СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК предназначен для студентов 1 и 2 курса, обучающихся по профессии "Сварщик"

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс по химии»

Государственное управление образования Псковской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»


Индустриальное отделение





РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры ______ Зам. директора по УР

_________________________

_________________________ _________ Забейда Л.Е.

Протокол № 7 от 31.08.2018 г. «____» _________2018 год.

Зав. кафедрой ___________ (Ф.И.О.)





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ПО ДИСЦИПЛИНЕ


УДб.12 ГЕОГРАФИЯ


Общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы

по профессии

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ





Составитель: Константинова С.М. преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»




Опочка, 2018 год


Учебно-методический комплекс по дисциплине «УДб.12 География» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413.



Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) УДб.12 География входит в общеобразовательный цикл ОПОП и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки),разработанной в соответствии с ФГОС СПО.



Учебно-методический комплекс по дисциплине УДб.12 География адресован студентам очной формы обучения.



УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

























СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение

4


2. Образовательный маршрут

6

3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Лабораторные работы

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа

4. Глоссарий

8

8

-

8

8

13


5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5.1. Текущий контроль

5.2. Итоговый контроль по дисциплине на дифференцированный зачет.

13

13

14

6. Информационное обеспечение дисциплины

22








  1. ВВЕДЕНИЕ


Уважаемый студент!


Учебно-методический комплекс по дисциплине УДб.12 География создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также примерные вопросы и задания по итоговой аттестации.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы. Из всех источников следует опираться на литературу, указанную как основную.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к зачету по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку устных сообщений, докладов; написание конспектов, рефератов; работу с контурными картами, дополнительной литературой и другими источниками, составление кроссвордов и др.

По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.


Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:


- определять ресурсную базу для жизни и хозяйственной деятельности человека по географическим характеристикам;

- объяснять географические законы и закономерности современного промышленного и сельскохозяйственного производства, международного географического разделения труда (МГРТ), географическую суть глобальных проблем человечества;

- называть и показывать на карте все программные географические объекты;

- определять особенности экономико-географического положения объектов;

- прогнозировать изменения в структуре и размещении населения и хозяйства в мире, в МГРТ;

- место России в МХ и МГРТ;

- прогнозировать пути решения современных глобальных проблем человечества;

- использовать полученные знания при изучении других учебных дисциплин.


В результате освоения дисциплины Вы должны знать:


- изменение политической карты мира под влиянием современных международных отношений;

- ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши, Мирового океана, климатических, космических на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;

- последствия опустынивания, обезлесения;

- последствия антропогенного загрязнения геосферы;

- темпы роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира;

- темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду;

- тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве;

- изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов мира и отдельных стран;

- миграционные процессы в мире и влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов;

- причины демографического взрыва и демографического кризиса в ряде стран и регионах мира и их последствия;

- распространение мировых религий на планете;

- особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства;

- различия в уровнях экономического развития стран и регионов;

- изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства;

- географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», « нефтеэкспортирующих»;

- специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава, структуры их хозяйства, участие в МГРТ;

- причины возникновения глобальных проблем человечества, стратегию устойчивого развития


Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, если Вы пропустили занятие, то Вы можете к преподавателю прийти на дополнительные занятя.










  1. Образовательный маршрут по дисциплине Удб.12 География

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

практические занятия

24

Точки рубежного контроля

3

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет


Желаем Вам удачи


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Краткое содержание теоретического материала программы.


Введение

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.


1. Источники географической информации

Традиционные и новые методы географических исследований. Источ­ники географической информации. Географические карты различной темати­ки и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинфор­мационные системы. Международные сравнения.


2. Политическое устройство мира

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и со­временные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устрой­ства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и раз­вивающихся стран и их типы.

3. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его осо­бенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Ан­тропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

4. География населения мира

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные ре­гионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографиче­ская политика. Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней про­должительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабо­чей силы в различных странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плот­ность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основ­ные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Го­рода-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.


  1. Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и коопе­рирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернацио­нализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы разви­тия мирового промышленного производства. Территориальная структура ми­рового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и стра­ны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлур­гии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные ви­ды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, обра­зовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.


