СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа элективного курса " История моего края"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа элективного курса посвящена изучению истории Приморского края. Программа курса расчитана на 34 часа и реализуется в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа элективного курса " История моего края"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

МБОУ «Основная общеобразовательная школа с. Крыловка»



Утверждаю

Директор школы

__________Г.Д.Шуленина

«_____»________2023г.












Рабочая программа

элективного курса «История моего края»


для учащихся 8 класса







Носкова Татьяна Юрьевна.

учитель истории и обществознания










с.Крыловка

2023

Пояснительная записка


Рабочая программа по элективному курсу по истории Приморского края для обучающихся 8 классов разработана на основе:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

3. Авторской программы, ориентированной на использование учебно-методического комплекта Н.А.Беляева, А.П. Ботнарь, О.Ю. Ботнарь. П.Г.Домбаева, А.А.Исаева, З.А.Ковалевой. А.Л. Мезенцева, М.Б. Сердюка, П.А. Щербина « Мой Приморский край» М.: «Просвещение», 2021

4. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательных организациях, реализующих программу общего образования;

5. Основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации.


Общая характеристика учебного курса


Представляемая программа, как элемент содержательной части регионального компонента, по своей сути является попыткой удовлетворить современные требования, предъявляемые к историческому образованию в школах конкретного региона - нашего Приморского края.

Хронологически программа элективного курса «История моего края» охватывает огромный период с момента появления первых людей на территории Приморья до современности. Это, в сочетании с узкими рамками регионального компонента, потребовало тщательного отбора исторического материала, вошедшего в содержание программы. Приморский край, как объект исследования рассматривается с трёх точек зрения:

• как часть России, отразившая в своей истории все коллизии истории Российского государства, как форпост России на Дальнем Востоке;

• как участник сообщества Азиатско-Тихоокеанского региона, связанный с соседними странами общей историей, общими факторами развития на современном этапе и общими перспективами развития региона в будущем;

• как самостоятельный экономико-географический объект со своей историей, своеобразной этнокультурой, с характерными чертами экономического и политического развития.


Цель программы элективного курса: формировать историческое сознание, воспитывать чувство сопричастности к прошлому, прежде всего к истории родного края.


При создании программы учитывалось, что материал будет изучаться по учебнику «Мой Приморский край»: учебное пособие для 7-8 классов общеобразовательных учреждений всех типов.


Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с учебным планом на 2023-2024 учебный год.



Планируемые результаты освоения элективного курса


Личностные результаты


Обучающийся научится:

- основным приёмам работы с историческими источниками, основами архивной работы;

- выработать умения выявлять и анализировать причинно-следственные связи исторических событий, раскрывать сущность и значение отдельных событий в общем контексте отечественной и всемирной истории;

- познакомить обучающихся с достижениями культуры древних народов Приморья, памятниками культуры средневековья и нового времени, тенденциями и направлениями современной науки и культуры, произведениями творчества приморских деятелей культуры;

-осваивать гуманистические традиции и ценности современного общества, уважать права и свободу человека;

-осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений,

-понимать культурное многообразие мира,

-уважительно относиться к культуре своего народа и других народов.


Метапредметные результаты

- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения

учебной задачи;

- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

- привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;


Обучающийся получит возможность научиться:

- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.


Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;


Обучающийся получит возможность научиться:

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;


Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;


Обучающийся получит возможность научиться:

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;


Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения элективного курса «История моего края» обучающийся должен знать/понимать

• основные этапы и ключевые события истории российского Приморья с древности до наших дней; выдающихся деятелей истории;

• изученные виды исторических источников;

уметь

• соотносить даты событий истории российского Приморья с отечественной и всеобщей историей; определять последовательность и длительность важнейших событий; • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории российского Приморья;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов российского Приморья в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



Содержание курса


Раздел 1. Глава 1 .Образ малой родины (1 час).

«Я- приморец». Что означают эти слова? Герб, флаг Приморского края.

Глава 2. Далекое прошлое Приморья (5 часов)

Появление и расселение человека на территории Приморья. Образ жизни и занятия древнейших жителей Приморья. Археологические памятники палеолита, мезолита и неолита. Теория об особом центре неолитических культур на юге Дальнего Востока России, и её анализ. Неолитическая революция в Приморье.

Эпоха бронзы - время развития производящего хозяйства. Ранний железный век в Приморье. Янковская археологическая культура. Развитый железный век в Приморье. Археологические памятники эпохи палеометалла. Культура и религия древнейших приморцев. Древнейшие племена Приморья. Сушени - родоначальники приморских племён. Илоу и воцзюй - племена палеометалла в Приморье. Территория расселения и основные занятия племён. Складывание предпосылок для возникновения государственности в железном веке.

Государство Бохай (698 - 926 гг.) Культура и религия бохайцев Образование государства Бохай. Государственно-административное устройство. Особенности социально- экономического развития. Война с империей Ляо и гибель Бохайского государства. Наука и образование. Литература и музыкальное искусство. Дворцово-храмовая архитектура.

Скульптура и живопись. Декоративно-прикладное искусство. Шаманизм и распространение буддизма на территории государства Бохай.

Чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234 гг.)

Образование чжурчжэньского государства. Война с Китаем. Государственно административное устройство. Общественный строй. Хозяйство и быт. Война с монголами и гибель империи. Государство Восточное Ся. Чжурчжэни в XIV-XV веках. Приморье в XVI XVII веках.

Культура и религия чжурчжэней. Наука и образование. Письменность и литература. Скульптура и дворцово-храмовая архитектура. Декоративно-изобразительное искусство. Религии чжурчжэней: шаманизм, буддизм, даосизм.

Глава 3. Коренные народы Приморья (2 часа)

Этническая история и хозяйство. Культура коренных народов Приморья. Религиозные представления. Духовная культура. Декоративно –прикладное искусство. Удэгейцы, нанайцы

Глава 4. Русские географические открытия на Дальнем Востоке в 17-18 веках.(2 часа) Путь на восток. Открытие Забайкалья и Приамурья русскими в XVII веке. Освоение Сибири.

Походы П.И. Бекетова, И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова и Е.П. Хабарова. Маршруты и особенности экспедиций. Экономическое освоение Дальнего Востока в XVII веке. Результаты и значение присоединения дальневосточных земель для Российского государства.

Глава 5. Вхождение Приморья в состав Российского государства.(2 часа)

Амурские экспедиции 1851 - 1855 гг. под руководством Г.И. Невельского. Вклад участников экспедиций Н.М. Чихачева, Н.К. Бошняка, А.И. Воронина и других в освоении дальневосточных земель. Деятельность Н.Н. Муравьева. Амурские сплавы. Русско-Японские отношения в середине XIX века.

Глава 6. Заселение края во второй половине 19- начале 20 века. (2 часа)

Переселенческая политика России на Дальнем Востоке. Экономическое развитие Приморья во второй половине XIX века.

Особенности социально-экономического развития дальневосточного региона. Изменения в административно-территориальном делении Дальнего Востока России. Особенности переселенческой политики России. Ход и итоги переселения крестьян и рабочих на территорию Приморья.

Развитие сельского хозяйства. Особенности земледелия в Приморье. Возникновение и развитие добывающей, обрабатывающей и лесоперерабатывающей отраслей промышленности. Развитие водного и железнодорожного транспорта.

Глава 7. Освоение и развитие Приморья во второй половине 19 - начале 20 века. (2 часа) Социально-экономическое развитие Приморья в 1900-1903 гг. Строительство КВЖД. Превращение Порт-Артура в главную военно-морскую базу России на Тихом океане. Новый этап переселенческого движения на Дальнем Востоке. Развитие железнодорожного транспорта. Укрепление промышленности. Развитие сельского хозяйства. Расширение торговли и предпринимательства.

Глава 8. Край – воин (2 часа)

Социально-экономическое развитие Приморья в 1900-1903 гг. Строительство КВЖД. Превращение Порт-Артура в главную военно-морскую базу России на Тихом океане. Новый этап переселенческого движения на Дальнем Востоке.

Укрепление обороноспособности дальневосточных рубежей. Строительство Владивостокской крепости. Военные действия на море. Подвиг крейсера «Варяг». Оборона и сдача Порт- Артура. Военные действия в Манчжурии. Разгром второй Тихоокеанской эскадры. Портсмутский договор 1905 г. Итоги Русско-японской войны и ее значение для Приморья.

Обострение политической ситуации в 1905 г. Солдатские выступления Революционное движение в конце 1905 - начале 1906 г. Деятельность левых партий. Подавление военного восстания осенью 1907 г. Ужесточение политического режима в конце 1907-1908 гг. Социальные изменения.

Приморье 1909-1914 гг.

Глава 9. Приморье в эпоху великих потрясений. 1914-1922 (3 часа)

Изменения в экономике Приморья после вступления России в первую мировую войну. Обострение политической обстановки весной 1917 г. в Приморье. Оживление активности политических партий. Укрепление позиций социал-демократов и большевизация Советов в Приморье. Провозглашение Советской власти и первые мероприятия Советов.

Гражданская война и иностранная интервенция в Приморье. Дальневосточная республика. Складывание антисоветского лагеря. Военные действия летом 1918 г. Начало иностранной интервенции. Приход к власти адмирала Колчака. Деятельность колчаковского правительства и антиколчаковский переворот 1920 г. Японская интервенция в Приморье.

Образование ДВР и первые преобразования республики. Конституция ДВР и внутренняя политика республики. Контрреволюционный переворот в мае 1921 г. Освобождение Приморья от интервентов. Окончание гражданской войны на Дальнем Востоке. Российское Дальневосточное зарубежье

Глава 10. Строительство нового общества. 1922-1941(2 часа)

Последствия гражданской войны и интервенции. Укрепление государственно административной системы. Возрождение экономики. НЭП в Приморье. Концессионная политика в Приморье. Форсированное развитие экономики и массовые репрессии в Приморье. Индустриализация Приморья - планы, методы проведения, результаты. Массовая коллективизация в Приморье - итоги и выводы. Массовые репрессии 30-х г. в Приморье.

