СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический материал для урока изо 5 класс, тема "Русский народный костюм".

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен материал для подготовки детей к проектной деятельности по заданной теме. Так же материал может быть использован для проведения урока изо.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал для урока изо 5 класс, тема "Русский народный костюм".»

Урок для учащихся 5-х классов на тему: “Русский народный костюм”

Проектная деятельность.

Тип урока: комбинированый, подготовка к выполнению проектов.

Вид деятельности : индивидуальная, групповая.

Цели занятия. Познакомится с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и традициями.

Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре.

Развивать эстетический и художественный вкус.

Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Предполагаемый результат:

.- художественно-творческий:

мини-проект- создание практических работ из различных материалов, с использованием различных техник (на выбор ученика) , на тему « Народный праздничный костюм»,

- метапредметный: (УУД)

познавательные действия – умение строить художественный образ;

регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;

коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение работать в группах, договариваться;

- личностные:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;

умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Цели и задачи:

1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Материалы для учащихся: ткань, бисер, клей, ножницы, заготовка куклы, краски, кисти.

Материалы и оборудование для учителя: видеоряд - презентация «Элементы русского народного костюма. Русская народная рубаха и пояс».

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Приветствие: Здравствуйте, мои друзья! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок с хорошим настроением.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель показывает репродукции картин: К.Е.Маковский «Девушка в кокошнике», Стрелковский Алексей Иванович. У колодца. Евгений Демаков. У окошка.

- Что изображено на данных картинах, что у них общего? (изображены девушки в русских народных костюмах)

- Чем отличается их одежда от современной? Почему сейчас мы так не одеваемся?

-Где мы можем познакомится с элементами русского народного костюма?

- Предположите, чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из элементов русского народного костюма – рубахой и поясом? На примере рассказа о нем подготовимся к выполнению проектов на выбранную вами тему.

3. Беседа.

Учитель рассказывает детям о рубахе, истории ее создания, поверьях связанных с нею, показывает презентацию и вариант практической работы.

Затем учащиеся делятся на группы, выбирают тему проекта, обсуждают ее.

Учитель рассказывает о плане выполнения письменной части работы, знакомит с различными вариантами и техниками выполнения практической работы.

Учащиеся распределяют в группе роли по выполнению проекта.

Материал для подготовке к проектной деятельности на

тему: «Русский народный костюм».

Темы сообщений:

1.Женский повседневный (будничный) русский народный костюм.

2.Женский праздничный русский народный костюм.

3.Мужской русский народный костюм.

4. Детский русский народный костюм.

5. Русский народный костюм в произведениях искусства. (Литературное творчество, картины, репродукции, произведения ДПИ)

  1. Актуальность темы.

- Я считаю, что данная тема актуальна в современное время т.к …

-Я выбрал(а) данную тему т.к.

  1. Цель:

-Знать традиции своего народа;

- Иметь представление о том, как выглядели наши предки.

- Изучить историю русского народного костюма;

- Исследовать элементы костюма;

- Выполнить творческую работу на данную тему;

- Познакомить одноклассников с русским народным костюмом.

  1. Задачи:

- Изучить художественную литературу, связанную с историей русской культуры;

- Создать модель костюма , реализовать свои творческие способности;

- Подготовить сообщение для презентации проекта.

  1. Методы исследования:

- поисковый (изучение литературы)

- ознакомительно-ориентировочный

-словесно-наглядный

- практический.

  1. План проекта:

  1. Тема.

  2. Актуальность выбранной темы.

  3. История создания костюма (обычаи, традиции, поверия, стихи, песенки, иллюстрации из сказок, картинки.)

  4. Творческая работа (рисунок; аппликация из ткани или бумаги, фетра; костюм куклы и т.д)

  5. Представление работы.

Материал для подготовительной беседы.

Этапы создания одежды сопровождались магическими ритуалами. Они гарантировали изготовление вещи, которая служила оберегом от нечистой силы.

Еще в конце XIX- нач.XX веков в русских деревнях совершались ритуалы по созданию «обыденной» вещи, т.е вещи изготовленной за один день. Иногда, во время стихийных бедствий крестьянки за одну ночь или за один день изготавливали ткань. До восхода солнца девушки со всего села собирались в одну избу, захватив столько льна, сколько могли унести за один раз. Они пряли лен сохраняя глубокое ритуальное молчание. Когда холст был изготовлен, девушки держали его над головой, обходили все село, а жители его разводили костер из щепок, принесенных из каждого дома. Люди проходили под холстом, проносили под ним грудных детей и больных, а затем холст сжигали в костре.

Считалось, что таким образом они переходят в новый мир, оставляя в прошлом болезни и несчастья.

