СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа на 20 учебных часов "Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа на 20 учебных часов "Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста" для специальности "Физическая культура"

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа на 20 учебных часов "Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста"»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ






утверждЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

__.__.2018 г. № __________



АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для учреждений, реализующих образовательные программы

среднего специального образования по специальности

2-94 01 01 «Физическая культура»











Солигорск 2019



Автор Г.В. Говоренко, преподаватель Учреждения образования «Солигорский государственный колледж»





























Учебная программа обсуждена и одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по учебной дисциплине «Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста» разработана на основе примерного тематического плана по учебной дисциплине ( приложение к типовому учебному плану по специальности 2-03 02 01 «Физическая культура») в дневной форме получения образования , утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 13.08.2018 №86,РБ ст.№878 Д/тип, в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь ОС РБ 2-03 02 01 специальности 2-03 02 01 «Физическая культура», квалификация учитель, утвержден и введен в действие 25.11.2014 № 157.

Для достижения образовательной цели, необходимо обеспечить формирование у будущих специалистов системных знаний об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста

С целью закрепления теоретических знаний и приобретения учащимися необходимых практических умений и навыков предусматривается выполнение занятий практического характера в объеме- 6ч при изучении тем, таких как «Общие закономерности роста и физического развития детей дошкольного возраста», «Развитие анализаторных систем детей дошкольного возраста» и т.д.

Для контроля знаний предусмотрено проведение одной обязательной контрольной работы после изучения учебной дисциплины. Перечень вопросов для обязательной контрольной работы разрабатываются преподавателем учебной дисциплины и обсуждаются на заседании цикловой комиссии.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны

знать на уровне представления:

- санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности;

-сенсорные системы, значение сенсорной информации в психическом развитии;

-системные принципы организации функций и взаимодействия функциональных систем детского организма;

- возрастные и индивидуальные особенности нервной системы;

знать на уровне понимания:

  • строение, функции органов и систем человека и общие правила

гигиены;

  • строение скелета и мышечной системы человека;

  • возрастные и индивидуальные особенности нервной системы;

  • основные закономерности функционирования органов и систем здорового организма, возрастные особенности;

  • основные показатели, характеризующие физиологическое состояние органов и систем здорового детского организма;

уметь:

  • учитывать при организации физкультурно-оздоровительной

работы закономерности развития и созревания организма учащихся, этапы

формирования физического здоровья;

  • характеризовать и анализировать основные системы органов детского организма;

  • владеть приемами закаливания с целью профилактики заболеваний детского организма ;

  • использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности;

Полученные знания должны способствовать формированию грамотных и компетентных специалистов, владеющих базовыми анатомо-физиологическими знаниями об особенностях роста и развития детского организма.

В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине, разработанные на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности, обучающихся в учреждениях среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2004 № 17).


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество

учебных часов

Всего

В том числе на практические занятия

Введение

1


1. Общие закономерности роста и физического развития детей дошкольного возраста

1

1

2.Нейро- и психофизиологические особенности функционирования нервной системы ребенка


2


3. Высшая нервная деятельность детей дошкольного возраста

1


4. Развитие анализаторных систем детей дошкольного возраста

2

1

5. Развитие опорно-двигательного аппарата

2

1

6. Развитие дыхательных функций легких

1

1

7. Развитие функций сердечно-сосудистой системы

2

1

8. Развитие функций пищеварительной системы

1


9. Возрастные особенности энергетического обмена

1


10. Развитие эндокринной системы

1


11. Возрастные преобразования функций мочевыделительной системы

1


12. Особенности кожи у детей

1


13. Заболевания детского организма и их профилактика

1


14. Закаливание детей дошкольного возраста

1

1

Обязательная контрольная работа

1


И т о г о

20

6



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель изучения темы

Содержание темы

Результат


Ознакомить с целью и задачами учебной дисциплины, её значением в системе подготовки специалистов.


Введение

Цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста», ее значение в системе подготовки квалифицированных специалистов.



Высказывает общее суждение о целях, задачах и содержании учебной дисциплины, ее значении и роли в системе подготовки специалистов.

Т е м а 1. Общие закономерности роста и физического развития детей дошкольного возраста


Изучить качественные и количественные показатели роста и развития детей дошкольного возра-ста, сформировать представление о методах оценки физического развития.

Практическое занятие

Изучение качественных и количественных показателей роста и развития детей дошкольного возраста


Дает определения качественным и количественным показатели роста и развития детей дошкольного возраста. Характеризует признаки гармоничного и дисгармоничного развития.

Т е м а 2.Нейро- и психофизиологические особенности функционирования нервной системы ребенка

Сформировать представление о нейро- и психо-физиологических особенностях функционирования нервной системы ребенка, онтогенезе центральной нервной системы. Изучить классификацию рефлексов, развитие рефлекторных реакций.


Нейро- и психофизиологические особенности функционирования нервной системы ребенка Значение и функциональная деятельность элементов нервной системы. Классификация рефлексов, развитие рефлекторных реакций. Онтогенез центральной нервной системы.

