СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный материал по теме "Характеристика педагогической деятельности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный материал "Характеристика педагогической деятельности" предназначен для изучения  курса ОП .01 Педагогика

Просмотр содержимого документа
«Учебный материал по теме "Характеристика педагогической деятельности"»

Характеристика педагогической деятельности


Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребёнка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется её предметом, мотивами,

целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование,

гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания,

на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, технические средства обучения.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической

деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Исследователь Б. Т. Лихачёв выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

 знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

 научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области

производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

 педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

 высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является её продуктивность.

Так, Н. В. Кузьмина различает пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

 непродуктивный — педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

 малопродуктивный — педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

 среднепродуктивный — педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям,

навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

 продуктивный — педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний,

навыков, умений учащихся по предмету и в целом;

 высокопродуктивный — педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему,

имеющую определенную структуру, в которой выделяются следующие компоненты: мотив—

цель—предмет—способы осуществления—результат.

Основу педагогической деятельности составляют диалогичность и содержательность,

направленность на ребёнка как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.

Основная проблема педагогической деятельности — совмещение требований и целей воспитателя с возможностями, желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс