Цикл занятий с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
ЗАНЯТИЕ 1
Вводная часть.
Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком Игра «Ручки»
Педагог берет ребенка за руку и похлопывает своей рукой по руке ребенка
(если он позволяет это делать), повторяя «Рука моя, рука твоя…»
Игра «Ладушки»
Ручки, наши ручки, поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите, вы, покрепче прям сейчас, Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
О сновная часть.
Упражнение 1. «Солнышко»
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений.
Ребенок собирает солнышко из прищепок. Количество «лучиков», прикрепляемых ребенком, постепенно увеличивается.
Упражнение 2. «Сортировка предметов»
Цель: формирование умения сочетать предметы с одинаковыми функциями.
Материал: 2-3 коробки средней величины, 2-3 группы предметов одинакового предназначения (например: ложка, вилка, тарелка и носок, рубашка, шорты)
Педагог показывает ребенку предмет, называя его, и кладет в коробку. «Смотри, носок – надеть!». «Смотри, ложка – кушать!». Затем предлагает ребенку разложить предметы по коробкам. Если ребенок пытается положить предмет не в ту коробку, педагог задерживает его руку со словами: «Тарелка, чтобы кушать!», подводит руку к нужной коробке. Если правильно выполняет задание, поощряет: «Правильно, тарелка, чтобы кушать!». Постепенно количество предметов и групп увеличивается.
Физминутка «Солнышко»
Светит солнышко в окошко,
(подняв руки над головой, вращаем кистями,«фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем)
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещѐ разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку, И снова - по порядку. Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три!
Упражнение 3. «Найди предмет»
Цель: развитие тактильного восприятия, переживание положительных эмоций.
Материал: песочница, мелкие предметы (ложки, вилки из кукольных наборов, кукольные туфельки и т.д).
Педагог закапывает в песочнице предметы, предлагает ребенку найти их и назвать (либо показать). Усложнить задание можно, закрывая глаза.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Что мы сегодня делали на занятии? Что тебе понравилось? Что не понравилось? Упражнение «Прощание» (контакт ладонями).
ЗАНЯТИЕ 2
Вводная часть.
Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком
Игра «Мы здороваемся по - разному»
Педагог показывает новый способ здороваться, например, хлопнуть поднятой вверх ладонью.
Игра «Доброе утро»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
(Указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
(Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам) С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
(Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши) С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
(Поглаживание коленок, топать ногами)
С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (Поднять руки вверх) Основная часть.
Упражнение 1. «Шарики»
Цель: развитие усидчивости, внимания, координации движений.
Материал: 2 миски, разноцветные теннисные шарики, ложка (желательно деревянная). Педагог предлагает ребенку переложить шарики из одной миски в другую по одному.
При этом комментирует действия. «Поймай шарик ложкой, переложи в другую миску. Один шарик, еще один и т.д. Молодец!». Если ребенку сложно перекладывать ложкой, можно действовать рукой. Усложняем задание, идентифицируя шарики по цвету.
Упражнение 2. «Угадай животное»
Цель: развитие внимания, восприятия «зашумленных» объектов, речевых навыков.
Материал: Изображения «зашумленных» картинок животных, набор реалистичных картинок.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать животных, которых узнал (показать из набора реалистичных картинок), показать, какие звуки произносят животные. Постепенно задание усложняется путем увеличения количества нарисованных контурных объектов. Также ребенку можно предложить раскрасить один из объектов. В качестве усложнения добавляется глобальное чтение (показ картинок сопровождается демонстрацией напечатанных названий и соотнесение их с картинкой).
Психогимнастика. «Птички»
Воробей по лужице
Прыгает и кружится. (прыжки на месте)
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил. (круговые движения кистями рук, пальцы растопырены) Погода хорошая!
Чив-чив-чил! (присесть, качать головой, улыбаться)
Упражнение 3. «Отпечатки наших рук»
Цель: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения.
Материал: песочница с влажным песком.
Педагог предлагает ребенку показать, как ходят разные животные, какие следы оставляют. Например, пальчиками рисуем следы мышки или ежика, кулачками – слона или медведя и т.д.
Заключительная часть.
