СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: «Виды подчинительной связи». Основные группы СПП с несколькими придаточными 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной презентации:  сформировать знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать, а также сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, ставить знаки препинания. 

Просмотр содержимого документа
«Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: «Виды подчинительной связи». Основные группы СПП с несколькими придаточными 9 класс»

Учебная мультимедийная презентация урока  по русскому языку  на тему: «Виды подчинительной связи» Основные группы СПП с несколькими придаточными 9 класс Составила: учитель русского языка и литературы школы №151 Яшнабадского района города Ташкента. САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА 2020 Г.

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: «Виды подчинительной связи»

Основные группы СПП с несколькими придаточными

9 класс

Составила: учитель русского языка и литературы

школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.

САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА

2020 Г.

Цели урока: 1. Обучающая - сформировать знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать. Сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, ставить знаки препинания. 2. Развивающая- развивать умение составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением. Активизировать творческие способности учеников.  3. Воспитательная - воспитать интерес к предмету.

Цели урока:

1. Обучающая - сформировать знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать. Сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, ставить знаки препинания.

2. Развивающая- развивать умение составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением. Активизировать творческие способности учеников.

3. Воспитательная - воспитать интерес к предмету.

II. Домашнее задание

II. Домашнее задание

1. Лингвистическая разминка.

1. Лингвистическая разминка.

3.«Синтаксическая минутка»

3.«Синтаксическая минутка»

III. Объяснение нового материала.  1.Вступительное слово учителя

III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя

Практикум 1 . И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин.)   2 . Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали , что они скорее всего заблудились в болоте .( Пришвин.) 3 . Есть книги, которые нам известны еще до того, как мы их прочтем.

Практикум

1 . И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин.)

2 . Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали , что они скорее всего заблудились в болоте .( Пришвин.)

3 . Есть книги, которые нам известны еще до того, как мы их прочтем.

Практикум 4. Чтобы  скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид , что читает газету. 5 . Слышно было, как в саду шагал дворник как скрипела его тачка. (А.Чехов) Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой все лесные певчие птицы давно прилетели.(Пришвин). и И

Практикум

4. Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид , что читает газету.

5 . Слышно было, как в саду шагал дворник как скрипела его тачка. (А.Чехов)

Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой все лесные певчие птицы давно прилетели.(Пришвин).

и

И

Проверим себя . 1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения? 2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.? 3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?

Проверим себя .

1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?

2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.?

3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?

Проверим себя. 4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом? 5. Верно ли считать, что при однородном подчинении придаточные предложения аналогичны однородным членам предложения, связанным между собой союзом  и , в этом случае запятая между ними не нужна? 6. Как называется подчинение, в котором придаточные предложения могут присоединяться к главному при помощи однородного соподчинения, неоднородного соподчинения и последовательного подчинения одновременно?

Проверим себя.

4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?

5. Верно ли считать, что при однородном подчинении придаточные предложения аналогичны однородным членам предложения, связанным между собой союзом  и , в этом случае запятая между ними не нужна?

6. Как называется подчинение, в котором придаточные предложения могут присоединяться к главному при помощи однородного соподчинения, неоднородного соподчинения и последовательного подчинения одновременно?

IV. Закрепление .  1.Определить вид придаточных предложений, построить схемы. Когда туман рассеялся, когда серые облака поднялись вверх и растаяли, туристы прошли уже километров  семь. Потом я вспомнил, какими ослепительно-синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают медленно прибавляться. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече к себе в избу. Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее, с ужасом чувствовал, что он должен будет связать с нею свою судьбу.

IV. Закрепление .

1.Определить вид придаточных предложений, построить схемы.

  • Когда туман рассеялся, когда серые облака поднялись вверх и растаяли, туристы прошли уже километров  семь.
  • Потом я вспомнил, какими ослепительно-синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают медленно прибавляться.
  • Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече к себе в избу.
  • Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее, с ужасом чувствовал, что он должен будет связать с нею свою судьбу.
Самопроверка Виды подчинения: 1. однородное. 2. последовательное. 3. параллельное. 4. комбинированное (последовательное, однородное, параллельное).

