СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твои первые энциклопедии, словари и справочники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен знакомству со справочной литературой, научить поиску информации

Просмотр содержимого документа
«Твои первые энциклопедии, словари и справочники»

Технологическая карта библиотечного урока

заведующей библиотекой МАОУ «СОШ № 8» Сметаниной Раисы Хамзяновны



Предмет: библиотечный урок

Класс: 2

Тема урока: Твои первые энциклопедии, словари и справочники

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: расширить знания школьников об энциклопедиях, словарях и справочниках, показать их многообразие и назначение каждого

Задачи урока:

Образовательные

- расширить знания школьников о разных видах справочной литературы:

энциклопедиях, словарях, справочниках, электронных энциклопедиях и словарях.

Развивающие

- осознание личной потребности в информации для решения той или иной проблемы;

- развить умения вести информационный поиск с помощью словарей и энциклопедий

Воспитательные

- привить любовь и интерес к книге и библиотеке;

- умение самостоятельного поиска информации.



Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- осознание школьниками необходимости использования справочной информации.



Метапредметные:

Познавательные:

Умение:

- работать с разными источниками информации

- поиск и отбор информации

- анализировать и использовать полученную информацию при подготовке к урокам

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Коммуникативные:

Умение:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

- сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

Умение:

- правильно, осознанно, осуществлять поиск информации;

- применять знания, полученные из справочников, словарей, энциклопедий, на уроках и при подготовке к уроку 



Оборудование

Компьютер, презентация, раздаточные карточки



Формы работы:

  • фронтальная форма

  • индивидуальная форма

  • работа в паре

Оформление: выставка справочных изданий «Наши помощники».



Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1 минута

Здравствуйте, ребята!   Сегодня у нас с вами очередной библиотечный урок. Мы поговорим о книгах справочного характера, которые помогают вам получать знания.

Приветствуют библиотекаря. Настраиваются на работу на уроке.

II. Открытие новых знаний.

10 минут


Образованными считаются люди, которые знают, где можно найти ответы на возникшие вопросы.  Люди не могут всё знать и хранить в памяти все события, цифры, названия. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то справка, то на помощь приходит справочная литература.  Это удивительные книги, они очень помогут вам в жизни.  Но сначала, нужно научиться ими пользоваться.

Энциклопедии, словари, справочники — ваши умные, мудрые друзья. Они ваши помощники, которые подскажут, растолкуют, объяснят. Читая их, вы узнаете много интересного о звездах и планетах, о морях и землях, о прошлом и будущем. Полученные сегодня знания помогут вам в учебе и пригодятся в целом в течение всей жизни.


Ребята, может кто-нибудь сказать, что такое энциклопедия и для чего она нужна? (ответы детей).


Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний. Энциклопедии бывают полные и краткие, универсальные и отраслевые, алфавитные и тематические, многотомные и однотомные.


Пример энциклопедии, построенной в алфавитном порядке — Большая Российская энциклопедия. Эта энциклопедия рассчитана на взрослых людей. Для ребят примером энциклопедии, построенной в порядке алфавита, является энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Поиск нужной информации в таких энциклопедиях происходит так же, как и в словарях. Только словарные статьи в энциклопедиях более полные. Как правило, энциклопедии бывают многотомными, потому что все сведения не могут уместиться в одном томе.


Для того чтобы быстрее определить, в каком томе находится материал по нужной теме, на корешке книги часто пишут буквы или слова, с которых начинаются и заканчиваются статьи этого тома. Примером энциклопедий с тематическим построением материала являются энциклопедии «Я познаю мир», «Детская энциклопедия» издательства «Росмэн», «Детская энциклопедия» издательства «Аванта».


Как же искать нужную информацию в таких энциклопедиях? Для более быстрого поиска в таких энциклопедиях есть алфавитно-предметный указатель. Что он представляет собой? Это набор слов, расположенных в алфавитном порядке с указанием страниц, на которых это слово встречается в книге. Где искать алфавитно-предметный указатель в книге? Как правило, он находится между основным текстом книги и содержанием в конце книги.

Давайте попробуем найти алфавитно-предметный указатель в энциклопедии «Я познаю мир».


Спутником современного школьника становятся сетевые энциклопедии, например, Детская энциклопедия «Потому. Ру. Вместе познаем мир» - http://potomy.ru/. Здесь можно найти такую информацию: «Как все это начиналось», «Человеческий организм», «Флора и фауна», «История изобретений». Информация представлена в форме вопросов и ответов.


А теперь скажите, какие книги можно назвать словарями? (Ответы детей).

Словарь – справочная книга, содержащая собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно в алфавитном, с пояснением или переводом на другой язык.


Словари – настольная книга для всех, кто ищет правильный путь к нужной информации. Специально для вас разные издательства выпускают школьные словари – орфографический, толковый, иностранных слов, словообразовательный, словари синонимов, антонимов и другие.


Работая со словарем, нужно помнить три правила успешной работы со справочной литературой: хорошее знание алфавита, правильно сформулированный вопрос, найденный самый необходимый в данную минуту словарь.


Помощники «человека с компьютером» - онлайн-словари, которые можно найти в Интернете: http://www.gramota.ru/slovari/onlain/, http://slovari.yandex.ru/

А сейчас мы с вами узнаем, что такое справочники?

Справочники — это книги, в которых собраны необходимые сведения по определенному предмету отрасли знания.

Каждый справочник посвящен какой-то одной теме. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах. В каждом справочнике есть предметно–именные указатели. Все слова в этих указателях расположены по алфавиту.

Слушают библиотекаря,

отвечают на вопросы,

смотрят презентацию












































Ищут указатель в энциклопедии «Я познаю мир»

III. Физкультминутка

1 минута

А сейчас мы немного с вами отдохнем. Все встали.


Руки в боки, руки шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись – выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже.

Встали – присели…

Встали – присели…

А теперь за парты сели.



IV. Практическая работа со справочниками, словарями, энциклопедиями

15 минут


Продолжим работу. Итак, сейчас каждая группа поработает со справочниками, словарями, энциклопедиями.


Сейчас я вам раздам карточки с заданием, вы сможете найти ответ либо в справочнике, либо в словаре, либо энциклопедии в соответствии с вашим заданием.

Работа с карточками.


Ищут ответ на вопрос.

После выполнения представитель из каждой группы отвечает на поставленный вопрос.

V. Обобщение и систематизация изученного материала.

2 минуты

Итак, что вы узнали на библиотечном уроке?

  1. В мире огромное количество справочной литературы – энциклопедий, словарей, справочников.

  2. Энциклопедии, словари, справочники содержат полную или краткую информацию о предметах и явлениях.

  3. Материал расположен в алфавитном порядке или по темам.

  4. Эти книги предназначены для быстрого поиска информации.

  5. Чтобы облегчить поиск нужно использовать указатель в книге.

  6. Справочную литературу можно читать с любого места.


VI. Рефлексия

1 минута


Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана»:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!