств..., чем проблемой установления каких-либо отношений с ушедшими за пределы русских земель завоевателями. Видимо, полного единодушия в Северо-Восточной Руси по этому вопросу не было. Сильные и богатые города на северо-западной и западной окраинах, не подвергшиеся разгрому, выступали против признания зависимости от ордынских ханов.
Северо-Западной Руси, которая выступала против подчинения ордынскому хану, противостояла группировка ростовских князей. Существование двух группировок - северо-западной, выступавшей против признания зависимости от ханов, и ростовской, склонявшейся к установлению мирных отношений с завоевателями, - во многом определяло политику великого Владимирского князя. Эта политика в первое десятилетие была двойственной. С одной стороны, большая часть Северо-Восточной Руси была опустошена нашествием и уже не имела сил для открытого сопротивления завоевателям, что делало неизбежным признание зависимости от золотоордынских ханов... С другой стороны, существование сильной оппозиции ордынской власти в Северо-Западной Руси могло пробуждать надежду при определенных условиях противостоять притязаниям завоевателей».
20. О каком событии идет речь в приведенном тексте? Когда оно произошло? Как называлось государство, основанное завоевателями?
- в документе речь идет о нашествии на Русь монголов - событие произошло в XIII в.
- государство, основанное завоевателями, называлась Золотая Орда
21. Какая важная для Руси проблема рассматривается историком? На основе текста и знаний по истории укажите, как относились к ней представители отдельных русских земель (укажите не менее двух позиций).
- историком рассматривается проблема установления отношений между русскими князьями и ханами Золотой Орды
позиции отдельных русских земель по отношению к Золотой Орде:
- Северо-Западная Русь выступала против признания зависимости от Орды
- ростовские князья выступали за признание власти Орды и мирные отношения с завоевателями
22. Как оценивает автор политику великого князя Владимирского? Чем эта оценка была обусловлена? Приведите не менее трех положений в ответ на оба вопроса.
- автор оценивает политику великого князя Владимирского как двойственную
эта оценка была обусловлена тем, что:
- признание зависимости Руси от Золотой Орды было следствием ее разорения, отсутствия достаточных сил для открытого сопротивления
- возможность противостояния завоевателям была следствием наличия сильной оппозиции Золотой Орде в Северо-Западной Руси
24. Во второй половине XIII - первой половине XIV в. князья Северо-Восточной Руси боролись друг с другом за ярлык на великое княжение Владимирское, который давал хан Золотой Орды. Но боролись они не просто за документ, а за связанные с ним реальные преимущества и выгоды.
Укажите три основных преимущества, которые получал победитель в этой борьбе.
Могут быть указаны следующие преимущества:
1. Князь, получивший ярлык, мог самолично собирать дань.
2. Он являлся главным среди других князей.
3. Тем самым получал расположение Орды
25. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества - подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)... 2)..
Аргументы в опровержение:
1)... 2)...
1) в подтверждение, например:
- Орда помогала Руси в противостоянии с Западом, при этом не посягая на православные религиозные начала;
- под влиянием Орды сформировались начала самодержавной власти, позволившие преодолеть удельную раздробленность;
- через Орду осуществлялись культурные и торговые связи с Востоком;
2) в опровержение, например:
- в результате постоянных набегов разорялись русские земли;
- русские земли были обложены тяжёлой данью;
- зависимость от Орды препятствовала контактам Руси с Европой.
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1325-1340 гг.; 2) 1359 -1389 гг.; 3) 1425- 1462 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Литература:
Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. История. https://hist-ege.sdamgia.ru
Всем кто учится. http://www.alleng.ru