Характеризует функциональную деятельность элементов нервной системы, излагает классификацию рефлексов, развитие рефлекторных реакций. Имеет представление об онтогенезе центральной нервной системы.

Т е м а 3.Высшая нервная деятельность детей дошкольного возраста

Сформировать понятие о локализации функций в коре больших полушарий, развить представление о первой и второй сигнальных системах, типах ВНД

Развитие больших полушарий. Выработка и классификация условных рефлексов, торможе-ние условных рефлексов. Первая и вторая сиг-нальные системы, типы высшей нервной деятельности (ВНД).

Характеризует локализацию функций в коре больших полушарий

Имеет представление о первой и второй сигнальных системах, типах ВНД.


Т е м а 4.Развитие анализаторных систем детей дошкольного возраста


Сформировать знания об анализаторных системах, динамике их развития в процессе он-тогенеза.




Изучить роль гигиенических факторов в развитии слухового и зрительного анализаторов детей.


Динамика развития анализаторных систем в процессе онтогенеза. Физиологические особенности зрительного анализатора. Физиологические особенности слухового анализатора.


Практическое занятие

Значение гигиенических факторов в развитии слухового и зрительного анализаторов.


Характеризует анализаторные системы, динамику их развития в процессе онтогенеза. Описывает физиологических особенностях зрительного и слухового анализаторов.


Дает общую характеристику гигиенических факторов в развитии слухового и зрительного анализаторов детей.

Т е м а 5. Развитие опорно-двигательного аппарата


Сформировать знания о возрастных особенностях формирования позвоночника и динамике формирования мышечной системы.






Изучить виды нарушений осанки и приемы оценки плоскостопия. Познакомить с приемами профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата


Возрастные особенности формирования позвоночника в процессе онтогенеза. Соединения позвоночного столба: диартрозы, синхондрозы, синдесмозы, синостозы. Грудная клетка и ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Динамика формирования мышечной системы, развитие двигательных качеств у детей.

Практическое занятие

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

Дает общую характеристику опорно-двигательного аппарата, возрастным особенностям его развития процессе онтогенеза.







Характеризует виды нарушений осанки и приемами оценки плоскостопия. Формулирует рекомендации по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Т е м а 6. Развитие дыхательных функций легких

Изучить функциональное значение органов дыхания в газообмене и голосообразовании. Сформировать представление о типах дыхания, глубине и частоте дыхания

Практическое занятие

Изучение приемов оценки жизненной емкости легких и частоты дыхания.

Характеризует значение органов дыхания в газообмене и голосообразовании. Знает о типах дыхания. Имеет понятие о глубине и частоте дыхания.

Т е м а 7. Развитие функций сердечно-сосудистой системы

Развить представление функции и строении сердечно-сосудистой системы. Сформировать понятие об особенности строения сердца детей.


Изучить особенности строения форменных элементов крови и функциональное значение.

Развитие функций сердечно-сосудистой системы. Строение и работа сердца, автоматия, нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца.


Практическое занятие

Изучение строения форменных элементов кро-ви.


Характеризует общий план строения сердечно-сосудистой системы

,особенности строения сердца детей.




Дает общую форменным элементам крови и их роли в кислородном питании органов и тканей


Т е м а 8. Развитие функций пищеварительной системы

Изучить особенности строения органов пищеварения. Развить представление о потребности в питательных веществах, гигиене питания.

Функциональная характеристика органов пищеварения. Динамика формирования в процессе онтогенеза.

Дает общую характеристику строения органов пищеварения. Описывает динамику формирования в процессе онтогенеза.


Т е м а 9. Возрастные особенности энергетического обмена

Сформировать представление об обмене веществ , энергии и тепла в детском организме.

Регуляция обмена веществ. Обмен белков, жи-ров, углеводов и воды. Обмен тепла и энергии в детском организме.

Характеризует обменные процессы в детском организме. Делает выводы о динамике обменных процессов в детском организме.

Т е м а 10. Развитие эндокринной системы

Дать понятие о возрастной динамике развития эндокринной системы. Сформировать представление о динамике полового созревания детей

Железы внутренней секреции, функциональные характеристики. Динамика полового созревания детей.

Высказывает общее суждение о возрастной динамике развития эндокринной системы. Владеет информацией о динамике полового созревания детей

Т е м а 11. Возрастные преобразования функций мочевыделительной системы

Дать знания о физиологических и возрастных особенностях, функциях мочевыделительной системы.

Функции органов выделения. Развитие регуляторных механизмов деятельности почек.

Характеризует физиологические особенности и функции мочевыделительной системы.


Т е м а 12. Особенности кожи у детей

Дать понятие о функциональных особенностях кожи и кожных желез. Ознакомить с профилактикой инфекций внешних покровов.

Строение и функциональные особенности кожи и кожных желез у детей. Гигиена кожи и профилактика кожных заболеваний.

Характеризует функциональные особенности кожи и кожных желез. Имеет представление о профилактике инфекций внешних покровов.



Т е м а 13. Заболевания детского организма и их профилактика


Изучить основные профилактические меры по снижению заболеваемости в детском возрасте.


