Творческая разработка театрализованного сценария «И кресты вышивает последняя осень» посвященного празднику музыки, музыкантов и любителей музыки. (Памяти В. Высоцкого)
Место проведения сцена, данный сценарий разработан старших классов школы.
Идея: «…Но кажется мне не уйдем мы с гитарой на заслуженный и нежеланный покой».
Тема: «…Голос, который продолжает жить».
Ход: Ощущение участия Владимира в вечере.
Жанр: Музыкально-поэтическая композиция.
Композиционное построение.
1.Пролог- «Я должен петь до одури, до смерти»
2.Эпизод 1-«И вкусы и запросы мои странны…»
3. Эпизод 2-«Я не успел…»
4.Финал- «Запомню, оставлю в душе этот вечер…»
Перед началом мероприятия в фойе первого этажа Центрального Дома Культуры от библиотечно-музейного центра работает книжная выставка «Там, где музыка живет». Выставка состоит из трех разделов: «Звуки музыки чудесной» – представлены книги об истории музыкальных инструментов, «Великие творцы» – раздел рассказывает о великих композиторах музыкантах, и конечно же великого артиста, поэта и певца Владимира Высоцкого в третьем разделе «Семь веселых звонких нот» – нотные издания, которые помогут «юным» музыкантам постигать искусство музыки.
Также всем желающим предлагается пройти опрос «Что значит музыка для вас?»
От Детской школы искусств» проводится выставка художественных работ к Международному дню музыки. Мероприятие проводится с целью создать благоприятную атмосферу, расширить кругозор, развить творческие способности и эстетического восприятия таких видов искусств, как ИЗО и музыка. В выставке будут представлены работы учащихся с их ярким представлением о музыке, которая представит их зрителю в ином свете. От ярких насыщенных абстракций, до сюжетных рассказов с довольно-таки интересными персонажами. Которая вовлечет зрителя в разные и глубокие эмоции от каждого рисунка.
На заднем фоне сцены заставка. Звучат тематические композиции легким фоном.
(Звучит лирическая музыкальная композиция ,голос за кадром)
Голос: Осень! Ты на грусть мою похожа, осень!
Не люблю тебя, но всё же, осень,
Вместе будем до зимы!
Эх ты, молния златая,
Вспыхни, печку растопи!
Может, я ещё оттаю,
Может, даже полетаю,
Только ты не торопи,
Только ты не торопи!
(Смена музыкального фона выход ведущих)
Ведущий1: Осень…прекрасное, поэтическое время, излюбленная пора многих писателей, поэтов, музыкантов. Красота природы, удивительные осенние краски, прощальный багрец и золото, звенящая синева над головой, какая-то зрелость во всем, мудрость, умиротворенность делают это время года особенным, неповторимым.
Ведущий2: И не случайно именно осенью отмечается наш замечательный праздник, ради которого мы пригласили вас сюда – Международный день музыки музыкантов и любителей музыки. И мы посвящаем его памяти великого артиста, поэта и певца Владимира Высоцкого который недавно казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, человеком, постигшим все тайны музыки. И воспринимать вы ее будете по-разному, каждый по-своему. Но мы очень надеемся, что она найдет отклик в ваших сердцах, согреет душу, развеселит, заставит грустить – словом, разбудит ваши чувства и доставит вам немало приятных минут.
Ведущий1: Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумывает множество деталей, делает наброски, наигрывает её на инструменте и только, потом уже записывает своё сочинение на нотной бумаге. Именно таким инструментом Высоцкого была гитара- инструмент века.
Ведущий2: Гитары звуки у костра,
В них столько света и добра!
Как самый сокровенный друг
Ее напевный, нежный звук.
Он с нашей говорит душой
И возвращает ей покой.
И песня льется, как нектар,
Как долгожданный лучший дар.
(Пока ведущий читает стихотворение заставка меняется на видео о Высоцком, фото его с гитарой, кадры из жизни)
(Смена сцены, затемнение, в центре на авансцене установлен микрофон. Возле него стул, на котором висит кожаный пиджак и лежит гитара, что дает ощущение того, что Высоцкий только что был на сцене, и с минуты на минуту появится вновь. Все это высвечивается лучом света, постепенно появляется фонограмма. »Песня певца у микрофона», затем на заднем плане проецируется портрет В.В.Высоцкого
Я весь в свету, доступен всем глазам,-
Я приступил к привычной процедуре:
Я к микрофону встал как к образам...
Нет-нет, сегодня - точно к амбразуре.
На шее гибкой этот микрофон
Своей змеиной головою вертит.
Лишь только замолчу - ужалит он,-
Я должен петь - до одури, до смерти.