Рефлексия
Покажи, что мы сегодня делали на занятии? Что тебе понравилось? Что не понравилось? Упражнение «Прощание» (контакт кончиками пальцев).
ЗАНЯТИЕ 3
Вводная часть.
Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком. Игра «Мы здороваемся по - разному» Поздороваться локтями.
Игра «Утречко»
Утро настало, солнышко встало.
Ладони с растопыренными пальцами скрестить Эй, братец Федя, Разбуди соседей!
Сжать кулак правой руки. Большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения.
Вставай, Большак!
Большой и указательный палец правой руки щелкают по большому пальцу левой руки.
—Вставай, Указка! Щелчок по указательному пальцу.
Вставай, Середка! Щелчок по среднему пальцу.
Вставай, Сиротка! Щелчок по безымянному пальцу.
И крошка Митрошка! Щелчок по мизинцу.
Привет, Ладошка! Щелчок в центр ладони. Все потянулись И проснулись.
Руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки.
Основная часть.
Упражнение 1. «Построй домик»
Цель: развитие цветового восприятия, крупной моторики, координации движений.
Материал: мягкий конструктор большого размера (кубики и призмы разного цвета)
П едагог предлагает ребенку подобрать к каждому кубику «крышу» такого хо цвета и построить домики.
Обязательно хвалит ребенка.
Упражнение 2. «Помоги дойти до домика»
Цель: развитие речи, произвольного внимания, зрительного восприятия
Материал: картинки - лабиринты.
Педагог предлагает ребенку назвать животных, которых он видит, а затем найти домик каждому из них. Сначала задание выполняется при
помощи пальца, затем только взглядом. Вопросы ребенку: «В каком домике живет лиса? Какого цвета домик?» и т.д.
Физминутка «Птица»
Вот летит большая птица
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями) Наконец, она садится
На корягу над водой. (Сесть на несколько секунд в глубокий присед)
Упражнение 3. «Озеро»
Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование речевого дыхания.
Материалы: емкость с водой, набор утка с утятами резиновые.
Педагог предлагает ребенку помочь утятам добраться до мамы утки, дуя на них.
Заключительная часть.
Рефлексия
Покажи, чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось? Что не понравилось? Упражнение «Прощание» (контакт локтями).
ЗАНЯТИЕ 4
Вводная часть.
Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком. Игра «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощѐлкали» («щѐлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь мы вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (здороваемся, как обычно) Основная часть.
Упражнение 1. «Овощи и фрукты»
Цель: развитие речи, представлений об окружающем, зрительного восприятия, мелкой моторики, координации движений.
М атериал: деревянные рамки – вкладыши с изображением овощей и фруктов.
Педагог показывает способ действия с рамками. Сначала по одной фигурке вынимает, при этом называя каждый овощ или фрукт. Затем также по одному складывает на место. Обобщает: «Это овощи. Это фрукты». Задания ребенку. «Покажи яблоко. Покажи лук». Далее спрашивает: «Что это?». Задания усложняется путем убирания самих рамок, а ребенок сортирует вкладыши без зрительного ориентира.
Можно сделать надписи, ребенок ориентируется по ним (подготовка к глобальному чтению).
Физминутка «Раз-два-три»
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинку, руки на поясе)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши)
Головою три кивка. (Движения головой)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны)
Пять - руками помахать, (Махи руками)
Шесть — на место сесть опять. (Присели)
Упражнение 2. «Угадай на вкус»
Цель: развитие вкусового восприятия, умения соотнести часть с целым.
Материал: тарелка с кусочками различных овощей и фруктов.
Педагог предлагает ребенку попробовать фрукты и овощи и угадать, называя или показывая картинку. На начальном этапе можно резать на глазах у ребенка.
Усложняем задания, давая пробовать овощи и фрукты с закрытыми глазами. Заключительная часть.
Рефлексия
Материал: пиктограммы радость, грусть, равнодушие.
Педагог предлагает ребенку с помощью пиктограмм выразить свои эмоции от каждого упражнения занятия. Упражнение «Прощание» (воздушный поцелуй).
ЗАНЯТИЕ 5
Вводная часть.
Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком.
Игра «Здравствуй, друг!»
Здравствуй, друг! (поздороваться за руку)
Как ты тут? (похлопать друг друга по плечу)
Где ты был? (потеребить друг друга за ушко)
Я скучал! (сложить руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону) Хорошо! (обнимаются) Основная часть.
Упражнение 1. «Составь картинку»
Ц ель: развитие зрительного восприятия, тонкой моторики, координации движений.
Материал: счетные палочки, карточки с изображением схем.
Педагог предлагает ребенку составить картинку с помощью счетных палочек. Сначала палочки можно накладывать прямо на картинку, далее работает по образцу.
Упражнение 2. «Времена года»
Ц ель: развитие речи, представлений о временах года, произвольного внимания. Материал: набор пазлов – ассоциаций «Времена года»
(можно подобрать картинки самостоятельно)
Педагог сначала показывает ребенку способ собирания пазла, называя только времена года. Когда ребенок научится собирать, обращает внимание на признаки, по которым определяется время года. Затем можно усложнить задание. Картинки перевернуты, педагог берет одну и говорит: «У меня на картинке нарисована елка. Она в снегу. Когда это бывает?» и т.д.
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
Маленькая снежинка села на ладошку – (кладем на ладонь бумажную снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко. (накрываем одну ладошку другой)
Раз, два, три, четыре, пять (медленно открывают) Отпускаю полетать. (держим снежинку на ладошке) На эту снежинку подуем немножко.
Подули тихонько − снежинка лежит, (дуем потихоньку)
Подули сильнее – снежинка летит. (дуем сильно)
Упражнение 3. «Рисуем снежинку»
Цель: развитие творческих способностей, речи, восприятия, воображения, навыков взаимодействия.
Материал: картон черного или темно-синего цвета, мел.
Педагог показывает, как рисовать снежинку. Используется прием совместного рисования.
Заключительная часть.
Рефлексия
Материал: пиктограммы радость, грусть, равнодушие.
Педагог предлагает ребенку с помощью пиктограмм выразить свои эмоции от каждого упражнения занятия.
Упражнение «Прощание» (положить руки на плечи и сказать: «Спасибо, до свидания!»).
ЗАНЯТИЕ 6 Вводная часть.
Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком.
Игра «Поздороваемся по - разному»
Поздороваться с ребенком разными способами – ладошками, локтями, пальчиками и т.д.
И гра «Зеркало»
Педагог изображает чувства, называя их. «Я грустный!», «Я веселый!» Ребенок повторяет. Затем меняются.
Основная часть.
Упражнение 1. «Кто где живет»
Цель: формирование представлений о диких и домашних животных.
М атериал: карточки с изображением диких и домашних животных или мелкие фигурки, картинка лес и картинка жилища человека.
Педагог показывает ребенку животных, берет по одному, называет и помещает в «лес» или «во двор». Обобщает «Это дикие животные», «Это домашние животные». Затем предлагает ребенку рассортировать картинки.
Упражнение 2. «Чей хвост»
Цель: развитие познавательной активности, внимания, зрительного восприятия.
Материал: разрезные картинки животные и хвосты.
Педагог предлагает ребенку подобрать хвост каждому животному. Усложнить задание можно показывая хвост, а ребенок по нему ищет животное.
Физкультминутка «Зайка»
Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть, (дрожим стоя)
Надо лапочки погреть, (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте) Кто - то зайку напугал, Зайка - прыг и убежал.
Упражнение 3 «Солнечный зайчик»
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве, снятие эмоциональных зажимов.
Материалы: фонарик или лазерная указка.
" К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку.) А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь". Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем показывает траекторию пути зайчика из предложенных.
Усложняем задание, зарисовывая траекторию.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Материал: цветные карточки.
Педагог предлагает ребенку с помощью цветных карточек выразить свои эмоции от каждого упражнения занятия. Ритуал прощания по выбору ребенка
ЗАНЯТИЕ 7 Вводная часть.
Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком. Поздороваться привычным способом.
Игра - приветствие «Здравствуй, солнце золотое!» Здравствуй, солнце золотое!