Самопроверка

Виды подчинения:

1. однородное.

2. последовательное.

3. параллельное.

4. комбинированное (последовательное, однородное, параллельное).

2. Самостоятельная работа с карточками Спишите. Расставьте знаки препинания, постройте схемы СПП с несколькими придаточными. Укажите номера предложений. 1. с последовательным подчинением _________________________ ,  2. с параллельным подчинением _____________________________________ ,  3. с однородным подчинением _____________________________________,  4. с комбинированием моделей _____________________________________.

2. Самостоятельная работа с карточками

Спишите. Расставьте знаки препинания, постройте схемы СПП с несколькими придаточными. Укажите номера предложений.

1. с последовательным подчинением _________________________ , 2. с параллельным подчинением _____________________________________ , 3. с однородным подчинением _____________________________________, 4. с комбинированием моделей _____________________________________.

Самопроверка 1.С последовательным подчинением - 1 , 2. с параллельным подчинением -2, 4 , 3. с однородным подчинением -3, 4. с комбинированием моделей -5 (однородное, параллельное подчинение).

Самопроверка

1.С последовательным подчинением - 1 ,

2. с параллельным подчинением -2, 4 ,

3. с однородным подчинением -3,

4. с комбинированием моделей -5 (однородное, параллельное подчинение).

3. Конструирование СПП с несколькими придаточными  Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте  сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен  недавно скошенного сена. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.

3. Конструирование СПП с несколькими придаточными

Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте  сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.

  • Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен  недавно скошенного сена.
  • Наступил октябрь. Установились тёплые дни.

Такие дни бывают только летом.

Самопроверка  1.Уже совсем стемнело, когда мы, наконец, пришли на берег озера, вблизи которого стояло несколько копен  недавно скошенного сена – последовательное подчинение.  2. Когда наступил октябрь, установились тёплые дни, которые  или (какие)  бывают только летом – параллельное подчинение.

Самопроверка

1.Уже совсем стемнело, когда мы, наконец, пришли на берег озера, вблизи которого стояло несколько копен  недавно скошенного сена – последовательное подчинение.

2. Когда наступил октябрь, установились тёплые дни, которые или (какие) бывают только летом – параллельное подчинение.

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения .  ( 1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик.  (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Ю.Яковлев)

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения

( 1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик.

(2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Ю.Яковлев)

2.Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (А.Гайдар)

2.Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (А.Гайдар)

3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.   (1) Но Олег уже поборол в себе страх. (2) Он живо представил себе, как в его альбоме весенних фотографий появится редкостный снимок. (3) От этой одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, когда узнают, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать такого станешь, и не найдёшь. (В.Савин)

3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 

(1) Но Олег уже поборол в себе страх. (2) Он живо представил себе, как в его альбоме весенних фотографий появится редкостный снимок. (3) От этой одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, когда узнают, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать такого станешь, и не найдёшь. (В.Савин)

Ключ: 1-4 2-5 3-4

Ключ:

1-4

2-5

3-4

Подведение итогов. Назовите основные виды придаточных в СПП (однородное, неоднородное, последовательное, комбинированное подчинение). 2 . В чем особенность каждого вида придаточных? 3. На что следует обратить внимание при различении СПП с однородным подчинением? (один из союзов иногда опускается) 4 . Назовите виды схем СПП. (горизонтальная и вертикальная схемы)

Подведение итогов.

  • Назовите основные виды придаточных в СПП

(однородное, неоднородное, последовательное, комбинированное подчинение).

2 . В чем особенность каждого вида придаточных?

3. На что следует обратить внимание при различении СПП с однородным подчинением?

(один из союзов иногда опускается)

4 . Назовите виды схем СПП.

(горизонтальная и вертикальная схемы)

Рефлексия Что показалось вам наиболее интересным? Какие задания вызвали затруднение? Достигли ли мы цели? Все ли задачи реализованы? Оцените, насколько качественно вы потрудились на уроке?

Рефлексия

  • Что показалось вам наиболее интересным?
  • Какие задания вызвали затруднение?
  • Достигли ли мы цели? Все ли задачи реализованы?
  • Оцените, насколько качественно вы потрудились на уроке?
Домашнее задание.

Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!