СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по изобразительному искусству, в 5 классе, на тему: " Творческий проект на тему: "декоративно-прикладное искусство. роспись тарелки в технике гжель".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

История возникновения народного промысла История возникновения Гжели .Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрывали ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел ?Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили : « Не землей мы кормимся : глина наша - золото !» Во-вторых - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь развивалась целая крестьянская промышленность – майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже царский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по изобразительному искусству, в 5 классе, на тему: " Творческий проект на тему: "декоративно-прикладное искусство. роспись тарелки в технике гжель".»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 39

Красноармейского района





ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ИЗО



« ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.РОСПИСЬ ТАРЕЛКИ

В ТЕХНИКЕ ГЖЕЛЬ»





Выполнила ученица

МБОУ СОШ № 39

5 «г» класса

Лебедева Елизавета

(Учитель Жукова И.М.)





Хутор Трудобеликовский

2014 г.



История возникновения народного промысла

История возникновения Гжели .Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.

Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрывали ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел ?Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили : « Не землей мы кормимся : глина наша - золото !» Во-вторых - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь развивалась целая крестьянская промышленность – майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже царский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Поначалу колорит строился на пятицветии : белый фон акцентировал звучание лилового, зеленого, желтого и синего. Позже появился, хоть и в подражание Англии, а все равно глубоко русский, бело – голубой полуфаянс с цветами, выполненными, кажется, одним виртуозным мазком !. Ученые делят историю крестьянского гончарства Гжели на три этапа. Первый относится к 1770 -1790 г., когда в Москве появился первый русский керамический завод Афанасия Гребенщикова.Выпускал он художественную майолику – изделие из цветной глины, покрытой непрозрачной глазурью. Отработав срок договора, крестьяне возвращались домой и у себя в землянках тоже делали майоликовую посуду, расписывая их эмалевыми красками. Причудливые кувшины и кумганы, усаженные забавными лепными фигурками шли нарасхват. Новый расцвет начинается с 1840 г, когда в гжельской округе сосредоточилась половина фарфоровых предприятий России. К этому времени мастера изобрели полуфаянс, который покрывали прозрачной бесцветной глазурью

Роспись могла быть под и надглазурной, но наносилась всегда синей краской – кобальтом Эта роспись : синие цветы, синие листья, нежно - голубые бутоны !.. Кажется, далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда перед тобой настоящий поэтический мир ! Особенностью произведений Гжели является их художественная форма, которая « синтетически соединена с живописными и скульптурными украшениями » Третий период – время после Великой Отечественной войны.Начало подлинного возрождения Гжели связано с именами историка искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. Б. Бессарабовой. Салтыков борется за возрождение творческих традиций промысла. Основой Возрождения стало наследие гжельской майолики XVIII в и полуфаянса XIX века. Роспись была принята одноцветная, подглазурная( кобальтом ). Именно такой Гжель мы и знаем. В 1972 г было образовано Объединение « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобщают к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов ). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт : в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.

СовременнаяГжель

В 1972 г было образовано Объединение « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобщают к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов ). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт : в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.Современная технология Строится так : формовка ( литье в гипсовых формах ), сушка, ручной осмотр на трещи - ны обжиг, роспись. Создание гжельских изделий – это труд множества людей : мастеров – технологов, скульпторов, литейщиков, художников. На палитре гжельских мастеров более 20 оттенков. Рисунок выполняют по форме предмета. У каждого мастера свой почерк, свой стиль росписи. А какие неповторимые цветы ! У кого - то полураспустившийся Бутон, у кого - то пышная роза или мак, у кого - то изящный клеверок. И еще сюжеты про Синих птиц, Полканов, Русалок, Котов - Баюнов, птиц Сиринов, Чудо - Юдо, который Кит, и любимая гжельская роза. Роспись выполнена, затем изделие опускают в таз, в глазурь, до самого дна. Считают до 10, вынимают и держат еще несколько минут над поверхностью. Все чудеса происходят при окончательном обжиге при 1350 градусов - так глазурь становится прозрачной, как стекло, а кобальт меняет свой цвет.

Подготовка тарелки под роспись

Я хочу рассказать, как я расписала тарелку причудливыми узорами голубой гжели. Мне очень понравилась посуда, расписанная гжельскими мастерами. И я захотела, чтобы и у меня была такая же тарелочка, с волшебными сине-голубыми цветами. Вначале я купила обыкновенную чисто- белую тарелку. Затем нарисовала эскиз росписи тарелки, подобрав красивые цветы, листья, завиточки. Раскрасила эскиз гуашью.

Роспись тарелки

  1. Обезжирить тарелку любым раствором.

  2. Нанесла узор с эскиза простым карандашом на тарелку.

  3. На палитре развела синюю краску, того оттенка, какой на эскизе. Мазками наношу краску на цветы и листья. Если цвет нужен более светлый- добавляю в синий белила. Работаю кистью № 3, 5.

  4. Если не получился какой- либо элемент узора, его можно убрать влажной салфеткой или ваткой, а затем расписывать дальше.

  5. Когда роспись полностью выполнена приступаю к прописыванию мелких деталей более тёмным цветом. Кисть при этом использую тонкую (№ 1).

Узор расписывать лучше с середины, а затем расписывать ободок тарелки. Для ободка тарелки можно использовать золотую краску, как это делали гжельские мастера. Наконец моя тарелка готова! Получилось очень красиво!

Самооценка работы

Выполнение работы способствует совершенствованию моих способностей в проектном творчестве, которое развивает мышление, художественный вкус, чувство цвета и ритма узора.

Задуманный мною проект выполнен. Получилась красивая тарелка, которую можно подарить маме или бабушке на День Матери, или на 8 Марта.

Что нужно для проекта.

Фарфоровая тарелка, гуашь, палитра, кисти № 1,3,5; салфетка, эскиз готовой росписи.

Желаю успеха!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!