(Руки вверх с растопыренными пальчиками — имитация солнечных лучей)
Здравствуй, небо голубое! (Руки рисуют «облака» на небе)
Здравствуй, вольный ветерок! (Слегка подуть на голову)
Здравствуй, маленький дружок! (Погладить по голове или по руке ребѐнка)
Основная часть
Упражнение 1. «Нарисуй фигуру».
Цель: развитие зрительного восприятия, речи, тонкой моторики, уточнения представления о форме, способности концентрировать внимание на
предъявляемых объектах
Материал: Набор геометрических форм, лоток с крупой или песком, карточка с изображением контуров фигур.
Педагог предлагает ребенку взять фигуру, назвать (если может), обвести пальцем по контуру, затем нарисовать еѐ на манной крупе или песке. Если ребенок не может выполнить задание, педагог производит действия его рукой.
Основная часть
П едагог предлагает ребенку взять фигуру, назвать (если может), обвести пальцем по контуру, затем нарисовать еѐ на манной крупе или песке. Если ребенок не может выполнить задание, педагог производит действия его рукой. Упражнение 2. «Собери узор»
Цель: формировать умение ориентироваться на листе, соотносить форму и контур.
Материал: набор геометрических фигур, карточки с контурами геометрических фигур.
Педагог показывает ребенку, как надо действовать с фигурами (берет фигуру, обводит пальцем по контуру, находит такой контур на карточке, тоже обводит, затем накладывает фигуру). Физминутка «Кулачки» Уже круг, шире круг.
Видим руки. Нету рук.
Упражненье начинаем,
Руки выше поднимаем.
Кулачки зажали. Тихо посчитали:
1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Треугольник показали, Сели, встали, побежали.
Упражнение 3. «Цветная вода»
Цель: развитие цветового восприятия, снятие эмоционального напряжения.
Материал: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов.
Педагог расставляет стаканы в ряд на столе и наполняет водой. Берет на кисточку краску одного из основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый) – и разводит в одном из стаканов. Комментирует свои действия: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая воду кисточкой. Затем краски можно смешивать, получая разные цвета.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Материал: цветные карточки.
Педагог предлагает ребенку с помощью цветных карточек выразить свои эмоции от каждого упражнения занятия Ритуал прощания по выбору ребенка
ЗАНЯТИЕ 8
Вводная часть.
Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком.
Поздороваться привычным способом
Игра «Улыбка»
В станем мы с тобою в круг, Я твой друг, и ты мои друг. Крепко за руки возьмѐмся И друг другу улыбнѐмся.
Основная часть
Упражнение 1. «Одень куклу»
Цель: закрепление представлений об одежде и еѐ деталях, развитие зрительного восприятия, координации движений.
Материал: кукла со съемными деталями одежды
Педагог обращает внимание на одежду, сравнивает с одеждой ребенка, называет детали. Предлагаем одеть куклу.
Упражнение 2. «Подбери заплатку»
Цель: развитие восприятия и соотнесения цвета и формы.
М атериал: картинки с изображением различной одежды с вырезанными геометрическими фигурами.
Педагог предлагает ребенку найти заплатки. Называет цвет и форму заплатки. Накладывает заплатку. Далее можно соединять заплатку и фигуру линией. Для этого упражнения хорошо использовать одежду из заплатки из ткани, таким образом развивается и тактильное восприятие.
Психогимнастика «Стирка»
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку, (имитируют стирку)
Свитерок и брюки - устали мои руки. (встряхивают обе руки)
Упражнение 3. «Раскрась одежду»
Цель: развивать умение видеть границу контура, снятие эмоционального напряжения.
Материал: шаблоны одежды, краски или пластилин.
Ребенок пальчиками раскрашивает одежду понравившейся краской или пластилином.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Материал: пиктограммы радость, грусть, равнодушие.
Что тебе сегодня больше всего понравилось? Какое у тебя сейчас настроение?
Педагог предлагает ребенку с помощью пиктограмм выразить свои эмоции от каждого упражнения занятия.
Ритуал прощания. Игра «Встретимся опять» Педагог и ребенок играют, произносят слова:
―Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!‖. Движения: хлопок перед собой, хлопок ладонями друг с другом.