Внешняя политика Советской России на Дальнем Востоке в 20 - 30 годы. Дальневосточные границы - провокации продолжаются. Конфликт на КВЖД. Укрепление обороноспособности Советского Дальнего Востока. Обострение отношений с Японией. Военные действия в районе оз. Хасан.

Глава 11. На дальнем пограничье (1 час)

Глава 12. Приморье в годы Великой отечественной войны (3 часа)

Обстановка на Дальнем Востоке в начале войны. Мобилизационные мероприятия в крае. Перестройка экономики края. Ленд-лиз. Трудовые ресурсы. Всенародная помощь фронту. Участие приморцев в боях против немецко-фашистских захватчиков. Ветераны войны вашего района. Японская агрессия на Тихом океане. Подготовка и начало военных действий. Участие приморцев в войне с Японией. Разгром и капитуляция Японии.

Глава 13. Развитие края во второй половине 20 века (1 час)

Экономическое развитие Приморья в 50 - 80 гг. Общественно-политическая жизнь Приморья в середине 50 - начале 90 гг.

Развитие ведущих отраслей промышленности. Промышленные предприятия вашего района. Изменение транспортной структуры края. Развитие сельского хозяйства в крае. Экологическая ситуация в Приморье в 50 - 80 гг.

Глава 14. Культурная жизнь Приморья (1 час)

«Оттепель» в Приморье. Общественно-политическая ситуация в Приморье в годы правления Л.И. Брежнева. Перестройка в Приморье в конце 80 - нач. 90 гг. в Приморье. Развитие культуры в 60 - 80 гг.

Глава 15. Приморский край на рубеже 20-21 веков (3 часа)

XXI - век Тихого океана. Расширение сотрудничества со странами АТР. Международные экономические проекты. Перспективы развития вашего района, города. Культура Приморья: из века XIX в век XXI. (2 час).

Наука и образование. Литература и книгоиздательство. Музыка и театр. Архитектура и живопись. Религиозная жизнь Приморья. Деятели культуры вашего района. По местам памяти.






Календарно – тематическое планирование элективного курса


урока


Тема урока


Количество

часов

1

Образ малой родины

1

2

Приморье в эпоху первобытности

1

3

Приморье в раннем средневековье

1

4

Чжурчжэни в Приморье

1

5

Далекое прошлое Приморья

1

6

Далекое прошлое Приморья (урок - практикум)

1

7

Коренные народы Приморья

1

8

Культура коренных народов Приморья

1

9

Русские географические открытия на Дальнем Востоке в 17 веке

1

10

Русские географические открытия в 18 веке

1

11

Вхождение Приморья в состав Российского государства

1

12

Вхождения Приморья в состав Российского государства

1

13

Заселение края во второй половине 19 века

1

14

Заселение края в начале 20 века

1

15

Освоение и развитие Приморья во второй половине 19 века

1

16

Освоение и развитие Приморья в начале 20 века

1

17

Край - воин

1

18

Приморье в годы русско-японской войны

1

19

Повторительно-обобщающий урок по разделу « Далекое прошлое Приморья»

1

20

Приморье в годы Первой мировой войны

1

21

Приморье в годы Гражданской войны и интервенции

1

22

Образование ДВР

1

23

Строительство нового общества 1922-1941

1

24

Строительство нового общества 1922-1941 ( продолжение)

1

25

На дальнем пограничье

1

26

Приморье в годы великой Отечественной войны

1

27

Тыл - фронту

1

28

Заключительный этап Второй мировой войны

1

29

Развитие края во второй половине 20 века

1

30

Культурная жизнь Приморья в 1950-1980 –е годы

1

31

Приморский край на рубеже 20-21 веков

1

32

Приморье- шаги в 21 век

1

33

По местам памяти

1

34

Итоговое повторение по курсу «История моего края»

1

Итого


34





Учебно-методическое обеспечения образовательной деятельности

1.Н.А.Беляева, А.П. Ботнарь, О.Ю. Ботнарь. П.Г.Домбаева, А.А.Исаева, З.А.Ковалевой. А.Л. Мезенцева, М.Б. Сердюка, П.А. Щербина « Мой Приморский край» М.: «Просвещение», 2021.

2.Этноатлас Приморского края/ отв.ред. Г.Г.Ермак, Т.И.Табунщикова.- Владивосток,2019.- 248 с.

3.Приморский край: краткий энциклопедический справочник/ редкол. Э.В.Ермакова и др. –Владивосток, 1997.- 596 с.

Интернет-ресурсы

1.Краеведение Приморского края – http:// kraeved.info

2.Онлайн-экскурсия по выставке «Этнография» в музее истории Дальнего Востока имени В.К.Арсеньева на сайте Агентства по туризму Приморского края - http:// tour.primorsky.ru/guide/музей- истории- дальнего –востока-имени-3|

3. Приморский краевой институт развития образования, проект «Краеведение», списки методической литературы - http://pkiro.ru/activities/proekty/kraevedenie

4.Приморский край России: научно-популярные очерки ученых Дальневосточного отделения РАН - http:// fegi.ru/primorye



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!