6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географическо­го положения региона. История формирования его политической карты. Ха­рактерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяй­ства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Харак­терные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. От­расли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Усло­вия их формирования и развития. Особенности политической системы. При­родно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положе­ния региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Инте­грационные группировки.

География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Харак­терные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. От­расли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политиче­ской системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.


География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географическо­го положения региона. История формирования его политической карты. Ха­рактерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяй­ства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природ­но-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их терри­ториальная структура.

География населения и хозяйства Австралии и Океании Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географиче­ского положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. От­раслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зелан­дии.


7. Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Изменение географического, гео­политического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI вв. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной струк­туры хозяйства. География отраслей международной специализации.

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демо­графическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо прио­ритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем чело­вечества.

Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов

  • Новейшие изменения политической карты мира;

  • Особенности распределения различных видов минеральных ресур­сов по регионам и странам мира;

  • Типы природопользования в различных регионах и странах мира;

  • Особенности современного воспроизводства мирового населения;

  • Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, резуль­таты;

  • Качество жизни населения в различных странах и регионах мира;

  • Языки народов мира;

  • Современные международные миграции населения;

  • Особенности урбанизации в развивающихся странах;

  • Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира;

  • Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки;

  • «Мировые города» и их роль в современном мировом развитии;

  • Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и то­варного животноводства;

  • Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа;

  • Крупнейшие автомобилестроительные компании мира;

  • Современный географический рисунок мирового морского порто­вого хозяйства;

  • Международный туризм в различных странах и регионах мира;

  • «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы;

  • Запад и Восток Германии сегодня;

  • Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии;

  • Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае;

  • Особенности политической карты Африки;

  • Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни насе­ления и уровень урбанизации в странах Африки;

  • Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»;

  • Географический рисунок хозяйства США;

  • Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки;

  • Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии;

  • Особенности современного экономико-географического положения России;

  • Внешняя торговля товарами России;

  • Глобальная проблема изменения климата


    1. Лабораторные работы (не предусмотрено).

    1. Практические занятия


практического

занятия


Формы и методы контроля


Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1

Раздел 1: Источники географической информаци.


Анализ карт различной темптики.

Составление картосхем и простейших карт.

Составление карт различнрй тематики.

2

Оценка выполнения практической работы.

Оформление контурных карт.

2

Раздел 2: Политическая карта мира.


Знакомство с политической картой мира.

Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.

1







Оценка выполнения практической работы.

Нанесение географических объектов на контурную карту.

Составление таблицы по экономическим показателям стран.





3

Раздел 3: География населения мира.


Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.

1




Оценка выполнения практической работы.



Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.


1

Оценка выполнения практической работы.


4

Раздел 4:География мировых природных ресурсов.


Оценка обеспеченности разных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

2

Оценка выполнения практической работы.


5

Раздел 5: География мирового хозяйства.




Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.


2

Оценка выполнения практической работы.

Нанесение отралей хозяйства на контурную карту регионов мира.


6

Регионы и страны мира




Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.


1

Оценка выполнения практической работы.

Нанесение отралей хозяйства на контурную карту регионов мира.


7

Россия в современном мире




Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.


2

Оценка выполнения практической работы


Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.



2

Оценка выполнения практической работы


Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей Россиии с зарубежными странами.



2

Оценка выполнения практической работы


Составление картосхем географии внешней торговли Россиии с зарубежными странами и регионами.


4

Оценка выполнения практической работы

8

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества




Выявление по картам регионов с неблагоприятнофй экологической ситуацией.


2

Оценка выполнения практической работы.

Нанесение географических объектов на контурную карту.



Выявление, объяснение и оценка важных событий международной жизни; географических аспектов текущих событий и ситуаций.


2

Оценка выполнения практической рабо


3.4.Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)


Виды самостоятельной работы:

- работа с контурными и настенными контурными картами;

- подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

- написание рефератов, мини-сочинений, письменных развернутых ответов на вопросы;

- составление характеристик по плану, конспектов-схем, картосхем, тематических тезаурусов;

-подготовка сообщений по основным методам географических исследований;

- оформление практических работ и формулировка выводов;

- сбор информации;

- выполнеие практических заданий по нанесению объектов на контурную карту.

