СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
Методическое обеспечение учебного процесса
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом опыта работы в области изобразительного искусства в детской школе искусств.
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Программа «Живопись» тесно связана с программами «Рисунок», «Станковая композиция», «Пленэр». В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класс», когда преподаватель активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 6,6-10 лет.
Срок реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Живопись» дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» - 4 года.
Объём учебного времени и виды учебной работы
При реализации программы «Живопись» с 4-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-4 классах – 2 часа.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Живопись» со сроком обучения 4 года составляет 392часа, в том числе аудиторные занятия - 264 часа, самостоятельная работа - 128 часов.
Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 4 года
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации | Всего часов |
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Аудиторные занятия (в часах) | 32 | 34 | 32 | 34 | 32 | 34 | 32 | 34 | 264 |
Самостоятельная работа (в часах) | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 128 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 48 | 50 | 48 | 50 | 48 | 50 | 48 | 50 | 392 |
Вид промежуточной аттестации по полугодиям и итоговая аттестация | | К.У. | | К.У. | | К.У. | | К.У. | |
К.У. – контрольный урок
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Живопись» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий численностью от 10 до 15 человек. Продолжительность уроков – 45 минут.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знаний разнообразных техник живописи;
знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
навыков последовательного ведения живописной работы;
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, компьютером.
Живопись 1 класс
№ |
Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
I полугодие |
-
| Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник» | урок | 3 | 1 | 2 |
-
| Цветовой спектр. Основные и составные цвета | урок | 6 | 2 | 4 |
-
| Цветовые растяжки | урок | 9 | 3 | 6 |
-
| Теплые и холодные цвета | урок | 9 | 3 | 6 |
-
| Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» | урок | 9 | 3 | 6 |
-
| Техника работы акварелью «мазками» | урок | 12 | 4 | 8 |
| | | 48 | 16 | 32 |
II полугодие |
-
| Техника работы акварелью «мазками» | урок | 6 | 2 | 4 |
-
| Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета | урок | 6 | 2 | 4 |
-
| Техника работы акварелью «сухая кисть» | урок | 9 | 3 | 6 |
-
| Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков | урок | 9 | 3 | 6 |
-
| Творческое задание «Портрет мамы» | урок | 9 | 3 | 6 |
-
| Смешанная техника. 4 стихии | урок | 10 | 3 | 7 |
| Контрольный урок | | 1 | | 1 |
| | | 50 | 16 | 34 |
Живопись 2 класс
I полугодие
№ |
Наименование темы | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
-
| Гармония по общему цветовому тону | урок | 12 | 4 | 8 |
-
| Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах) | урок | 12 | 4 | 8 |
-
| Световой контраст (ахроматический). Гризайль. | Урок | 12 | 4 | 8 |
-
| Гармония по светлоте и насыщенности | урок | 12 | 4 | 8 |
| | | 48 | 16 | 32 |
II полугодие |
-
| Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. | урок | 15 | 5 | 10 |
-
| Гармония по насыщенности | урок | 15 | 5 | 10 |
-
| Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | 19 | 6 | 13 |
| Контрольный урок | | 1 | | 1 |
| | | 50 | 16 | 34 |
Живопись 3 класс
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
I полугодие |
1. | Контрастная гармония (на насыщенных цветах) | урок | 12 | 4 | 8 |
2. | Контрастная гармония (на насыщенных цветах) | урок | 12 | 4 | 8 |
3. | Фигура человека | урок | 12 | 4 | 8 |
4. | Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах) | урок | 12 | 4 | 8 |
| | | 48 | 16 | 32 |
II полугодие |
5. | Гармония по общему цветовому тону | урок | 14 | 4 | 10 |
6. | Контрастная гармония на ненасыщенных цветах | урок | 18 | 6 | 12 |
7. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | 17 | 6 | 11 |
8. | Контрольный урок | | 1 | | 1 |
| | | 50 | 16 | 34 |
Живопись 4 класс
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
I полугодие |
-
| Контрастная гармония (на насыщенных цветах) | урок | 15 | 5 | 10 |
-
| Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах) | урок | 15 | 5 | 10 |
-
| Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | 18 | 6 | 12 |
-
| | | 18 | 16 | 32 |
II полугодие |
-
| Гармония по насыщенности и светлоте | урок | 14 | 4 | 10 |
-
| Фигура человека | урок | 18 | 6 | 12 |
-
| Нюансная гармония | урок | 17 | 6 | 11 |
-
| | | 1 | | 1 |
-
| | | 50 | 16 | 34 |
Первый год обучения 1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
2Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
3Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Шарик», «Яблоко», «Виноград», «Персик»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
4Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А4.
Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных заливок.
6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)
7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток).
8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели).
Самостоятельная работа: закрепление приема.
9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Выполнение этюдов (например, «Белый чайник», «Восточный кувшин», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4).
Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.)
11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А4.
Второй год обучения
1Тема: Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне.
2 Тема: Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
3Тема: Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
4Тема: Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.
5Тема: Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.
6Тема: Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
7Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.
Третий год обучения
1Тема: Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.
2 Тема: Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из овощей, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
3Тема: Фигура человека. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.
4 Тема: Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.
5Тема: Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.
6Тема: Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
7Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из кухонной утвари в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование акварели («по сырому), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.
Четвертый год обучения
1Тема: Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды живых цветов.
2Тема: Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт из атрибутов художника с введением гипса. Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников
3Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное ведение постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.
4 Тема: Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Тематический натюрморт из трех предметов, четких по цвету и различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.
5 Тема: Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием», «За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.
6 Тема: Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение работы. Поиск интересного живописно-пластического решения. Натюрморт с чучелом птицы. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет. В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, с более сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией. Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии. Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы. В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии. В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;
умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
умение изображать объекты предметного мира, фигуру человека;
умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
навыки в использовании основных техник и материалов;
навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к экзамену
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. В первом классе – последнее задание четвертой четверти. Во вторых-третьих классах выполняется этюд постановки акварелью на формате А3 в течение 5 учебных часов. Натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотонная драпировка), в четвертом классе – комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые по цвету и декору драпировки), время выполнения работы - 6 часов.
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
-передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
- добиться цельности в изображении натюрморта.
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
1 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
2 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
3 год обучения
- грамотно компоновать натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 год обучения
- передавать цельность и законченность в работе;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В основном, обучение построено на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974.
Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
Беда Г. В. Живопись. - М., 1986.
Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004.
Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002.
Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992.
Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997.
Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008.
Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996.
Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003.
Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996.
Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974.
Учебная литература
Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996.
Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997.
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.
Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985.
Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999.
Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968.
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.