Школа: МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»
Учитель: Солодилова Алевтина Николаевна
Учебный предмет: история.
Класс: 10.
Сценарный план урока.
Тема: Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны
Цель: сформировать представление учащихся о заключительном этапе Второй мировой войны.
Планируемые результаты:
предметные: формирование представления о значении основных операций Советской Армии в 1944г.; освободительном характере европейского похода Советской Армии; роли СССР в разгроме вооруженных сил Японии; значении Крымской и Потсдамской конференций; историческом значении победы советского народа в Великой Отечественной войне;
личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Метапредметные: владение коммуникативной деятельностью, способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Оборудование: компьютер, фрагмент из документального фильма «Великая Отечественная», презентация, карта «Великая Отечественная война», слайд-шоу к песне «Слава народу», фрагмент обращения В.В. Путина к Федеральному собранию, атласы по истории России
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I . Организация учащихся на работу.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторим изученный материал, посвященный Великой Отечественной войне. Для этого будем работать в группах.
II. Актуализация знаний учащихся (работа в группах) (Слайд1)
- Ребята, для того чтобы систематизировать сведения об основных, изученных вами операциях Великой Отечественной войны, каждая группа по пяти представленным в задании признакам должна определить боевую операцию, указать ее хронологические рамки и историческое значение.
1 группа
Военный парад 7 ноября 1941 года;
Операция «Тайфун»;
Герои–панфиловцы;
Назначение Г.К. Жукова командующим Западным фронтом;
5 декабря 1941 года – начало контрнаступления Советской Армии
(Битва под Москвой)
2 группа
Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
Операция «Уран»;
19 ноября 1942 года – начало контрнаступления Советской Армии;
2 февраля 1943 года капитуляция 6-й немецкой армии фельдмаршала Паулюса;
Бои за Мамаев курган
( Сталинградская битва)
3 группа
Операция «Цитадель»;
Завершение коренного перелома в ходе войны;
Танковое сражение под Прохоровкой;
Первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода;
5 июля 1943 года
(Курская битва)
4 группа
Дневник Тани Савичевой;
«Дорога жизни»;
900 дней;
6-ая симфония Д. Шостаковича;
(Блокада Ленинграда)
III.Определение обучающимися темы и цели урока
-Назовите хронологические рамки событий, о которых мы говорили(1941-1943).
-Назовите хронологические рамки Великой Отечественной войны.(1941-1945)
-Как выдумаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?( Изучать события 1944-1945гг.)
-Сегодня на уроке будем изучать события заключительного этапа не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны. Познакомьтесь, пожалуйста, с планом урока (Слайды 2-3)
IV. Изучение нового материала.
План:
Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 года.
Крымская (Ялтинская) конференция.
Освобождение Европы от фашизма.
Берлинская (Потсдамская) конференция.
Вступление СССР в войну с Японией.
Итоги Второй мировой войны.
СССР-главная сила, победившая фашизм.
1. Рассказ учителя (слайд4)
- К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне.
Ценой героических усилий всего советского народа к этому времени было обеспечено превосходство Красной армии не только в численном составе (6,3 млн. человек), но и в самолетах (10,2 тыс.), орудиях и минометах (до 96 тыс.). Лишь по числу танков и САУ силы сторон были примерно равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.).
Советские военные предприятия к этому времени выпускали танков в 8 раз, орудий в 6 раз, минометов в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем до войны.
Стремясь закрепить военный успех, Ставка Верховного главнокомандования приказала в 1944 г. обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение территории СССР. Начались одна за одной наступательные операции Советских войск. Они получили название «Десять Сталинских ударов».
2. Фрагмент из документального фильма «Великая Отечественная»
-О каком событии шла речь? Когда оно произошло?
