ЛЕКЦИЯ
ТВОРЧЕСТВО А.Т. ТВАРДОВСКОГО.
ПОЭМА «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ»
Александр Трифонович Твардовский — одна из самых ярких и противоречивых фигур в русской советской литературе.
Сын раскулаченного и сосланного крестьянина, он в годы массовых репрессий стал одним из первых в советской поэзии, создал произведения, ставшие классикой социалистического реализма. Прошел через две войны (Финскую и Великую Отечественную) военным корреспондентом, а в годы «оттепели» резко критиковал советскую власть (поэма «Теркин на том свете»), стал лидером оппозиции застойному режиму. Будучи главным редактором «Нового мира», сделал журнал проводником демократических идей, добился публикации рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича», вызвавшего мощный резонанс не только в стране, но и в мире. При этом Твардовский был настоящим советским поэтом, искренне верил в идеалы коммунизма, хотя считал, что государственная система извратила первоначальный, ленинский замысел. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и ссылку.
Вся жизнь Твардовского — постоянный и мучительный путь к правде, «как бы ни была горька» эта правда.
Авторитет Твардовского был очень велик и в обществе, и в писательской среде. Его личность вызывает глубокое уважение, это был внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями писатель.
Один из главных эстетических принципов поэта — народность. Народность — связь литературы с народом, выражение в литературе интересов, психологии народа, обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами народа.
Произведения Твардовского — стихотворения, поэмы - народны, потому что они являются поэтическими свидетельствами истории народа. В них отражены все важнейшие события страны, происходившие на глазах поэта: коллективизация — в «Стране Муравии», Великая Отечественная война — в «Василии Теркине», «оттепель» — в поэме «За далью - даль», разоблачение сталинизма — в поэмах «Теркин на том свете» и «По праву памяти».
Любимыми поэтами Твардовского были Пушкин и Некрасов. Их влияние, особенно некрасовское, очевидно. Заметны есенинские интонации («Сельское утро», «Размолвка»).
Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта — человек из народа.
Инспирированное дело Солженицына, процессы Синявского, Даниэля, генерала Григоренко, заказные статьи-доносы (например, «письмо одиннадцати»), сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся в центральной печати, — все это приметы времени. Твардовский, по признанию многих, — личность, уже как бы своим присутствием влияющая на духовный климат времени.
В стихотворении Расула Гамзатова «Костер Твардовского» есть такие строки: И у свободы он в почете, И не подвластен никому. И ложь в сусальной позолоте Не может подступить к нему.
Становилось все заметнее, что направление журнала «Новый мир», в котором работал Твардовский (1950-1954, 1958-1970), объективно приобретало оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось. 10 августа 1968 года А. Твардовский писал А. Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие... Никогда еще так называемые события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие события.
В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года): Что делать мне с тобой, моя присяга, Где взять слова, чтоб рассказать о том, Как в сорок пятом нас встречала Прага И как встречает в шестьдесят восьмом.
Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору! Нет, все былые недомолвки Домолвить ныне долг велит. Разговор с современниками Твардовский не ограничивает публицистическими заключениями. Он говорит по-философски глубоко. И кто сказал, что взрослым людям Страниц иных нельзя прочесть? Иль нашей доблести убудет И на миру померкнет честь? Что нынче счесть большим, что малым — Как знать, но люди не трава: Не обратить их всех навалом В одних непомнящих родства.
История создания поэмы «По праву памяти»
Поэму-цикл «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966-1969). Это произведение трагедийного звучания, социальное и лирико-философское раздумье поэта о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе его семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной, исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого. Хотя поэма «По праву памяти» создавалась в 60-е годы, но была опубликована только много лет спустя — в 1987 году, долгие годы она находилась под запретом. Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью — даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе».
Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов. В его словах: «Да, жизнь. Сплошная тьма надвинулась», «дни глухие», «в нынешней муторной обстановке...» — глубокое ощущение ситуации, в которой приходилось работать, точнее, определение того, что происходило тогда в стране: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа — брежневского, беспредельная сила тоталитаризма, обрушившегося на духовные основы общества, власть жесткой цензуры...
Название поэмы «По праву памяти» подчёркивает именно её значение как акта сопротивления наступившей реставраторской тенденции в общественной жизни СССР второй половины 60-х годов. Поэма состоит из трёх глав: «Перед отлётом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти». Но первой главе ещё предшествует вступление.
Глава «Перед отлётом» содержит ретроспективное переосмысление наивных и чистых юношеских упований лирического героя поэмы с учётом опыта прожитой жизни. Она является своеобразным контрастным фоном и нравственным камертоном для остальных двух глав поэмы.
Глава «Сын за отца не отвечает» является центральной в поэме. В ней Твардовский, комментируя широко известное высказывание Сталина, использует оригинальный, ранее никем не применявшийся подход к истории сталинских преступлений: с точки зрения сыновней ответственности за отца. Развивая свою мысль, Твардовский перечисляет преступления Сталина: трагическая судьба крестьянства на примере собственного отца и его семьи после «Великого перелома»; судьбы целых народов «брошенных в изгнанье»; тех, кому пришлось заплатить двойной ценой за ошибки Верховного главнокомандующего: «Из плена в плен — под гром победы С клеймом проследовать двойным».
Заключительная глава поэмы «О памяти» целиком посвящена гневному обличению кампании забвения сталинских преступлений, развернувшейся в СССР со второй половины 60-х годов и напоминанию о главной обязанности литературы — говорить правду. Твардовский изобличает фальшивые доводы «молчальников» и делает уничтожающий (и сбывшийся) прогноз для них: «Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу…».
Поэма написана в форме исповедального монолога. Жанр произведения можно определить как «семейная трагедия», так как в основу поэму легли факты биографии семьи Твардовского (семья Твардовских, как и миллионы других русских семей, насильственно была раскулачена (отец имел кузницу) и сорвана со своих мест и с малыми детьми и жалкими пожитками брошена на север, в Зауралье).
Проблематика поэмы: «По праву памяти» - это дальнейшее углубление темы, заявленной в главах поэмы «За далью – даль» (поэтическое и гражданское осмысление трагических событий, связанных с периодом сталинщины. Цель одна - разоблачение культа личности Сталина и реабилитация невинно репрессированных).
В поэме «За далью – даль», создавая поэтическую летопись грандиозного пути, пройденного нашей страной после октября, Твардовский ярко воплотил мощь, размах достижений и побед, не забывая о периоде жестокого произвола, болезненно ударившего по судьбам тысяч «отцов» своего поколения.
Основные темы произведения:
тема раскаяния и личной вины человека;
тема памяти и забвения;
тема исторического возмездия;
тема «сыновней ответственности».
«Сын за отца не отвечает», - Сказал он, высший судия
«Сын за отца не отвечает» - так называется центральная глава. Поэт ведет речь и о себе, и о своем отце, и о тысяче таких же сыновей и отцов. В 1930 и ближайших следующих годах Твардовский постоянно ощущал на себе «несмываемую отметку» на челе - клеймо «сына кулака». Сколько обсуждений на собраниях, косых взглядов, враждебных выкриков, требований «разоблачить» кулацкого сынка должен был он пережить!