СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество футуристов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 36 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Творчество футуристов»

Творчество футуристов

Футуризм (от лат.  futurum   — «будущее»)  — общее название художественных авангардистских движений 1910-х в Италии и России.

Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.

Русский футуризм первоначально возник как школа в живописи. С началом русского литературного футуризма связывают возникновение в 1909 г. группы художников и поэтов «Гилея» («Будетляне»).

Главное влияние на русский футуризм оказала итальянская авангардистская поэзия начала XX в., связанная с именем Филиппо Маринетти. Именно в  его манифесте, опубликованном в  феврале 1909 г., впервые появилось слово «футуризм». В своём манифесте Маринетти писал: «Нет шедевров без агрессивности… Мы хотим прославить войну — единственную гигиену мира, разрушить музеи, библиотеки». Маринетти призывал разрушить синтаксис, отменить знаки препинания, отказаться от того, чтобы быть понятым. Свой манифест он заканчивал так: «Будем смело творить «безобразное» в  литературе…». 

Очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для тогдашней умеренной публики стали синонимами. Пресса с восторгом следила за «подвигами» творцов нового искусства. Это способствовало их известности в широких кругах населения, вызывало повышенный интерес, привлекало всё большее внимание.

Это течение заявило о  себе в  России в  1910 г., когда был издан первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д.Д.Бурлюк,  В. В. Хлебников, В. В. Каменский , В. В. Маяковский и А. Е. Кручёных  ). Немного погодя эти поэты решили организовать футуристическую группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи».

Однако данное эстетическое направление имело немалое число последователей. Вскоре появилась группа эгофутуристов, в  которую вошли Игорь Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнéдов, а также возникла группа «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Л. Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Рюрик Ивнев (настоящее имя М. А. Ковалёв)). Помимо этого, функционировало объединение под названием «Центрифуга», в которое вошли Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров, К. А. Большаков.

История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырёх основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и  вела ожесточённую полемику с  другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в  этом литературном течении.

Борьба между ними выливалась в потоки взаимной критики, что отнюдь не объединяло отдельных участников движения, а, наоборот, усиливало их вражду и  обособленность. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую. Для русского литературного футуризма была характерна такая особенность: его представители были тесно связаны с авангардными художественными группами, которые существовали в 1910-х гг. Ими были «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи». Среди футуристов было немало таких, которые сочетали свою литературную деятельность с  занятиями живописью: братья Бурлюки, Е. Г. Гуро, А. К. Кручёных, В. В. Маяковский.

Главные принципы русского футуризма изложены в двух манифестах. В 1912 году опубликованы тезисы «Пощёчина общественному вкусу» за подписью Маяковского, Бурлюка, Каменского и других членов группы кубофутуристов, а в 1913 году выходит второе издание «Садок судей II».

Декларация принципов футуризма находит своё отражение в стихотворении Игоря Северянина «В блёсткой тьме»:

Каждая строчка – пощёчина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блёсткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

Футуристы провозглашают: «Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов».

Футуристы выдвинули своё программное заявление: должно родиться сверхискусство, которое и преобразит мир. Они старались совместить свои эстетические поиски и  новейшие технологические достижения того времени. Они стремились рационально обосновать творчество с  опорой на фундаментальные науки, что отличало футуризм от других эстетических течений «Серебряного века».

Активно революционными преобразованиями в области русского языка занимались все футуристы и особенно Велимир Хлебников: он даже предлагает создать новый универсальный язык. Поэт Валерий Брюсов, объясняя этот подход, говорит: «язык — это материал поэзии и что этот материал может и должен быть отработан соответственно задачам художественного творчества, это и есть основная мысль русского футуризма; в проведении её в практику и заключается основная заслуга наших футуристов». Возьмём знаменитое стихотворение Владимира Маяковского «А вы могли бы?»:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

В каждой строке автор рождает новые образы, противопоставляя своего лирического героя обыденности, которую он называет студнем.

У футуристов происходит деформация языка и грамматики: слова в текстах нагромождаются друг на друга, смысл подчиняется сиюминутным чувствам.

Новаторы отказываются от синтаксиса и строфики. Они используют в поэзии новые композиционные и графические эффекты, проводят эксперименты с фигурным расположением слов: одни печатаются крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами.

Кроме того, футуристы отражают в своих произведениях технический прогресс и индустриализацию. Многие считают, что человек в городе оглушён бездушной «новой техникой» и раздавлен. Человек в поэтике футуристов выступает субъектом космического действия. Вот строки стихотворения «Эй!» Владимира Маяковского:

Чтоб все, забыв свой северный ум,

любились, дрались, волновались.

Эй!

Человек,

землю саму

зови на вальс!

Возьми и небо заново вышей,

новые звёзды придумай и выставь,

чтоб, исступлённо царапая крыши,

в небо карабкались души артистов.


Футуристы приветствовали революцию, видя в ней прежде всего грандиозное действо, которое способно преобразовать мир и  дать ему новую эстетику.

После Февральской революции футуристы «Гилеи» вместе с  близкими им художниками-авангардистами образовали воображаемое «Правительство Земного Шара».

Одной из программных особенностей футуризма стал эпатаж  (скандальная выходка, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила) обывателей.

Футуристам не нужно было сдержанное благоразумие, их идеи должны были существовать в атмосфере скандала, склоки, освистания. Своим намеренно провокационным поведением футуристы хотели разозлить публику, ввести её в состояние агрессии. Внешний вид футуристов тоже был целиком подчинён этой задаче: деревянная ложка в  петлице, жёлтая кофта, перекинутая через плечо подушка, рисунки на лицах… В таком виде представители футуристов могли появиться на своих публичных выступлениях.

В стилистическом отношении футуристы работали над обновлением языка и  поэтики, активно вводили в  обиход неологизмы, придуманные ими, и  т. п.

Они резко меняли смысловое соотношение текстов, пробовали  новые приёмы построения стихотворений и т. п.

Характерные черты эстетики футуризма:

  • Отрицание гармонии;

  • деэстетизация творчества («Улица провалилась, как нос сифилитика…»);

  • попытка создать некий «заумный язык», многочисленные неологизмы (слова, созданные автором): «крылышкуя», «лебедиво», «времирей», «смеянствуют»;

  • искусство футуристов было направлено не к человеку, а от него;

  • телеграфный синтаксис (отсутствие знаков препинания);

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

  • культ техники, индустриальных городов.

Деформируя действительность, футуристы стремились подчеркнуть дисгармонию мира. Однако энергия разрушения привела к тому, что искусство футуризма стало носить античеловеческий характер. Слишком радикальные высказывания футуристов отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они изобретали, так и не стал языком будущего. Футуристы хотели пройти от нуля к  бесконечности, но прошли обратный путь, потому что человек без прошлого напоминает бабочку-однодневку, родившуюся на заре и умирающую к  вечеру. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!