Работая с презентацией и картой , заранее подготовленный ученик рассказывает о наступательных операциях( Слайд5)
Февраль –март. Корсунь - Шевченковская наступательная операция ( освобождена практически вся правобережная Украина. К.А. вышла к границам Румынии)
Апрель – май. Освобождены Одесса, Керчь. Севастополь и весь Крым
Июнь. Нанесён удар на Карельском перешейке, в районе Ладожского и Онежского озёр (освобожден Выборг, Финляндия прекратила военные действия на стороне Германии)
23 июня – 29 августа. Белорусская наступательная операция«Багратион (Немцы попали в котел под Витебском, Бобруйском , Могилевом, Оршей. В окружении 30 дивизий. Освобождены: Белоруссия, часть Литвы и Польши)
Июль – август. Львовско – Сандомирская операция ( освобожден Львов)
Август. Ясско – Кишинёвская операция (освобождены Кишинев и
Бухарест, уничтожены 22 дивизии. Румыния и Болгария выступили против Германии)
Сентябрь – октябрь. Операция в Прибалтике (уничтожены 38 дивизий. Освобождены Эстония и Латвия)
Октябрь – декабрь. Наступательные операции между Тиссой и Дунаем
Ноябрь – декабрь. Военная операция на Карельском фронте (освобождены Заполярье и северные районы Норвегии)
(Слайд 6)
Итоги: В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 120 дивизий противника. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников. Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром нацистской Германии в 1945 году.
3. Самостоятельная работа в группах (Слайд 7. По ходу ответов представителей групп демонстрируются слайды с 8 по 12. При выполнении заданий учащиеся пользуются атласами)
1 группа.
Задание
Работа с текстом учебника
Крымская (Ялтинская) конференция: дата, участники, главные вопросы и цели этой конференции.
(4-11 февраля в Крыму под Ялтой состоялась вторая встреча личная встреча лидеров антигитлеровской коалиции И. В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля).
2 группа
Работа с текстом учебника
Задание
Освобождение Европы от фашизма (5 операций): название операции, дата, что взяли.
(1). Восточно-Прусская (апрель1945 года)
Первая территория куда вступила Красная Армия
Главная крепость Кенигсберг (взят 11.04.1945)
Много жертв
2). Висло-Одерская (январь 1945)
освобождение Польши, при котором погибло около 3,5 млн человек.
После этого Красная Армия вступила на территорию Германии.
3)Восточно- Померанская Операция (октябрь 1944-апрель 1945)
4)Берлинская Операция (16.04.-02.05. 1945 года) ( Рассказывает заранее подготовленный учащийся)
Осуществляли взятие Берлина 3 фронта:
1 Белорусский под командованием Жукова
2Белорусский под командованием Рокоссовского
1 Украинский под командованием Конева
Участвовало около 3 млн. советских солдат, 8 тыс. танков, 8 тыс. самолетов, 52 тыс. орудий.
Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника.
20.04. был дан первый залп по городу из дальнобойных орудий.
24.04. 300тысячная группировка противника была окружена в районе Берлина
25.04. встреча союзников на Эльбе (Торгау)
21.04. начинаются бои в городе
30.04. советские войска начинают штурм рейхстага
В ночь на 1 мая над Рейхстагом водружено Красное знамя (Егоров и Кантария) , рейхстаг капитулировал.
2 мая Берлинский гарнизон капитулировал.
8 мая операции на территории Германии завершены.
В ночь с 8 на 9мая в южной части Берлина подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны Германии акт подписал фельдмаршал Кейтель, со стороны СССР – маршал Жуков.
5)Пражская Операция 9-10 мая 1945 г.
Капитуляция остатков немецкой армии в Чехословакии.
Война против фашизма закончилась. 24 июня – Парад Победы на Красной Площади.
Учитель: 30 апреля 1945 г. в окружённом советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В советской историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов), однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).
3 группа
Работа с текстом учебника
Задание
Потсдамская Конференция: дата, участники, главные вопросы и цели этой конференции.
– Кто принимал участие в конференции?(Сталин, Трумэн (США), Черчилль, затем Эттли (Великобритания)- лидеры держав-победительниц)
– Почему СССР взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией? (Обязательство, принятое на конференции в Тегеране, необходимость разгрома агрессора на Востоке. Япония не решилась вступить в войну против СССР, но 144 раза нарушила границу СССР)
– Какие территориальные изменения произошли в мире согласно решениям конференций в Ялте и Потсдаме?(Признана довоенная граница СССР, СССР получал Кенигсберг, Польша восточную часть Пруссии)
- Как решался германский вопрос?
