Творчество А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии. Пьеса «Бесприданница», самобытность замысла
ПЛАН:
1. Театрально-сценическое открытие А.Н. Островского.
2. Новизна поэтики Островского.
3. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского.
4. Особенности языка.
5. Пьеса «Бесприданница», самобытность замысла.
1. Театрально-сценическое открытие А.Н. Островского.
Островский Александр Николаевич (1823 – 1886) - знаменитый русский драматург.
Именно Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.
Театр Островского – явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре явление третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Все действие держится на разговорах персонажей, монологах, обмене репликами. Герои – идеальные собеседники. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне.
В таком театре творчество зрителя заключается в СОПЕРЕЖИВАНИИ происходящему на сцене. Глубокое СОРАЗМЫШЛЕНИЕ еще не требуется. Но к 70–ым годам в театре Островского зарождается явление, предвосхитившее рождение новой русской драмы – театра Чехова.
В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Основные идеи реформы театра:
- театр должен быть построен на условностях;
- неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
- ставка не на одного актёра;
- «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».
Творческий путь А.Н. Островского:
1) Ранний (1847-1851) - начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.
В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех. Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый».
2) «Московитянский» (1852-1854) - время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.
3) Предреформенный (1855-1860) - окончательно определяется литературная и мировоззренческая позиция Островского, писатель сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».
4) Пореформенный (1861-1886) - продолжается до конца жизни драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка».
2. Новизна поэтики Островского
- Первое действие – экспозиция драмы – знакомит с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между героями;
- Поведение героев определяется их общественным и семейным положением;
- Каждый герой обладает индивидуальными чертами, которые проявляются в поведении и в речи;
- Использует прием контраста, сочетает драматические и комические моменты;
- Говорящие фамилии. Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.
Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди — сочтемся!”.
Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».
- Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
- Специфические авторские ремарки;
- Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
- Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок): например, «Конец - делу венец»;
- Фольклорные моменты;
- Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- Значимость первой реплики героя;
- "подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- своеобразие речевой характеристики героев.
Наиболее действенной формой Островский считал комедию и признавал в самом себе способность воспроизводить жизнь преимущественно в этой форме. Тем самым Островский-комедиограф продолжал сатирическую линию русской драмы, начиная с комедий 18 века и кончая комедиями Грибоедова и Гоголя.
3. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского
А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. На сцене драматург показал настоящую жизнь купечества Замоскворечья. Современники даже называли Островского «Колумбом Замоскворечья». Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор - всё это отразилось в бытовых пьесах Островского настолько правдиво и ярко, что театральный зритель как бы ощущал на сцене самую атмосферу русской жизни.
Не следует забывать, что Островский описывал жизнь не только купцов. Мы видим в его пьесах и чиновников, и приказчиков, и свах, и актёров, и коммерсантов новой формации, и дворян, и бедных тружеников-интеллигентов, и генералов, и крестьян и т. д. Это целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.
Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов... Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.
Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.
Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы». С одной стороны, это люди, знающие своё дело, с другой стороны, добытчик, умеющий из всего извлекать выгоду, плутовать.
4. Особенности языка
Речь каждого персонажа служит одним из важных приёмов типизации и в произведениях эпического жанра. Но в романах автор располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно . В пьесе же авторская речь отсутствует. Поэтому язык персонажей в ней является главнейшим средством их типизации. Действующие лица пьесы, как разъясняет Горький, «создаются исключительно и только их речами». Герой пьесы должен говорить так, как говорил бы человек его характера, образа мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения или профессии. Следовательно, образ героя в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.
В пьесах Островского более тысячи действующих лиц, и каждое из них говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии. Так, лирически окрашенный язык Катерины в пьесе «Гроза» не имеет ничего общего с грубой, отрывистой речью Дикого. А речь Дикого в свою очередь значительно отличается от речи другого самодура - Гордея Торцова («Бедность не порок»), увлекающегося внешней, показной стороной культуры и употребляющего такие «иностранные» слова, как небель, шемпанское, фицианты и т. п.
Умелая индивидуализация речи героев характеризует Островского как замечательного мастера диалога. Достаточно прочитать или прослушать разговор Кабановой, Тихона и Катерины в третьем явлении второго действия или разговор Дикого с Кулигиным во втором явлении четвёртого действия, чтобы убедиться в этом. Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчётливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.
Необходимо отметить в пьесах Островского и искусное использование языковых богатств народной поэзии: песен, пословиц, поговорок и т. п.
Вспомним, например, песни Кудряша в третьем действии драмы «Гроза». Пословицы Островский использует даже в заглавиях пьес: «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись», «Свои люди - сочтёмся», «Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Старый друг лучше новых двух» и т. п.
Верность и меткость народного языка Островского отмечены были уже Добролюбовым.
Оценивая замечательное языковое мастерство Островского, Горький назвал его «чародеем слова».
5. Пьеса «Бесприданница», самобытность замысла
В 1878 г. выходит пьеса «Бесприданница». По словам самого Островского, это «сороковое оригинальное произведение». «Бесприданница» та же «Гроза», но через 20 лет.
История создания
Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.
Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.
Суть произведения
Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.
Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.
Основная тема
Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.
Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.
Проблематика
Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.
1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.
В чем смысл пьесы?
Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.
На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.
Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.
Жанр
Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.
Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.