Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Приреченская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Согласовано Утверждено
на заседании ШМО приказом директора МКОУ «Приреченская ООШ»
Протокол № _____ от _____________ _________________ Гридина Е.М.
Руководитель ШМО -___________А.Н. Широбоков от ________________ № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "Избранные вопросы математики"
Класс- 7
Всего часов на учебный год – 17,5ч
Количество часов в неделю – 0,5ч
Учитель математики – Е.М. Гридина
Категория - высшая
2017-2018 учебный год
Курс «Избранные вопросы математики» является самостоятельным отдельным курсом и рассчитан на 17,5 часа (0,5 час в неделю) для работы с учащимися 7 класса.
Курс «Избранные вопросы математики» в 7 классе предназначен для развития математических способностей учащихся, для тех, «кто хочет знать больше», для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цели курса: расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачи курса:
закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение геометрических задач.
Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
успешно выступать на математических соревнованиях.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметные результаты
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использоватьего в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Принятые сокращения в тематическом планировании
Виды и формы контроля
УС | Устный счёт | -предупредительный |
ФР | Фронтальная работа | -предупредительный |
СР | Проверочная самостоятельная работа | - промежуточный |
ОСР | Обучающая самостоятельная работа | -предупредительный |
ИР | Индивидуальная работа | - промежуточный |
МД | Математический диктант | - промежуточный |
Т | Тест | - промежуточный |
КР | Контрольная работа | - промежуточный (в конце темы); - итоговый ( в конце года) |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ».
№ п/п | Дата | Тема занятия | Гл и П учебника | Тип урока | Форма контроля |
1 | | Формулы | Гл.1, п11 | Урок освоения новых знаний | УС |
2 | | Формулы | Гл.1, п11 | Урок закрепления знаний | ФР |
3 | | Задание функции несколькими формулами | Гл.2, п 17 | Урок освоения новых знаний | ИР |
4 | | Задание функции несколькими формулами | Гл.2, п 17 | Урок закрепления знаний | ОСР |
5 | | Задание функции несколькими формулами | Гл.2, п 17 | Комбинированный | СР |
6 | | О простых и составных числах | Гл.3,п 24 | Урок освоения новых знаний | УС |
7 | | О простых и составных числах | Гл.3,п 24 | Урок закрепления знаний | МД |
8 | | Деление с остатком | Гл.4 п31 | Комбинированный | ОСР |
9 | | Контрольная работа №1 | | Урок проверки и оценки знаний | Письменная работа |
10 | | Возведение двучлена в степень | Гл.5, п39 | Урок освоения новых знаний | ФР |
11 | | Возведение двучлена в степень | Гл.5, п39 | Урок закрепления знаний | ИР |
12 | | Возведение двучлена в степень | Гл.5, п39 | Комбинированный | ОСР |
13 | | Возведение двучлена в степень | Гл.5, п39 | Комбинированный | СР |
14 | | Линейные неравенства с двумя переменными и их системы | Гл. 6,п 46 | Урок освоения новых знаний | УС |
15 | | Линейные неравенства с двумя переменными и их системы | Гл. 6,п 46 | Урок закрепления знаний | ФР |
16 | | Линейные неравенства с двумя переменными и их системы | Гл. 6,п 46 | Комбинированный | ОСР |
17 | | Линейные неравенства с двумя переменными и их системы | Гл. 6,п 46 | Комбинированный | СР |
18 | | Контрольная работа №2 | | Урок проверки и оценки знаний | Письменная работа |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова Алгебра, Просвещение,2015г
Депман И.Я., Виленкин Н.Я.За страницами учебника математики.М.: Просвещение, 1999 г.