СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная общеразвивающая образовательная программа "Живопись"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом опыта работы в области изобразительного искусства  в детской школе искусств. Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.                                                                         Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям.                                          

Просмотр содержимого документа
«Учебная общеразвивающая образовательная программа "Живопись"»


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

  3. Содержание учебного предмета

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся

  5. Формы и методы контроля, система оценок

  6. Методическое обеспечение учебного процесса

  7. Список литературы


































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом опыта работы в области изобразительного искусства в детской школе искусств.

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Программа «Живопись» тесно связана с программами «Рисунок», «Станковая композиция», «Пленэр». В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класс», когда преподаватель активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся.

Программа рассчитана на учащихся 6,6-10 лет.


Срок реализации учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Живопись» дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» - 4 года.



Объём учебного времени и виды учебной работы

При реализации программы «Живопись» с 4-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-4 классах – 2 часа.

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 4 года составляет 392часа, в том числе аудиторные занятия - 264 часа, самостоятельная работа - 128 часов.

Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 4 года


Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации



Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной и итоговой аттестации


Всего часов

Классы

1


2


3


4



Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8


Аудиторные занятия (в часах)

32

34

32

34

32

34

32

34

264

Самостоятельная работа (в часах)

16

16

16

16

16

16

16

16

128

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

48

50

48

50

48

50

48

50

392

Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация




К.У.




К.У.




К.У.




К.У.


К.У. – контрольный урок


Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия по учебному предмету «Живопись» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий численностью от 10 до 15 человек. Продолжительность уроков – 45 минут.

Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

  • знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

  • знаний разнообразных техник живописи;

  • знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

  • умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

  • умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

  • навыков последовательного ведения живописной работы;

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

  • практический;

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.


Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, компьютером.











Живопись 1 класс



Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник»

урок

3

1

2

Цветовой спектр. Основные и составные цвета

урок

6

2

4

Цветовые растяжки

урок

9

3

6

Теплые и холодные цвета

урок

9

3

6

Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет»

урок

9

3

6

Техника работы акварелью «мазками»

урок

12

4

8




48

16

32

II полугодие

Техника работы акварелью «мазками»

урок

6

2

4

Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета

урок

6

2

4

Техника работы акварелью «сухая кисть»

урок

9

3

6

Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков

урок

9

3

6

Творческое задание «Портрет мамы»

урок

9

3

6

Смешанная техника. 4 стихии

урок

10

3

7


Контрольный урок


1


1




50

16

34













Живопись 2 класс

I полугодие



Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

Гармония по общему цветовому тону

урок

12

4

8

Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)

урок

12

4

8

Световой контраст (ахроматический). Гризайль.

Урок

12

4

8

Гармония по светлоте и насыщенности

урок

12

4

8




48

16

32

II полугодие

Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.

урок

15

5

10

Гармония по насыщенности

урок

15

5

10

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

19

6

13


Контрольный урок


1


1




50

16

34





Живопись 3 класс



Наименование темы



Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

12

4

8

2.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

12

4

8

3.

Фигура человека

урок

12

4

8

4.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

12

4

8




48

16

32

II полугодие

5.

Гармония по общему цветовому тону

урок

14

4

10

6.

Контрастная гармония на ненасыщенных цветах

урок

18

6

12

7.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

17

6

11

8.

Контрольный урок


1


1




50

16

34







Живопись 4 класс



Наименование темы



Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

15

5

10

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

15

5

10

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

18

6

12



18

16

32

II полугодие

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

14

4

10

Фигура человека

урок

18

6

12

Нюансная гармония

урок

17

6

11



1


1



50

16

34



Первый год обучения 1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.

2Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.

Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4.

Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.

3Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Шарик», «Яблоко», «Виноград», «Персик»). Использование акварели, формата А4.

Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.

4Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А4.

Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.

5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,

Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных заливок.

6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.

Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)

7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.

Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток).

8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели).

Самостоятельная работа: закрепление приема.

9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.

Выполнение этюдов (например, «Белый чайник», «Восточный кувшин», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.

Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.

10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4).

Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.)

11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.

Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А4.

Второй год обучения

1Тема: Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне.

2 Тема: Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.

3Тема: Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).

4Тема: Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.

5Тема: Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.

6Тема: Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.

7Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.

Третий год обучения

1Тема: Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.

2 Тема: Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из овощей, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.

3Тема: Фигура человека. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.

4 Тема: Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.

5Тема: Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.

6Тема: Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

7Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из кухонной утвари в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование акварели («по сырому), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.

Четвертый год обучения

1Тема: Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды живых цветов.

2Тема: Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт из атрибутов художника с введением гипса. Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников

3Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное ведение постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.

4 Тема: Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Тематический натюрморт из трех предметов, четких по цвету и различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.

5 Тема: Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием», «За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.

6 Тема: Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение работы. Поиск интересного живописно-пластического решения. Натюрморт с чучелом птицы. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет. В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, с более сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией. Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии. Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы. В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии. В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,

  • знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;

  • умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

  • умение изображать объекты предметного мира, фигуру человека;

  • умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

  • навыки в использовании основных техник и материалов;

  • навыки последовательного ведения живописной работы.

Требования к экзамену

Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. В первом классе – последнее задание четвертой четверти. Во вторых-третьих классах выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 5 учебных часов. Натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотонная драпировка), в четвертом классе – комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые по цвету и декору драпировки), время выполнения работы - 6 часов.

Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:

- грамотно расположить предметы в листе;

- точно передать пропорции предметов;

- поставить предметы на плоскость;

- правильно строить цветовые гармонии;

- умело использовать приемы работы с акварелью;

-передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;

- добиться цельности в изображении натюрморта.

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

  • зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

  • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:

1 год обучения

- грамотно компоновать изображение в листе;

- грамотно передавать локальный цвет;

- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;

- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;

2 год обучения

- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;

- грамотно передавать оттенки локального цвета;

- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;

- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;

- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;

3 год обучения

- грамотно компоновать натюрморты;

- грамотно строить цветовые гармонии;

- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;

- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;

- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;

4 год обучения

- передавать цельность и законченность в работе;

- грамотно строить цветовые гармонии;

- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;

- грамотно передавать пропорции и объем предметов;

- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;

С учетом данных критериев выставляются оценки:

5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;

4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;

3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В основном, обучение построено на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.

Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:

1. Анализ цветового строя натюрморта.

2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.

3. Выбор техники исполнения.

4. Выполнение работы на формате в материале.

Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя

- посещение выставок;

- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;

- чтение дополнительной литературы;

- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;

- посильное копирование шедевров мирового искусства;

- выполнение аудиторных заданий по памяти.



Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

  1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974.

  2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003

  3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986.

  4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004.

  5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002.

  6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004.

  7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992.

  8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977.

  9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.

  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997.

  11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008.

  12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.

  13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

  14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996.

  15. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.

  16. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003.

  17. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996.

  18. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975.

  19. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974.



Учебная литература

  1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2.

  2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.

  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996.

  4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997.

  5. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.

  6. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985.

  7. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999.

  8. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968.

  9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!