СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа по изобразительному искусству в 3 классе по УМК Школа России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа по изобразительному искусству в 3 классе по УМК Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа по изобразительному искусству в 3 классе по УМК Школа России.»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

«Рассмотрена»

Руководитель ШМО

Шумакова Н.Н.

Протокол заседания ШМО

№ от 2021г.

"Согласована и рекомендована к утвеждению"

Председатель МС

Наседкина М.В.

Протокол заседания МС

№ от 2021г.


"Утверждаю"

Директор школы

Клочков И.А.

Приказ № от 2021г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

3 КЛАСС







Разработала: учитель начальных классов

Твердохлебова Валентина Григорьевна
















2021 -2022 учебный год

1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

  • основной образовательной программы МКОУ Таловской СОШ

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 года № 373) примерной образовательной программы начального общего образования

  • авторской  программы по изобразительному искусству В. С. Кузина,  «Изобразительное искусство. 1-4 классы», / М.: Дрофа, 2011./,

  • Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России»:

Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.  – М.: «Дрофа», 2013  г.;

Рабочая тетрадь для 3 класс к учебнику «Изобразительное искусство» Э.И. Кубышкина.  – М.: «Дрофа», 2013 г.;


2. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение предмета «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 34 часа за учебный год (1 час в неделю, 34 учебные недели)



3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета


Требования к подготовке учащихся по предмету.

           

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

- основные виды и жанры изобразительных искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- названия наиболее крупных художественных музеев России;

- названия известных центров народных художественных ремесел России.

должны уметь:

применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

-применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

- для самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.


Критерии оценивания

- качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;

- степень самостоятельности;

- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частич­но продуктивный, продуктивный).

Предпочтение следует отдавать качественной оценке дея­тельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.


Практические задания (индивидуальное задание):

Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошиб­ки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в пе­редаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;

Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.

Устный ответ:

Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Оценка за теоретические знания (тест, термины, понятия, даты.)

5 — «отлично» — ученик ответил на вопросы, что составило 100% - 80%;

4 — «хорошо» — ученик ответил на вопросы, что составило 79% - 51%;

3 — «удовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило 50% - 30%;

2 — «неудовлетворительно» ученик ответил на вопросы, что составило менее 30%.

Оценка «пять» - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображе-ния; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «четыре» - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка «три» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка «два» - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
Нормы оценок письменной работы.
Оценка «пять» выставляется, если обучающимся не допущено в работе ни одной ошибки, а также при наличии в ней одной негрубой ошибки. Учитывается качество оформления работы, аккуратность обучающегося, оригинальность воплощения задуманного образа.
Оценка «четыре» выставляется, если обучающийся допустил две ошибки. Учитывается офор-мление работы.
Оценка «три» выставляется, если обучающийся допустил до несколько ошибок. Учитывается оформление работы.
Оценка «два» выставляется, если школьник полностью не справился с задание.
Нормы оценки тестов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «пять» - 10 правильных ответов, «четыре» - 7-9, «три» - 5-6, «два» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «пять» - 18-20 правильных ответов, «четыре» - 14-17, «три» - 10-13, «два» - менее 10 правильных ответов..
Нормы оценок устных ответов.
Оценка «пять» ставится, если обучающийся: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком в опреде-ленной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и сим-волику; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость исполь-зуемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Оценка «четыре» ставится, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «пять», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Оценка «три» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содер-жание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, доста-точные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения, или допу-щены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, исправлен-ные после нескольких наводящих вопросов учителя; обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обяза-тельного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка «два» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного мате-риала; обнаружило незнание или непонимание школьником большей или наиболее важной час-ти учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специи-альной терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка творческих работ школьников.
Оценка «пять» ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; работа оригинальна и выполнена самостоятельно. Оценка «четыре» ставится, если содержание работы в ос-новном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); замысел работы оригинален, но выполнен не совсем самостоятельно. Оценка «три» ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа мало оригинально или выполнена не са-мостоятельно. Оценка «два» ставится, если работа не соответствует теме; не оригинальна, не самостоятельна.


Планируемые результаты

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

     Личностные результаты.

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству,

  • Формирование представлений о добре и зле.

  • Обогащение нравственного опыта.

  • Развитие нравственных чувств.

  • Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

  • Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.

  • Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.

  •  Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной  творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,  соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения  содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

  • Понимание учебной задачи.

  • Определение последовательности действий.

  • Работа в заданном темпе.

  • Проверка работы по образцу.

  • Оценивание своего отношения к работе.

  • Выполнение советов учителя по организационной деятельности.

  • Владение отдельными приемами контроля.

  • Умение оценить работу товарища.

  • Умение планировать учебные занятия.

  • Умение работать самостоятельно.

  • Умение организовать работу по алгоритму.

  • Владение пооперационным контролем.