Заболевания детского организма и их профилактика



Владеет информацией о профилактических мерах по снижению заболеваемости в детском возрасте.

Т е м а 14. Закаливание детей дошкольного возраста.

Дать понятие об общих принципах закаливания и разнообразии приемов закаливания: водой, физическими упражнениями, воздушными ваннами.


Развить понятие о разнообразии приемов закаливания и научиться составлять примерную программу закаливания с учетом возрастных особенностей дошкольников.




Виды закаливания детей дошкольного возраста





Практическое занятие

Изучение приемов закаливания детского организма.

Характеризует общие принципы закаливания и его виды.




Знает общие принципы закаливания

и описывает характер закаливающих процедур и их значение в профилактике заболеваемости.

Обязательная контрольная работа






критерии оценки

результатов учебной деятельности учащихся

Отметка в баллах

Показатели

1

(один)

Указание отдельных анатомических понятий при предъявлении их в готовом виде.

2

(два)

Различение объектов изучения анатомических знаний, предъявленных в готовом виде. При объяснении понятий допускаются многочисленные существенные ошибки, которые могут устраняться только с помощью преподавателя.

3

(три)

Воспроизведение части программного материала по анатомии по памяти, (фрагментарный пересказ без осмысления связей между элементами). Осуществление практических действий по образцу.

4 (четыре)

Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала, сохранение последовательности изложения. Описание анатомических объектов с элементами объяснения. Применение знаний в знакомой ситуации. Наличие единичных несущественных ошибок.

5

(пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие несущественных ошибок .

6 (шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений и заданий по образцу, на основе предписаний). Наличие несущественных ошибок.

7

(семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Владение учебным материалом различной степени сложности, применение теоретических знаний для решения практических задач. Умение грамотно излагать анатомические знания, владение терминологией, знание топографии анатомических органов и систем органов. Наличие единичных несущественных ошибок.

8 (восемь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок.

9 (девять)

Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации. Применение теоретических знаний для характеристики функциональных особенностей систем органов, отдельных органов человека. Владение терминологией.

10 (десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом. Проявление творческих способностей при анализе и оценке теоретического материала, предложение новых форм изложения материала (написание рефератов, докладов по изучаемым темам, выступление с ними перед аудиторией, рисование плакатов, снятие видеосюжетов, участие в проектной деятельности по созданию анатомических моделей и т.д.).





ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА


Наименование

Количество

Технические средства обучения

Компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивные средства

Электронные средства обучения

Видеосюжеты, презентации

Электронное пособие «Анатомия человека»

Демонстрационные средства обучения

Муляж "Череп человека"

Муляж "Большеберцовая кость"

Муляж "Стопа"

Муляж "Плечевой пояс"

Муляж "Свободная верхняя конечность"

Муляж "Гортань"

Муляж "Зрительный анализатор"

Муляж "Слуховой анализатор"

Муляж "Нижняя челюсть"

Печатные средства обучения

Плакаты

Строение сердца

Строение почки

Строение нефрона

Строение дыхательной системы

Строение пищеварительной системы

Строение иммунной системы

Виды нейронов

Железы внутренней секреции

Строение зрительного анализатора

Строение слухового анализатора

Скелет человека

Строение ЦНС

Строение мышц

Работа мышечного аппарата

Средства обучения для проведения практических занятий

Приборы, приспособления

Динамическая модель легкого

Модель легкого

Модель поджелудочной железы

Модель желудка

Оборудование помещения

Доска классная

Источник питания для обеспечения демонстрационных опытов

Стенд информационный

Стол для преподавателя

Стол для учащихся

Стул

Шкаф

Экран проекционный (демонстрационный)


1

1



1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1



2

1

1

1

2

1

1

1

2

2

2

1

4

3



1

1

1

1


1

1

1

1

15

31

1

1


ЛИТЕРАТУРА



Анатомия человека. В 2 т / Под ред. М.Р. Сапина. – М.; Медицина.1997. Т.2. С.268-478.

Антипов, Е.Е. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта. / Е.Е. Антипов, В.А. Никитюк. - М., 1990

Дорохов, Р.Н. Спортивная морфология. / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. - М., 2002

Леонтьев Н.Н. Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма.-М.,1976г.

Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. - М., 2000

Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология подростков.-М., «Академия» 2004г.

Усов И.Н.,Чичко М.В. Практические навыки педиатра.-М.,1994г.

Федюкович А.С. Анатомия, физиология, гигиена детей дошкольного возраста.-М., 1998г.

Физиологические основы здоровья человека/ Под ред. Б.И. Ткаченко. - СПб-Архангельск, 2001




Дополнительная

Анатомический атлас В.Л.Личенко М.1988г.

Физкультура и здоровье Д.Л.Аронов М.1985г.

Физиология физического воспитания и спорта В.М.Смирнов М.2002г.

https://vk.com/studentmedic

www.youtube.com/channel/UCF1vP9PoT1nN_aeI9b_UG5Q?view_as=subscriberYoutube канал преподавателя Говоренко Г.В.

https://vk.com/club157141124 Анатомический ликбез Группа преподавателя Говоренко Г.В.

ЭСО Анатомия человека

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!