Характеристика педагогической деятельности
Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребёнка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется её предметом, мотивами,
целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование,
гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания,
на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, технические средства обучения.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической
деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Исследователь Б. Т. Лихачёв выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области
производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является её продуктивность.
Так, Н. В. Кузьмина различает пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
непродуктивный — педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
малопродуктивный — педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
среднепродуктивный — педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям,
навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
продуктивный — педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний,
навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
высокопродуктивный — педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему,
имеющую определенную структуру, в которой выделяются следующие компоненты: мотив—
цель—предмет—способы осуществления—результат.
Основу педагогической деятельности составляют диалогичность и содержательность,
направленность на ребёнка как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.
Основная проблема педагогической деятельности — совмещение требований и целей воспитателя с возможностями, желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых).