Урок:
Алгоритмы и элементы программирования
(Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции)
10 Е класс
Автором представлена разработка учебного занятия по теме «Алгоритмы и элементы программирования». Урок разработан для классов химико-биологического профиля и может быть предложен как интегрированный с предметной областью — химия.
Цель занятия:
Образовательная: изучение возможностей Pascal ABC для решения профильных задач и практическое освоение соответствующих умений и навыков;
Воспитательная: выстраивание субъект - субъектных диалоговых отношений с элементами рефлексии и самооценки; повышение мотивации к учебно - познавательной деятельности;
Развивающая: формирование учебно-познавательных компетенций через использование новых форм самостоятельной работы, осмысленное восприятие объектов моделирования и реализации математической модели с помощью компьютерных технологий.
Оборудование занятия:
n Компьютеры с OS MS Windows;
n IIрограмма Pascal ABC;
n Презентация по теме, выполненная в программе Power Point;
n Карточки с заданиями для самостоятельной работы с задачами
Ход урока
В данном уроке особое внимание уделено визуальному представлению информации — в ходе урока с помощью проектора демонстрируются слайды, подготовленные в пакете презентационной графики Microsoft Power Point.
Актуализация знаний, умений и навыков учащихся На этом этапе урока основополагающим эпиграфом является: «Недостойно одаренному человеку тратить, подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину» ( Гольфрид Лейбниц XVII в.) ?
Ответы систематизируются и визуализируются в презентации.
Сопровождающее обучение: помогаю установить личностно ориентированные цели урока.
Целеполагание урока. Проектирование содержания урока.
На этом этапе урока учитель задает вопрос:
Можно ли доверить вычисления машине.
Можно, если мы реализуем цель урока:
Рассмотрим возможности компьютерных технологий при решении задач.
Построим информационную модель для решения задачи.
Создадим программу для решения типовых задач.
Сформируем навыки логического алгоритмического мышления при решении конкретных задач.
Будем использовать полученные знания в практической деятельности.
Изучение нового материала «Алгоритмы и элементы программирования»
III.I. Повторение материала 9 класса в теме «Алгоритмика и программирование»
(используется презентация и опорный конспект к уроку)
Опорный конспект ученика
Переменная - это имя физического участка в памяти, в котором в каждый момент времени может быть только одно значение.
Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfe0cc799116/s1171001_1_1.png)
Имя переменной должно удовлетворять следующим требованиям:
1) всегда начинаться с буквы, после которой могут другие буквы или цифры;
2) в идентификаторе (имени) не должно быть пробелов, запятых или других непредусмотренных знаков;
3) нельзя использовать в качестве имен переменных слова, которые являются служебными или операторами.
В языке Турбо Паскаль определено 5 целых типов:
Тип | Диапазон | Требуемая память |
Shortint | -128 ... 127 | 1 байт |
Integer | -32767 ... 32768 | 2 байта |
Longint | -2147483648 ... 2147483647 | 4 байта |
Byte | 0 ... 255 | 1 байт |
Word | 0 ... 65535 | 2 байта |
Для целых чисел определены операции:
Операция | Обозначение | Пример | Результат |
Сложение | + | 2+3 | |
Вычитание | - | 10-8 | |
Умножение | * | 3*4 | |
Целочисленное деление | div | 17 div 5 | |
Остаток от деления | mod | 17 mod 5 | |
Деление | / | 17 / 5 | |
В Турбо Паскале имеется 5 вещественных типов:
Тип | Диапазон | Число значащих цифр | Требуемая память |
Real | 2.9E-39 до 1.7E+38 (2.9*10-39 до 1.7*10-38) | 11-12 | 6 байт |
Для вещественных чисел определены операции:
Операция | Обозначение | Пример | Результат |
Сложение | + | 2,5+3,7 | |
Вычитание | - | 10,1-8,3 | |
Умножение | * | 3*4,2 | |
Деление | / | 17 / 5,6
20,3 / 4 | |
Функции
Функция | Запись на Паскале |
Синус | Sin(x) |
Косинус | Cos(x) |
Арктангенс | Arctan(x) |
Квадрат | Sqr(x) |
Корень | Sqrt(x) |
Абсолютное значение (модуль) | Abs(x) |
Оператор присваивания
Оператор присваивания помещает значение переменной или значение выражения в отведённое место.
Если в процессе выполнения программы встречается переприсваивание (т.е. та же самая переменная принимает другое значение), то старое значение переменной стирается, на свободное место записывается новое значение.
Команда | А | В | С |
А:=1 | | | |
А:=2*А | | | |
В:=3+А | | | |
С:=А+В | | | |
В:=А+В | | | |
С:=А+В | | | |
Свойства алгоритмов:
1.Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);
2.Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);
3.Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);
4.Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);
5.Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).
III.II. Решение задач с использование технологии программирования.
Рассчитайте количество вещества, которое соответствует:
а)120 г. NaOH
m –
a,b,c -
Мv -
n -
k1, k2, k3 -
Математическая модель
Дано: Решение
Найти:
Программа (составляется с помощью учителя с комментариями)
program nn;
var a,b, Mv,m,k1,k2,n:Real;
begin
Read(a,b,k1,k2, m);
Mv:=a*k1+b*k2;
n:=Mv/m;
Writeln(n,'моль');
end.
Ввод данных: 23 16 1 1 1 1 120
Чтение и расшифровка ответа: 7.30897009966777E-23 моль
III.III. Самостоятельная работа учащихся с использованием набранной и протестированной программы.
Рассчитайте количество вещества, которое соответствует:
б)49 г Cu(OH)2.
III.IV. Задача для самостоятельного решения (дома).
Записать математическую модель задачи и составить программу для Pascal
Выразите в граммах массу одной молекулы СО2. (Примечание: В 1 моле СО2 содержится 6,02⋅1023 молекул)
Комментарии для ввода данных: 12 16 1 2 602000000000000000000000
Подведение итога урока (рефлексия)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfe0cc799116/s1171001_1_7.png)
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.
В. А. Сухомлинский