«Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова»
Цель урока.
Знать: - важнейшие факты жизни и творчества Н.А.Некрасова;
- роль Н.А.Некрасова в истории русской литературы.
Уметь: обобщать и систематизировать материал по определенному вопросу
План урока
Этапы урока | Задачи |
Организационный момент Актуализация знаний Работа с новым материалом Контроль усвоения темы | Создать эмоциональную атмосферу для восприятия учебного материала. Выявить известные учащимся знания о личности Н.А.Некрасова Познакомить с важнейшими этапами жизни и творчества Н.А.Некрасова Определить уровень усвоения учебного материала |
Оборудование: интерактивная доска с подготовленными слайдами по теме урока, Аудиозапись стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди…», раздаточный материал (справочная статья, словарные статьи из Толкового словаря Ожегова, Шведовой).
Ход урока.
Учитель приветствует учащихся, читает отрывок из стихотворения:
Что ты, сердце мое, расходилося?..
Постыдись! Уж про нас не впервой
Снежным комом прошла – прокатилася
Клевета по Руси по родной.
Не тужи! Пусть растет, прибавляется,
Не тужи! Как умрем
Кто-нибудь и об нас проболтается
Добрым словцом…
Вопросы к учащимся:
Что вы услышали в этом отрывке?
Какие чувства хотел передать автор этих строк?
Слово учителя:
Это стихотворение было написано выдающимся поэтом XIX века Николаем Алексеевичем Некрасовым в середине его творческого пути. Оно заключает в себе боль, горечь и в то же время спасительную иронию – те чувства, которые сопровождали поэта на протяжении всей творческой жизни до самых «последних песен». А для его сердечных страданий было много причин…(на слайде 1 – тема урока)
2. Слайд 2 – портрет поэта. Сегодня мы знакомимся с жизнью и творчеством поэта Н.А.Некрасова. А может быть, узнаем по-новому, ведь это имя вам уже известно.
Какие произведения Некрасова вам знакомы?
Что вы знаете о его судьбе?
С какой целью необходимо знать, кроме стихов, еще и жизненный путь поэта?
Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.
Ваша задача – опираясь на сообщения учащихся и справочный материал, создать собственное представление о личности поэта Некрасова, о своеобразии его поэтического творчества.
3. Слайд 3 – дом в Грешневе. Сообщение ученика «Детство и юность Некрасова»
Задание: определить основные события, которые повлияли на формирование поэтического мироощущения поэта.
Закрепление материала осуществляется через работу со слайдом 4: учащиеся формулируют и аргументируют свои предположения и сравнивают их с теми, которые обозначены на слайде.
Сообщение ученика «Творчество Некрасова в 40-50 годы»
Вопрос: почему период 40-х годов получил название «Петербургские мытарства»? (лексическая работа со словом «мытарство»).
Задание к слайду 5: показать структуру сборника стихотворений 1856 года.
Учащийся выстраивает указанные на слайде разделы сборника в необходимой последовательности и делает вывод о тематическом и жанровом многообразии лирики Некрасова.
Сообщение «Некрасов – редактор и издатель»(на слайде 6 – фотография писателей, сотрудничавших с журналом «Современник»)
После сообщения на слайде 7 учащийся сопоставляет временные периоды с соответствующими печатными изданиями, в которых работал Некрасов.
Сообщение «Творчество Некрасова 60-70 годов»
Вопросы к учащимся: Почему имя Некрасова связано прежде всего с темой народа?
О чем свидетельствуют изменения в лирике Некрасова в конце жизненного пути?
Слово учителя.
Не только общественные взгляды, но и личная жизнь поэта является источником вдохновения. Любовь Н.А.Некрасова к А.Я.Панаевой – одна из драматических страниц жизни поэта. Между ними было все – счастье и размолвки, трагедия двусмысленного положения невенчанной, гражданской жены и ревность, смерть детей и болезнь поэта. Одним из главных свидетельств этой трагичной любви стали стихи Некрасова.
На слайде 8 демонстрируется портрет А.Я.Панаевой, звучит аудиозапись стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди…»
Тестирование по материалу урока (слайды 9-13). Учащиеся читают вопросы теста, выбирают правильный вариант ответа, затем один из учащихся указывает варианты ответов на слайдах интерактивной доски и осуществляется самопроверка.
Перед вами открылась еще одна поэтическая судьба, где жизнь и творчество неразрывно связаны. Какой вы представляете личность поэта? (Заслушиваются ответы нескольких учеников).
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Каким я представляю поэта Некрасова?», подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся стихотворений.