Единая Германия, поделенная на зоны оккупации:
Демилитаризация (разоружение)
Денацификация (ликвидация остатков фашистского режима)
Репарации (возмещение ущерба)
Репатриации (возвращение военнопленных и перемещенных лиц)
Суд над нацистскими преступниками – Нюрнберг
4 группа
Работа с текстом учебника
Вступление СССР в войну с Японией.
Разгром Германии не означал окончания Второй мировой войны. Она продолжалась на Дальнем Востоке, где США, Англия и Китай вели войну с Японией.
6 августа атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки.
Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за две недели Советская армия под командованием маршала А. М. Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.
2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала акт о безоговорочной капитуляции Вторая мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто ее развязал.
6.Рассказ учителя об уроках и итогах войны.
Вторая мировая война унесла 60 млн жизней.
Материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб первой мировой войны
В войну было втянуто 80% населения
Военные итоги | Политические итоги |
Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии Сохранение свободы и независимости СССР Освобождение стран Европы | Крушение диктаторских режимов Рост авторитета СССР Опыт взаимодействия разных стран перед общей угрозой |
7.Задание учащимся : определить причины победы СССР в Великой Отечественной войне (После ответов учащихся, демонстрируется слайд13 с целью уточнения ответа на вопрос)
– Героизм и сплоченность народа.
– Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.
– Единство фронта и тыла
- Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.
– Героическая борьба партизанских соединений и подполья.
–Жесткоцентрализованная экономика СССР.
– Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.
IV. Закрепление изученного материала.
-Докажите, что Советский Союз внес решающий вклад в разгром Германии.
Выслушать и дополнить ответы учащихся.
Главная заслуга в победе над фашизмом принадлежит СССР
Самое большое количество немецко-фашистских войск было сосредоточено на территории СССР ( от 190 до 270 дивизий одновременно) а против союзников, например в Африке 9-20 дивизий
Потери Германии - 72% живой силы и 75% техники на советско-германском фронте
По протяженности советско-германский фронт самый большой от 3 до 6 тыс км
СССР за всю войну разгромил 607 немецких дивизий, а англичане и американцы 146
Самые масштабные битвы Второй Мировой Война на советско-германском фронте – Сталинградская, Курская, за Москву
Полностью или частично СССР освободил от фашизма 10 стран
Капитуляцию Германии принимал Жуков, а не союзники
Самые большие потери в войне – потери СССР
–Но, к сожалению, в канун 74-летия Победы в современном мире есть силы, которые хотят переписать историю и очернить нашу Победу. Они обвиняют современную Россию в развязывании войны на Украине, вводят санкции и создают у наших границ напряженную ситуацию. Вот что поэтому поводу сказал наш президент В.В.Путин. Послушайте фрагмент из обращения В.В. Путина к Федеральному собранию.
-Какой же ответ нашим недругам прозвучал в речи президента?
Работа с документом учебника «Из речи И.В.Сталина на приеме в честь командиров Красной Армии. 24 мая 1945г.»
-Историки продолжают дискутировать по вопросу об источниках победы СССР в Великой Отечественной войне. Какие аргументы дает речь Сталина, произнесенная 24мая 1945г? (Главным источником победы И.Сталин называет русский народ.)
Учитель: Наша страна всегда была многонациональной и нельзя говорить о заслугах лишь русского народа, а нужно говорить о заслугах всего советского народа. Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звездным часом для нашей страны в XX веке. Подвиг победителей никогда не будет забыт. В этом году мы празднуем 70-летие Победы. И, я думаю, что каждый из нас гордится тем, что является гражданином такой великой страны .
Демонстрация слайд-шоу к песне «Слава народу»
V. Домашнее задание:
Закончить заполнение хронологической таблицы.
Подготовиться к контрольной работе по теме «Великая Отечественная война»
10