Опять!! Не будет этому конца!
Что есть мой микрофон - кто мне ответит?
Теперь он - как лампада у лица,
Но я не свят, и микрофон не светит.
( На сцену выходят участники композиции, их шесть. Шесть молодых мужчин, одетых в любимый костюм Высоцкого, -джинсы и черный свитер).
1й: Читая стихи В.Высоцкого, все время слышишь его голос. За каждой строкой, за каждым словом.
2-й: И даже тогда, когда встречаешь абсолютно незнакомые стихи, все равно где-то далеко в глубине возникает и звучит мелодия. И голос Высоцкого звучит. Голос, который продолжает жить…
(Звучит песня «Погоня», здесь, как и везде, в исполнении участников композиции).
Во хмелю слегка,
Лесом правил я.
Не устал пока,-
Пел за здравие.
А умел я петь
Песни вздорные:
"Как люблю я вас,
Очи черные!...
3-й: Песни Высоцкого о войне- это прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови: сильных усталых, мужественных, добрых.
4-й: Таким людям можно доверять и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
5-й:(читает):
Сегодня не слышно биенье сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
6-й:
«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу — придёт другой».
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!
1-й: Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия…
2-й(читает стихи «К вершине»):
Ты идёшь по кромке ледника,
Взгляд не отрывая от вершины.
Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные лавины.
(звучит «Песня о друге»)
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так
Если сразу не разберешь
Плох он или хорош
Парня в горы тяни, рискни
Не бросай одного его
Пусть он в связке в одной с тобой
Там поймешь, кто такой…
3-й: Вспомните, его «сказочные песни». Те самые, которые он писал для «Алисы в стране чудес», для кинофильма «Иван да Марья» и просто так для себя.
4-й: За хриплым, напряженным голосом и жесткой манерой пения, до поры до времени, скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, гораздый на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо и создавать его…
Выходи, я тебе посвящу серенаду:
Кто тебе серенаду еще посвятит?..
(Литературно- музыкальная композиция постоянно сопровождается кино- и фотослайдами с изображением В.Высоцкого за работой, с друзьями, на концертах.
Справа на сцене лучом высвечивается журнальный столик, за которым сидит ведущий, звучит гитара, на ее фоне ведущий).
Ведущий: У В. Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и более того, никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями могли бы быть написаны: могли бы появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Владимир не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.
Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей: смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных.
Он импровизировал. Увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем он это делал так талантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и восторгались. Путали и недоумевали.
(Музыка прекращается. Ведущий продолжает).
А Высоцкий, вроде бы, и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои ( всегда неожиданные, разноплановые, злободневные) «Песни-роли».
Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось, еще серенада- и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене…Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел и дышал.
(Звучит фонограмма песни «Кони привередливые»).
Вдоль обрыва, по-над пропастью,
По самому краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало-ветер пью, туман глотаю,
Чую, с гибельным восторгом - пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть!
ФИНАЛ
(Вновь высвечивается микрофон, куртка и гитара на стуле. Проекция портрета В.Высоцкого, звучит дикторский текст за кадром ).
-Так кем же он все-таки был- Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Он был личностью, явлением, и факт этот в доказательствах уже не нуждается…Высоцкий продолжает свою жизнь.
(На сцену поочередно выходят участники композиции и становятся возле стула, как бы рядом с ним, он рядом с нами).
1-й: Его сегодня можно услышать в городских многоэтажках и сельских клубах, на огромных стройках и на маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях.
2-й: Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты.
3-й: Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг,
И не друг, и не враг, а так…
Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе Коваленко и Иванченкова. И надо сказать, что здесь все было на высоте- и песня, и исполнение!
4-й: Лучшие песни В. Высоцкого- для жизни. Они- друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, непокорная нежность и размах души человеческой.
5-й: А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша память…
6-й: Когда-то он писал
Но кажется мне- не уйдем мы с гитарой
На заслуженный и нежеланный покой…
Правильно писал!
(Вновь звучит «Песня у микрофона» Один из участников композиции кладет гвоздику на гитару, лежавшую на стуле. Все слушают склонив головы).
… Я освещён, доступен всем глазам.
Чего мне ждать? Затишья или бури?
Я к микрофону встал, как к образам…
Нет-нет, сегодня точно — к амбразуре!
(Занавес. Голос за кадром)
Голос: О, Музыка, блистательный каскад!
Стихи твои небесные звучат.
Ни капли нет в тебе обмана,
Ты – в пенье скрипки, арфы и органа.
Твой голос – в танце, в хороводе,
А сердце и душа – в природе.
О, Музыка, ты там и тут.
Салют тебе, о, Музыка, салют!