Создание русского народного костюма начиналось с получения нити. Уже в глубокой древности люди связывали с нитью представления о протяженности жизни. На Руси долго существовал обычай перевязывать нитью пупок новорожденного, сплетенный с волосом матери и отца. В ритуалах использовались красные нити, они усиливали магические свойства.

При проведении беседы можно использовать русскую народную музыку Д. Покровского, иллюстрации из русских народных сказок.

Основным видом одежды, которую человек носил от рождения и до смерти, была рубаха. На примере рассказа о истории создания рубах, поверий, традиций связанных с ними подготовимся к выполнению проекта.

Пример проекта на тему «Русская народная рубаха и пояс как элемент русского народного костюма».

  1. Актуальность темы.

Русская народная рубаха – это элемент русского народного костюма, которую носили как женщины, так и мужчины. (слайд №1) В древности, в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери- рубаха матери. Обычаи связанные с пошивом рубахи, ее орнаментом является культурным наследием, поэтом данная тема актуально в настоящее время. Изучая данную тему мы узнаем о традициях жизни русского народа.

  1. История создания рубахи.

Часто парни и девушки еще в XIX в до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Само слово происходит от корня «руб» - кусок ткани , ведь слово «рубить» когда-то имело значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом. Позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

Рубашки для мальчика и девочки шили не из новой ткани, а из старой одежды родителей. Она служила оберегом, защитой от злых сил. Свою рубашку нельзя было продавать, считалось, что с рубашкой продашь свое счастье, потому, всегда ценились люди, готовые отдать, подарить последнюю рубаху.

Рубаха обладала магической силой - если кто-то хотел причинить зло своему народу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинание, т.е навести порчу.

Женская рубаха (слайд 2) отличалась от мужской тем, что была длинной до пят. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшали вышивкой с мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. (слайд 3).

В белых рубахах без другой одежды женщины выходили на покос. В Рязанской губернии носили пожнивные рубахи с красной вышивкой, красный цвет символизировал солнце, огонь, а так же союз красного солнца с землей. Землю вышивали черным цветом.(слайд 4)

Во время древне языческого праздника-русалий женщины плясали “спустя рукава”, как-бы превращались в русалок, размахивали крыльями-рукавами. Длинный рукав - символ струи воды. Так танцевали Царевна - лягушка в русской народной сказки. (слайд 5).

Все узоры на рубахах берут начало в славянской мифологии. Главным для земледельца был процесс созревания урожая, женщина - символ земли. Рождение ребенка сравнивали с созреванием нового колоска зерна.

Весь свадебный ритуал связывали с магией плодородия. На рукавах свадебных женских рубах вышивали один и тот же орнамент или косо поставленный квадрат, разделенный крест на крест на 4 маленьких ромба или квадрата. В центре каждого ставилась точка. Ромб-точка - символ распаханной земли и засеянного поля.

Всем фрагментам одежды придавали магическое значение, особенно нижней части женской рубахи. Покидая родительский дом, девушка не должна была коснуться подолом рубахи его порога, а также порога церкви. Невесту надо было ограждать от злы духов, обитающих под порогом или полом. Вышивка на нижней части одежды защищала ноги, а орнамент на горловине оберегал шею и голову. (слайд 6)

Важным атрибутом рубахи был пояс. (слайд 7 ). На Руси никогда не ходили “распояской”, а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприлично считалось молится Богу без пояса, обедать или спать без него. По поверью, подпоясанного человека бес боится, подпоясанного и леший в лес не заведет. Отсутствие пояса - принадлежность к загробному, подземному миру.

Детям пояс оборачивали вокруг живота - оберег от злых сил. Пояс считался священным предметом и его дарили при крещении. Крестная мать дарила ребенку пояс, рубашку и крестик, эти предметы символизировали вхождение ребенка в мир людей.

По традиции свадебный пояс красного цвета. Они охраняли жениха и невесту, во время обряда их прикрепляли к дуге свадебной повозке.

Пояс был необходим при совершении погребального ритуала, элемент смертной одежды. Его клали в гроб, а лошадь, которая везла гроб, вели за пояс из уважения к умершему. Он обеспечивал связь между миром живых и мертвых.

Известны разные пояса-вязанные, плетеные, тканные, украшенные на концах бахромой, бисером. Витье и плетение наиболее древние формы изготовления пояса. Постепенно пояс увеличивали и он превратился в полотенце.



Стихи на тему: «Русский народный костюм».

Русский костюм в стихотворном изложении Натальи Фомичевой



У меня давно возник вопрос.

И теперь в проект он перерос:

В чём же раньше ходили?

Что же раньше на Руси носили?



Я спросила у своих друзей

И сходила в городской музей,

В книгах я ответы искала,

Очень много их перелистала.



А потом копалась в интернете,

Там ответ найдёшь про всё на свете:

В чём же раньше ходили?