Формы контроля самостоятельной работы:

- контрольная работа;

- устный опрос;

- анализ и оценка результатов тестирования;

- защита рефератов;

- оценка выполнения практического задания;

- письменный опрос;

- защита проектов.


Методические рекомендации к организации самостоятельной работы (требования, правила выполнения и оформления, алгоритм выполнения, срок сдачи, критерии и показатели оценивания)

Задания и материалы для самостоятельной работы выдаются во время учебных занятий по расписанию, при этом оговариваются сроки выполнения заданий. Критериями оценки результатов самостоятельной работы учащегося являются:

- объём знаний;

- умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- обоснованность и чёткость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Записи при составлении конспектов, таблиц, написании сочинений должны вестись аккуратно и в отдельной тетради для самостоятельной работы.

Работа с книгой.

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий темы.

Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.

Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).


Методические рекомендации по составлению конспекта:

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова.

Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста;

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре текста. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.


Рекомендации по оформлению реферата



Реферат может быть представлен в рукописном или печатном варианте.

Общий объем реферата 8-10 страниц машинописного текста.

Реферат имеет следующую структуру:

-  титульный лист;

-  оглавление;

-   введение;

-   основная часть (разбитая на главы);

-   заключение;

-   список литературы;

-   приложения (если есть).

Вводная часть должна включать в себя:

- краткое обоснование актуальности темы реферата

-   постановку целей и формирование задач, которые требуется решить для выполнения цели;

-   краткий обзор и анализ литературы и прочих источников информации.

Вводная часть составляет не более 1-2 страниц.

Основная часть реферата структурируется по главам, количество и название которых определяются автором. Подбор её должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы. Желательно кроме содержания, выбранного из разных источников, включить и собственное мнение, самостоятельные выводы автора реферата.

Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, указывается, что нового лично для себя автор вынес из работы над рефератом. Объем заключения – 1-2 страницы

Список литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных в процессе написания реферата статей, учебников, справочников, энциклопедий. В нем указываются: фамилии автора, инициалы, название работы, место издания, название издательства, год издания.

После списка литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.) Каждое приложение нумеруется и оформляется с нового листа.

Текст реферата должен легко читаться. Рекомендуемые размеры шрифта 12 – 14 (один по всему тексту). Шрифт лучше выбирать прямой. Курсив и жирный шрифт использовать для выделения.

В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).

Титульный лист оформляется следующим образом: в центре – название темы реферата, в правом верхнем углу – название учебного заведения, ниже темы справа – фамилия, имя, отчество учащегося, группа, внизу – город и год написания.

 

 

Критерии оценивания реферата

 

1.       Соответствие реферата теме.

2.       Глубина и полнота раскрытия темы.

3.       Логичность, связность.

4.        Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части,

заключения, их оптимальное соотношение).

5.       Оформление (наличие плана, списка литературы).

6.       Языковая правильность, грамотность.



Общие требования к оформлению письменных работ


Для написания самостоятельной работы лучше использовать листы писчей бумаги стандартного формата А-4. Текст следует писать на одной стороне листа, который должен иметь поля: 3 см с левой стороны, 1 см с правой стороны, а верхнее и нижнее поля по 2 см ( это придает работе аккуратный вид и удобно при сшивании листов). Текст работы может быть написан от руки или отпечатан. Все фотографии, рисунки, схемы, карты ( если они необходимы и дополняют текст) выполняет сам автор.

Не следует использовать при оформлении работы иллюстрации, вырезанные из книг, журналов, открытки, марки и др. Не должно быть украшательств. Это считается признаком «дурного тона» и не допускается в научных работах любого уровня. Работа должна быть сброшюрована или переплетена. Возможно выделение текста более жирным шрифтом. Нумерация идет с цифры 2.

В начале работы должно быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.

В конце работы обязательно следует привести список информационных ресурсов.



Как оформить контурную карту

  1. Подпиши название работы в верхнем левом углу карты.