  • Оценивание учебных действий своих и товарища.

  • Умение работать по плану и алгоритму.

  • Планирование основных этапов работы.

  • Контролирование этапов и результатов.

Познавательные.

  • Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.

  • Овладение приемами работы различными графическими материалами.

  • Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.

  • Наблюдение природы и природных явлений.

  • Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.

  • Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.

  • Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.

Коммуникативные.

  • Выражение своего отношения к произведению изобразительного

искусства в высказываниях, письменном сообщении.

  • Участие в обсуждении содержания и выразительных средств

произведений.

Предметные.

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:

•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона).


4.Содержание учебного предмета


И снова осень к нам пришла (7 ч.)

Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.

В мире сказок (8 ч.)

Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на сказочные темы, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.

Труд и отдых людей зимой и весной (11 ч)

Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; художественной росписью.Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами.

Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

В каждом рисунке - солнце (8 ч.) Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состоянияхдня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.


Виды и формы контроля:

ТК –        текущий контроль

Пр.К. –    промежуточный контроль

П.Р. –      практическая работа

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.


Проектная деятельность

Путешествие на цветочную планету.

Если бы у меня были волшебные очки.
Если нет кисточки…(способы рисования без кисточки).

Осенний колорит.
Какая разная зима!

Кузнецкая матрешка.
































5.Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству

в 3 классе


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Даты проведения

Примечание




И снова осень к нам пришла (7 часов)


1.

Прощаемся с теплым летом Рисование по памяти и представлению.

1

3.09.21г.



2.

Осенние листья сложной формы. Рисование с натуры

1

10.09.21г.



3.

Осенние цветы. Рисование с натуры

1

17.09.21г



4.

Русская матрешка в осеннем уборе. Выполнение эскиза росписи игрушечной фигурки матрешки на основе декоративно переработанных осенних цветов и листьев

1

24.09.21г.



5.

Русская матрешка в осеннем уборе. Выполнение эскиза росписи игрушечной фигурки матрешки на основе декоративно переработанных осенних цветов и листьев

1

1.10.21г.



6.

Дары осеннего сада и огорода. Рисование с натуры

1

8.10.21г.



7.

Мы осенью готовимся к зиме. Выполнение эскиза предмета быта (варежки, украшенной узором

1

15.10.21г.




В мире сказок (8часов)


8.

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

1

22.10.21.



9.

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина

1

29.10.21г.



10.

Игрушка «Золотая рыбка». Рисование с натуры , по представлению игрушки-рыбки

1

12.11.21г.



11.

В сказочном подводном царстве. Тематическое рисование

1

19.11.21г.



12.

В сказочном подводном царстве. Тематическое рисование



26.11.21г.



13.

Сказочный букет. Выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении больших и маленьких декоративных цветов на цветном фоне в круге

1

3.12.21г.



14.

Готовим наряд для сказочной елки. Выполнение эскизов игрушек: украшений для елки, карнавальных принадлежностей

1

10.12.21г.



15.

Мы готовимся к встрече Нового года- праздника радости и сказок

1

17.12.21г.




Труд и отдых людей зимой и весной (11ч.)


16.

Орудие труда человека. Рисование с натуры детской лопаточки

1

24.12.21г.



17.

Труд людей зимой. Тематическое рисование

1

14.01.22г.



18.

Городские и сельские стройки. Рисование по памяти и представлению

1

21.01.22г.



19.

Веселые игрушки. Составление эскиза подарочного изделия

1

28.01.22г.



20.

Веселые игрушки. Роспись подарочного изделия, сконструированного на уроках труда

1

4.02.22г.



21.

Красота в умелых руках. Применение простейших приемов росписи декоративной травки и ягод

1

11.02.22г.



22.

Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка ма­ме или бабушке(салфетки, сумочки, тарелочки)

1

18.02.22г.



23.

Домашние животные в жизни людей. Рисование по памяти и представлению зайцев (кроликов)

1

25.02.22г.



24.

Домашние животные в жизни людей. Рисование по памяти и представлению зайцев (кроликов)

1

4.03.22г.



25.

Забота человека о животных. Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

1

11.03.22г.



26.

Забота человека о животных. Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

1

18.03.22г.




В каждом рисунке - солнце (8 часов)


27.

Полет на другую планету. Рисование на тему

1

25.03. 22г.



28.

Полет на другую планету. Рисование на тему

1

8.04. 22г



29.

Ветка вербы. Рисование с натуры

1

15.04. 22г



30.

Праздничный салют. Рисование на тему

1

22.04. 22г



31.

Праздничный салют. Рисование на тему

1

29.04. 22г.



32.

Весна в произведениях русских художников

1

6.05. 22г



33.

«Славься Отечество наше свободное» Знакомство с символикой России

1

13.05. 22г



34.

«Пусть всегда будет солнце». Тематическое рисование. Обобщающий урок

1

20.05. 22г






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!