Что наши прабабушки носили?



Нёс костюм характер благочинный,

Был для всех свободным, строгим, длинным.

На Руси короткие одежды

Надевать не смели и невежды.



Из полотен вырубали пряхи

Длинные холщовые рубахи.

Ворот и подолы украшали,

Дивные узоры вышивали.



На узорах — травы, кони , птицы...

Выводили тонко мастерицы.

Вышивка людей оберегала -

Нечисть и болезни отгоняла.



Пояс на рубахи надевали,

Им себя от зла остерегали.

Ну, а распоясаться, конечно,

Было стыдно да и просто грешно.



Обо всём одежда говорила,

По одёжке сразу видно было:

Холост ли, женат? Откуда родом? 

Возраст, ремесло и связь с народом.



Молодёжь в нарядах щеголяла,

Густо все костюмы украшала.

Лишь у стариков и у детишек

В украшеньях не было излишек.



В праздники деревня наряжалась,

Вся одежда в миг преображалась.

Хороводы, хохот, песни, пляски!

Яркие насыщенные краски!



Девушки лебёдушками плыли,

Первыми красавицами слыли.



Надевали кольца, серьги, бусы,

Разноцветные платки-убрусы.



Коль девица с голой головою,

Значит, не помолвлена с судьбою.



После свадьбы косы убирались.

Без платка нигде не появлялись.



Свадебное пышное убранство 

Шили долго, с редким постоянством:

Сарафан, рубаху, душегрею

Украшали, денег не жалея.



Соблюдая строгие обряды,

Берегли венчальные наряды,

Их передавали по наследству,

Напрокат давали по соседству.



Был у жён спокойный, кроткий норов,

Много разных головных уборов: 

Кики и кокошники-сороки,

Венчики с каменьями и роги.



Пусть с поры той пролетают годы.

Русь — законодательница моды,

Лучше древнерусского наряда

Не найдёшь нигде! Да и не надо.





А вот еще одно творческое воплощение характеристики русского костюма в стихах:



Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:





Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолУ, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.    

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы , янтарь золотистый.

  Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока — убор молодицы,

Косник , венец — украшенье девицы,

Сборник, повойник — убор для старухи...

Самый красивый — убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!



Женский костюм. 



Итак, что прежде женщины носили? У всех деталей имя есть свое:



Кафтан надет поверх рубахи длинной, орнаментом украшенный внизу.



На голове – убрус под шапкой чинной или повойник – оттенить красу.



Ну, горожанки шли в сапожках новых, крестьянки чаще бегали в лаптях.



Носились и запоны, и понёвы – детали поясню вам в двух словах.



Костюм крестьянки — он традиционно носил национальные черты.



И не касался Запад просвещенный его своеобразной красоты!



Всё те же сарафаны надевались, поневы и рубахи без затей.



А все ж наряды женщин различались из северных и южных областей!





На севере носили сарафаны из однотонной ткани, из холста,



Из крашенины, шерсти домотканой. И лишь отделки яркой красота



Нарядный вид костюму придавала, а на рубахах вышивка всегда



Событиям особым отвечала — для свадьбы, сельских праздников, труда...



Крестьянки юга — те предпочитали поверх рубах поневы надевать,



Узором по подолу украшались, но юбки было принято считать



Нарядом женским. Девушки носили поверх рубахи фартук иль армяк,



На совершеннолетие им шили поневы-юбки, вот бывало как!



На Севере кокошник надевали, расшитые узорами венцы,



На Юге кики им предпочитали, а к юбкам пришивали бубенцы.



А фартук иль передник повсеместно стремились для нарядности носить,



Узором украшали интересным, умели шелком, бисером расшить.



Нет живописней все ж, отметить надо, национально русского наряда!



ЗАГАДКИ.



·        Рубаха

били меня, колотили,

во все чины проводили,

а потом вместе с царем

за престол посадили.



·        Пояс

надену – ободом сведет,

 сниму – змеей упадет,

тепла не дает, а без него холодно

днем – обручем,

ночью – змеей.



© https://www.livemaster.ru/topic/2613775-o-russkom-zhenskom-kostyume-v-stihah-skazkah-chastushkah-i-zagadkah























  1. Творческая работа.



  1. Представление проекта.

Данная работа представляет собой макет русской народной рубахи (женской). Рубаха праздничная, украшена красным орнаментом. Работа выполнена в технике аппликация. Основа выполнена из бумаги, орнамент -украшения рукавов, ворота и низа -из тесьмы с русским народным орнаментом. Орнамент в виде волнистой линии - символ воды, в виде ромбов с точкой внутри- символ плодородной земли Пояс выполнен из тесьмы, украшен кистями из ниток. Русская народная рубаха- образ искусства русских женщин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!