  2. Найди нужный объект в атласе и, используя ориентиры, нанеси его на контурную карту.

  3. Используя в качестве образца подписи атласа, нанеси название объекта на контурную карту.

  4. Все, что показано на контурной карте, обозначь и расшифруй в условных обозначениях.


Правила работы с контурными картами

  1. На контурные карты наносятся только те географические объекты, которые предусмотрены заданием учителя по теме занятия.

  2. Все надписи осуществляются только черной гелевой пастой( гидрографические объекты можно надписывать синей пастой, границы государства – красной).

  3. Города, столицы государств подписываются строго перпендикулярно параллелям.

  4. Названия государств, регионов подписываются по протяженности территории.

  5. Все надписи осуществляются печатным шрифтом.

  6. Если невозможно географический объект подписать на карте, его нужно обозначить цифрой и сделать сноску в условном обозначении.




Последовательность действий при составлении плана к тексту.

  1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.

  2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.

  3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.

  4. Просмотреть текст еще раз. Чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.



Как составлять конспект или план к тексту учебника.

  1. Прочитайте параграф медленно по абзацам или смысловым фрагментам текста.

  2. Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.

  3. Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.

  4. Запишите кратко содержание текста. Писать следует четко, аккуратно, применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки опытов, приборов с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы. Дополнительные примеры и выводы.

  5. Познакомьтесь с заданиями, помещенными в тексте или в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно еще раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.



Объем конспекта зависит от его вида: сжатый – 1/5 текста, подробный – 1/3 текста. Конспект лучше размещать на развернутом двойном листе тетради, тогда им будет легко пользоваться.



Требования к написанию конспекта.

  1. Определи цель составления конспекта.

  2. Внимательно ознакомься с произведением.

  3. Конспект следует писать от имени составителя.

  4. После цитат нужно указывать страницу произведения.

  5. Выделяй слова, фразы, абзацы.

  6. Не искажай мысль автора.

  7. Конспект пиши четко и разборчиво.

  8. В конспекте выделяй главное.


Правила конспектирования.

  • Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

  • Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

  • Прочитать весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

  • Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.

  • Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

  • Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

  • Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевое слово, используя цвета маркеров.

  • Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! – важно; etc – и т.д.; ех – например; ? – сомнение, вопрос; NB- важный теоретический материал; PS - выучит; и– при писка, написанная после; ∆ - ново; др.

  • Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.

  • Объем конспекта должен превышать одну треть исходного текста.



Правила написания доклада (сообщения)

  1. По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.

  2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.

  3. Составь план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и обобщения).

  4. При оформлении доклада используй рисунки, схемы и др.

Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение – 3 минуты


4.Глоссарий


География; географическая карта; статистический материал; картосхемы; геоинформационные ситемы; страны ВВП; типология стран; государственное устройство; экономическая типология; демографическая политика; трудовые ресурсы; природные ресурсы;отрасли мирового хозяйства; отраслевая и территориальная структура; международное разделение труда; развитые и развивающиеся страны.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД


5.1.Текущий контроль


Перечень точек

рубежного контроля


Охват тем

(указать номера тем, подлежащих контролю)

Форма контроля

Контрольная работа № 1




Контрольная работа № 2







Контрольная работа № 3




Раздел 2

«Политическая карта мира».


Раздел 4: «География мировых природных ресурсов».



Раздел 6:

«Регионы и страны мира».



Контрольная работа




Контрольная работа






Контрольная работа

(Тестирование)





5.2.Итоговый контроль по УД

(тестовая работа к дифференцированному зачету)


Вариант 1


1. Какая из указанных стран Латинской Америки имеет выход только к Атлантическому океану?

а) Мексика; г) Колумбия;

б) Боливия; д) Аргентина.

в) Панама;


2. Какое островное государство Латинской Америки имеет наибольшую площадь?

а) Доминиканская Республика;

б) Куба;

в) Гаити;

г) Гренада;

д) Ямайка.


3. В какой из указанных стран Латинской Америки преобладают креолы?

