Тема: « Цветковые растения. Размножение цветковых растений ».
Цели: продолжить формировать понятие «растение», «группы растений»,
начать формировать понятие «цветковые растения»;
продолжить формировать умение устанавливать причинно – следственные
связи, развивать логическое мышление, воспитывать эстетические чувства,
заботливое отношение к природе.
Оборудование: учебник для 3 класса; иллюстрации цветковых растений;
схема последовательности образования семени
(на примере яблока); кроссворд.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
Цель: настраивание на урок.
- Здравствуйте ребята, садитесь.
II. Проверка домашнего задания
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Разнообразие растений).
- На какие группы учёные разделили все растения на Земле? (водоросли, мхи,
хвощи и папоротники, хвойные и цветковые растения).
- Почему водоросли считаются простейшими по строению? (потому что отсутствует много органов).
- Почему они так называются? (вода+росли- растут в воде).
- Почему хвойные растения называют вечнозелеными? (зимой и летом одним цветом. Меняют листву не заметно для нас).
- Каких органов из известных вам нет у растений всех этих групп? (цветка)
III. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы с вами будем изучать самую распространенную на Земле, самую большую по количеству видов, самую красивую группу растений, которые к тому же имеют самое большое практическое значение в жизни людей. Эта группа растений на Земле отличается от всех предшествующих групп двумя главными особенностями, с которыми и связаны два названия этой группы: цветковые, или покрытосеменные, растения.
III. Сообщение темы и задач урока
Учащиеся сами определяют тему урока (Цветковые растения, Размножение цветковых растений).
На доску вывешивается плакат.
IV. Актуализация опорных знаний учащихся
Цель: актуализация опорных знаний
- Какой важный признак есть у всех этих растений? (цветок)
- Какие органы есть у всех цветковых растений? (корень, стебель, листья, плоды с семенами)
- Какое значение имеет цветок? Плод с семенами? (размножение)
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
Цель: сформировать понятие о цветковых растениях и их размножении
1. Рассказ учителя с элементами беседы, с использованием иллюстраций.
Цветковых растений на Земле больше остальных. Их насчитывается около 240 тысяч видов. Среди цветковых растений есть деревья, кустарники, травянистые растения. У них есть все органы: корень, стебель, листья, цветки, плоды с семенами.
Цветковые растения вырастают из семян. Семена образуются в плодах из цветка.
- Для чего растению цветок? Некоторые считают, что цветок – только
украшение растение. Так ли это? (Из цветка образуется плод, потом
семена. Семена служат для размножения растений).
Плод с семенами образуется из цветка только после опыления пыльцой. Как это происходит в природе?
Вспомните, как в солнечную погоду над яркими, пахучими цветками деревьев, кустарников, травянистых растений летают пчёлы, шмели, бабочки. Они собирают с цветков сладкий сок – нектар. Кроме нектара, в цветках образуется пыльца. Когда насекомое садится на цветок, пыльца попадает на его тело. Насекомое перелетает на другой цветок и переносит на него пыльцу. Происходит опыление. Пчёл, бабочек, шмелей называют насекомыми – опылителями.
Растения с маленькими незаметными цветками без запаха и нектара опыляются ветром. Летом легкий ветерок переносит жёлтую пыльцу над посевами ржи, пшеницы, овса, ячменя, кукурузы. Ветром опыляются также дуб, ольха, берёза, осина, ясень, граб, орешник.
С ранней весны и до поздней осени можно наблюдать цветущие растения. После цветения из цветков развиваются плоды и семена (схема последовательности образования семени (на примере яблока)). Запомните, семена находятся в плодах. Плоды защищают семена, пока они развиваются, и способствуют их распространению. Из семени развивается новое растение.
2. Работа с учебником
учебник стр. 121 (так же иллюстрация на доске)
Посмотрите на картинке для размножения и распространения у плодов есть крылатки, как у ясеня и клёна. Или легкие парашютики, как у одуванчика, крючочки, как у череды и лопуха. Плоды рябины, облепихи, калины вкусные и яркие, чем привлекают птиц.
Подумайте, как распространяются эти плоды в природе?
Например, у плодов одуванчика есть парашютик из волосков, у плодов клёна и ясеня крылышки, у лопуха и череды – крошечные крючочки, которыми они цепляются за шерсть животных или одежду человека. Яркие, сочные плоды рябины и других растений издали привлекают птиц, и они их поедают. В кишечнике птицы семена не портятся. Птицы заносят семена далеко от растений.
VI. Физкультминутка
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!
VII. Закрепление и осмысление знаний
Цель: закреплять знания, полученные на уроке.
Беседа:
- Почему после дождливой весны невысокий урожай яблок, слив? (опадают цветы, сбивается пыльца).
- Почему весной в сады выносят ульи с пчёлами? (для опыления цветковых растений).
- Какая связь между цветковыми растениями и насекомыми? (насекомые опыляют цветковые растения).
VIII. Обобщение и систематизация знаний
Цель: закрепление пройденного материала; развитие познавательной активности,
мышления
Кроссворд:
По горизонтали:
1. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок,
И остался стебелёк (одуванчик).
2. Травянистое растение, плоды которого имеют крючочки (череда).
3. Растение с ярко красными сочными плодами (рябина).
По вертикали:
4. Бурьян с большими листьями (лопух).
5. Дерево, плоды которого имеют «крылышки» и разносятся ветром (клён).
6. Растение с ярко жёлтыми сочными плодами (облепиха).
7. Дерево, плоды которого имеют «крылышки» и разносятся ветром (ясень).
IX. Итог урока. Домашнее задание
- Какую тему мы сегодня изучали? (цветковые растения).
- Какие органы имеют цветковые растения? (корень, стебель, листья, цветки, плоды с семенами)
- Что образуется из цветка? (плод с семенами).
- Как размножаются цветковые растения? (из рассказа учителя).
Д/З. книга стр. 119-121, тетрадь стр. 42 № 1, 2.