а) Мексика;

б) Бразилия;

в) Багамские острова;

г) Гаити;

д) Уругвай.


4. Какие из названных городов образуют крупнейшие агломерации Латинской Америки и не являются морскими портами?

а) Рио-де-Жанейро;

б) Лима;

в) Буэнос-Айрес;

г) Сан-Паулу;

д) Сантьяго.


5. В каком варианте неверно указаны ресурсы, которыми обладает данная страна?

а) водные ресурсы — Бразилия;

б) оловянные и сурьмяные руды — Боливия;

в) вольфрамовые и серебряные руды — Ямайка;

г) лесные ресурсы — Колумбия;

д) медные руды и селитра — Чили.


6. Какая страна Латинской Америки входит в первую десятку стран по производству автомобилей, телевизоров и радиоприемников?

а) Аргентина; г) Гайана;

б) Бразилия; д) Доминиканская Республика

в) Мексика;


7. Какая страна Латинской Америки является экспортером пшеницы, а также входит в первую десятку стран по поголовью крупного рогатого скота?

а) Аргентина;

б) Мексика;

в) Венесуэла;

г) Перу;

д) Куба.


8. Выберите вариант, в котором верно указано направление сдвига производительных сил, осуществляемого в результате региональной политики:

а) Мексика — на юг;

б) Венесуэла — на север;

в) Бразилия — в Амазонию;

г) Аргентина — к заливу Ла-Плата.


9. Выберите верное утверждение.

а) Бразилия опережает Индию по доле в мировом ВВП.

б) Основные производственные мощности Аргентины сосредоточены в Пампе, где сложился один из крупнейших в мире агропромышленных комплексов.

в) Хозяйственное «лицо» Андских стран определяется нефтеперерабатывающей промышленностью, работающей на привозном сырье, а также международным туризмом.

г) В Бразилии отсутствуют территории с преобладанием малотоварного потребительского сельского хозяйства.


10. Порт Тампико в Мексике специализируется на:

а) экспорте пшеницы;

б) экспорте каменного угля;

в) импорте железной руды;

г) экспорте нефти;

д) импорте леса.


11. Какие страны относят к Северной Америке в экономической и социальной географии?

а) все страны, входящие в организацию НАФТА;

б) все страны материка Северная Америка;

в) Мексику и США;

г) США и Канаду.


12. Каково население Северной Америки?

а) более 300 млн чел.; в) 280 млн чел.;

б) более 1 млрд чел.; г) 30,5 млн чел.


13. Выберите вариант, в котором верно указаны государства, с которыми граничат США, и природные рубежи, по которым эти границы проходят:

а) Мексика — река Гудзон;

б) Куба — озеро Гурон;

в) Канада — озеро Верхнее;

г) Россия — Гибралтарский пролив;

д) Дания — море Бофорта.


14. Выберите верное утверждение.

а) Большая часть негритянского населения проживает на Западе США.

б) Численность населения США равна численности населения Франции и Великобритании вместе взятых.

в) Быстрее всего растет население таких штатов, как Техас, Калифорния и Флорида.

г) Современная американская нация — это результат этнического смешения европейских переселенцев и индейцев.

д) Резкое преобладание мужского населения США над женским отмечается в возрастной группе 50 – 55 лет.


15. Выберите варианты, в которых верно указаны мегало - полисы, к которым относятся названные города:

а) Бостон — Северо-Восточный;

б) Вашингтон — Калифорнийский;

в) Чикаго — Приозерный;

г) Детройт — Калифорнийский;

д) Нью-Йорк — Приозерный.


16. Найдите вариант, в котором неверно указана особенность одного из названных городов:

а) Детройт — «автомобильная столица»;

б) Лос-Анджелес — «авиаракетно-космическая столица» ;

в) Сиэтл — главная вотчина компании «Боинг»;

г) Чикаго — «столица кулинарии»;

д) Хьюстон — «нефтехимическая столица».


17. Какая из указанных характеристик относится к промышленному поясу Центральной и Южной Калифорнии?

а) Главная отрасль специализации — нефтепереработка и нефтехимия;

б) доля в промышленном производстве США — 50%;

в) здесь сосредоточено автомобилестроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение и судостроение;

г) преобладают новейшие наукоемкие отрасли.

18. Какие сельскохозяйственные пояса сформировались на Центральных равнинах?

а) кукурузный;

б) молочный;

в) хлопковый;

г) мясной;

д) пшеничный.


19. Какие из указанных характеристик относятся к Канаде?

а) доля в мировом ВВП — более 20% ;

б) занимает 1-е место в мире по добыче асбеста, урановых и цинковых руд;

в) отрасли международной специализации — горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, деревообрабатывающая промышленность и сельское хозяйство;

г) машиностроение известно продукцией автомобилестроения, авиаракетно-космической промышленности и электроники;

д) занимает 1- е место в мире по выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции.


20. Какой макрорайон США занимает 1-е место в стране по добыче нефти и газа, угля, фосфоритов, по мощности электростанций и нефтехимических комбинатов?

а) Северо-Восток;

б) Средний Запад;

в) Юг;

г) Запад.


21. Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн км2 и омывается Красным морем?

а) Ливия;

б) Эритрея;

в) Мавритания;

г) Судан;

д) ЮАР.


22. Выберите королевство с правильно указанной столицей:

а) Лесото — Каир;

б) Кения — Найроби;

в) Марокко — Рабат;

г) Свазиленд — Претория;

д) Эфиопия — Могадишо.


23. Выберите вариант, в котором для обеих указанных стран характерен очень высокий естественный прирост населения:

а) Египет, Ливия; г) Марокко, ЮАР;

б) Сенегал, Чад; д) Того, Нигер.

в) Сомали, Мали;


24. Выберите вариант, где верно указаны страны с развитой нефтедобывающей промышленностью:

а) Алжир, Габон, Нигерия;

б) Ливия, Гана, ЮАР;

в) Бенин, Уганда, Эфиопия;

г) Египет, Ботсвана, Чад;

д) Судан, Мали, Конго.


25. Какие африканские города-миллионеры не являются столицами?

а) Касабланка;

б) Каир;

в) Аддис-Абеба;

г) Дакар;

д) Лаван.








Вариант 2



1. Какая из указанных стран Латинской Америки имеет выход только к Тихому океану?

а) Мексика; г) Перу;

б) Парагвай; д) Аргентина.

в) Панама;


2. Какие из указанных стран Латинской Америки являются федеративными республиками?

а) Перу; г) Никарагуа;

б) Мексика; д) Венесуэла.

в) Куба;


3. В какой из перечисленных стран Латинской Америки преобладают метисы?

а) Мексика; г) Гаити;

б) Бразилия; д) Уругвай.

в) Ямайка;


4. Какой из названных городов образует одну из четырех крупнейших агломерацией Северной Америки и является морским портом?

а) Мехико; г) Буэнос-Айрес;

б) Лима; д) Кито.

в) Сан-Паулу;


5. Выберите вариант, в котором полезные ископаемые, экспортируемые данной, страной указаны неверно:

а) железные руды — Бразилия;

б) оловянные и сурьмяные руды — Боливия;

в) бокситы — Колумбия;

г) нефть — Венесуэла;

д) медные руды и селитра — Чили.


6. Какая страна Латинской Америки входит в первую десятку стран по добыче нефти?

а) Эквадор;

б) Багамские острова;

в) Аргентина;

г) Мексика;

д) Чили.

7. Какая страна Латинской Америки является экспортером тростникового сахара-сырца, а так же входит в первую пятерку стран по поголовью крупного рогатого скота?

а) Аргентина;

б) Мексика;

в) Венесуэла;

г) Куба;

д) Бразилия.


8. Выберите вариант, в котором верно указано направление сдвига производительных сил, осуществляемого в результате региональной политики:

а) Мексика — к границе с США;

б) Венесуэла — на запад;

в) Бразилия — к верховью реки Уругвай;

г) Аргентина — к заливу Ла-Плата.


9. Выберите верное утверждение.

а) В Мехико, Сан-Паулу и Монтевидео производят около 10% промышленной продукции соответствующих стран.

б) Значение Рио-де-Жанейро как экономического центра не уменьшилось после переноса столицы в Сан-Паулу.

в) Основные производственные мощности Бразилии сосредоточены в Патагонии, где сложился один из крупнейших в мире агропромышленных комплексов.

г) Общим для Андских стран является развитие добываю- щей промышленности. Некоторые страны субрегиона являются лидерами в мировом рыболовстве.


10. Выберите сельскохозяйственные культуры, по производству которых Бразилия занимает 1-е место в мире:

а) какао;

б) кофе;

в) кокосовые орехи;

г) апельсины;

д) сахарный тростник.


11. Какие из указанных стран не входят в регион «Северная Америка», выделяемый экономико-географами?

а) Канада;

б) Мексика;

в) Бразилия;

г) США;

д) Гондурас.

12. Выберите вариант, в котором страны расставлены по мере уменьшения численности их населения:

а) Индия, Индонезия, США;

б) США, Канада, Мексика;

в) США, Великобритания, Россия;

г) Китай, Канада, Бразилия;

д) Китай, Индия, США.


13. Выберите вариант, в котором верно указаны государства, с которыми граничат США, и природные рубежи, по которым эти границы проходят:

а) Мексика — река Рио-Гранде;

б) Куба — озеро Гурон;

в) Канада — Большое Соленое озеро;

г) Россия — пролив Босфор;

д) Дания — Гренландское море.


14. Выберите верное утверждение.

а) Около 80% прироста населения США обеспечивается за счет иммиграции.

б) Большая часть негритянского населения проживает на Западе США.

в) Доля индейцев и эскимосов в населении США - менее 1%.

г) Ухудшение экологической и транспортной ситуации особенно быстро происходит на городских окраинах и приводит к концентрации населения в центрах городов.

д) Примерами американских городов-миллионеров, расположенных на Великих озерах, служат Чикаго, Даллас, Детройт и Бостон.


15. Выберите вариант, в котором верно указана принадлежность города к одному из мегалополисов США:

а) Бостон — Приозерный;

б) Чикаго — Северо-Восточный;

в) Сан-Диего — Калифорнийский;

г) Филадельфия — Приозерный;

д) Хьюстон — Северо-Восточный.


16. Выберите вариант, в котором верно указана особенность одного из названных штатов США:

а) Нью-Йорк — «солнечный штат»;

б) Иллинойс — «штат кактусов»;

в) Техас — «штат ананасов и вулканов»;

г) Мичиган — «автомобильный штат»;

д) Невада — «мастерская нации».


17. Какая из указанных характеристик относится к Северному промышленному поясу США?

а) главная отрасль специализации — нефтепереработка и нефтехимия;

б) доля в промышленном производстве США — 50%;

в) специализируется на выпуске трудоемкой и энергоемкой продукции;

г) преобладают новейшие наукоемкие отрасли;

д) сформировался на побережье Мексиканского залива.


18. Какие сельскохозяйственные пояса сформировались около Великих озер?

а) кукурузный;

б) табачный;

в) хлопковый;

г) мясной;

д) молочный.


19. Выберите неверное утверждение.

а) США экспортируют не только машины и оборудование, но и сырье.

б) Река Миссисипи соединена каналом с системой Великих озер.

в) Среди всех стран мира США занимают 1-е место по внешнеторговому обороту.

г) Из-за отсутствия удобных бухт на побережье Мексиканского залива нет портово-промышленных комплексов.

д) Самый крупный транспортный узел США — Чикаго.

20. Какие из указанных характеристик относятся к Канаде?

а) В промышленности страны представлены все существующие отрасли и подотрасли.

б) Население и хозяйство страны сконцентрированы вдоль ее южной границы.

в) Среди технических культур широко распространены хлопчатник и сахарный тростник.

г) Тихоокеанский экономический район является главным «лесным цехом» страны.

д) Страна занимает 1-е место в мире по выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции.


21. Выберите неверное утверждение.

а) Африка занимает 1-е место среди других континентов по запасам золота, платиноидов, фосфоритов.

б) Народы, проживающие в Северной Африке, говорят в основном на арабском языке и исповедуют ислам.

в) Для Африки характерны самые высокие в мире темпы урбанизации.

г) Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства сохранился лишь в немногих странах Африки.


22. Какие черты колониального типа отраслевой структуры хозяйства названы верно?

а) преобладание высокотоварного сельского хозяйства;

б) отсутствие монокультурной специализации;

в) преобладание торговли и услуг в непроизводственной сфере;

г) большая густота автомобильных дорог;

д) слабое развитие обрабатывающей промышленности.


23. Какие особенности не характерны для Тропической Африки?

а) проживают народности, основные занятия которых охота, рыболовство и собирательство;

б) находятся около 20 наименее развитых стран;

в) сосредоточены главные районы субтропического земледелия, в том числе орошаемого;

г) для большинства населенных пунктов характерен арабский тип города;

д) расположены важнейшие месторождения медных и кобальтовых руд.


24. Какие из указанных отраслей определяют лицо ЮАР в международном географическом разделении труда?

а) нефтяная промышленность;

б) угольная промышленность;

в) цветная металлургия;

г) лесная промышленность;

д) химическая промышленность.


25. Порт Ричардс-Бей в ЮАР специализируется на вывозе:

а) нефти;

б) зерна;

в) каменного угля;

г) железной руды;

д) леса.



Ключ к ответам варианта 1:


1. д. 2. б. 3. д. 4. б; г. 5. в. 6. б. 7. а. 8. в. 9. б. 10. г.


11. г. 12. а. 13. в.1 4. в. 15. а; в. 16. г.1 7. г.1 8. а; б; д. 19. б; в.20.


21. г.2 2. в. 23. д. 24. а. 25. а; д.




Ключ к ответам варианта 2:


1.г. 2. б; д. 3. а. 4. г. 5. в. 6. г. 7. д. 8. а. 9. г. 10. б; д.


11. б; в; д. 12. г. 13. а. 14. в. 15. в.1 6. г. 17. б. 18. а; д. 19. г. 20. б; г.


21. г .22.в; д. 23. в; г. 24. б; в; д. 25. в.



Критерии оценивания тестовой работы к дифференцированному зачету.


«отлично» - получают студенты, справившиеся с работой (90 – 100%).


«хорошо» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80% от общего количества.


«удовлетворительно» - соответствует работе 50 – 70% правильных ответов.


«неудовлетворительно» - соответствует менее 50% правильных ответов.


Критерии оценивания теста:

К =а/р;

К – коэффициент усвоения;

а – число правильно выполненных студентом операций;

р – число операций по эталону.




оценки

%

«5»

90 - 100

«4»

80

«3»

50 – 70

«2»

менее 50





оценки

К

«5»

от 0,9 до 1,0

«4»

от 0,8 до 0,9

«3»

от 0,7 до 0,8

«2»

до 0,7




6.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специаль­ностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., пере­работанное и дополненное. — М.: 2015

2.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11 классы. — М.: 2012

3.Кузнецов А.П., Ким Э.В. География. Базовый уровень. 10-11 классы.

— М.: 2011

4.Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. — М.: 2012

5.Холина В.Н. География. Профильный уровень. В 2 кн. 10—11 классы.

— М.: 2011, 2013.


Дополнительная литература:


1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специаль­ностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., пере­работанное и дополненное. — М.: 2015

2.География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».

3.География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство «Школьная пресса»

4.География и экология в школе XXI века: Научно-методический жур­нал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»

5.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11 классы. — М.: 2012

6.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. — М.: 2011


Справочники, энциклопедии:


1.Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко. — М.: 1987

2.Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси­пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и др. - М.: 2011

3.Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. — М.: 2003

4.Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложе­ние (Компакт-диск). — М.: 2004

5.Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: 2001

6.Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака­ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004



Интернет-ресурсы:

www.cia.gov/library — сайт ЦРУ США

www.wikipedia.org — сайт общедоступной мультиязычной универсаль­ной интернет-энциклопедии

www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО)

www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологической службы США

www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образова­тельных ресурсов

http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации


По состоянию на 31.08.2018 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!