СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект по русскому языку "Рассказ о слове"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект выполнили обучающиеся 3 класса.Он направлен на расширение кругозора,обогащение словарного запаса детей,на развитие коммуникативных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект по русскому языку "Рассказ о слове"»

Проект "Рассказ о слове" для 3 класса



ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»

2. Руководитель проекта: Филиппова Ирина Анатольевна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

РУССКИЙ ЯЗЫК

4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: литературное чтениеизобразительное искусство

5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет

6. Состав проектной группы: весь 3 класс, ребята работают индивидуально.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.

8. Проблемные вопросы:

Что мы знаем о слове?

9. Цель проекта:

  • подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;

  • составить словарную статью о слове;

  • участвовать в презентации своей страницы.

10. Задачи проекта:

  • формировать умения подбирать информацию;

  • выделять из большого количества информации главное;

  • представлять свой проект.

11. Вопросы учебной темы

Каково лексическое значение слова?

Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?

Как найти синонимы, антонимы, фразеологизмы к слову?

12. Аннотация проекта:

Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Обучающиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством организатора проекта учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания.

13.Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные результаты-

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

  • сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;

  • сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты –

В ходе работы над проектом учащиеся научатся:

  • находить пути решения поднимаемой проблемы;

  • находить полезную информацию в словарях;

  • совершенствовать умения находить однокоренные слова;

  • сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

  • оформлять страницу книги;

  • презентовать проект;

  • оценивать результаты работы;

  • пользоваться результатами собственной деятельности.

Основополагающий вопрос проекта

Какие слова окружают каждое слово?



14. Продукт проекта: странички книги.

15.План работы над проектом

1этап. Подготовительный.

1Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.

Полученную информацию оформить на листах формата А - 4.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

1. Обсуждение названия проекта.

2. Планирование.

- Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.

3. Сбор материала.

4. Оформление работы.

5. Защита.

3 этап. Практический

Выполнение запланированной работы; внесение изменений.

4 этап. Презентационный

Представление и защита работ.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Собака

Произносим - с[а]бака, записываем- собака.


1. Лексическое значение слова.

- Домашнее животное семейства псовых.

- Названия хищных млекопитающих семейства псовых.


2. Однокоренные слова: собака, собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство, собаковедение...


3. Фразеологизмы: Собаку съесть (человек многое повидал и испытал ). Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое). Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).

Синонимы: пес


Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая... (собака)


4.Пословицы и поговорки:

Глупая собака и на небо лает. Доброе слово и собаке приятно.


5. Загадки:

Белый хвост, чёрный нос 
Наши тапочки унёс 
В уголок под кровать 
И не хочет отдавать. 


6. Предложения с этим словом.
Собаку держать - это вовсе не шутка. Построить собачью ей надобно будку.  Собачка приветливо машет хвостом - Значит ты друг, проходить можешь в дом!
Службу собаки несут на границе. Их, как огня нарушитель боится.


Дружба

Произносим [дружба], записываем- дружба.


1. Лексическое значение слова

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.



2. Однокоренные слова: дружба, друг, дружить, дружелюбный, подружка, дружественный. 


3. Синоним: приятельство


Антоним: вражда


Фразеологизмы: Не в службу, а в дружбу.



4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая (дружба), водить дружбу, в знак дружбы. 


5. Пословицы:

 Дружба – великая сила.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Загадки:

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ……


6. Предложения со словом:

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг (из песни).

Ты дружбу не купишь за деньги,

Ее не найдешь просто так.

Мальчик с девочкой дружил, мальчик дружбой дорожил. (С.Михалков)

Ягода

Произносим - яг[а]да, записываем- ягода.


1. Лексическое значение слова. Небольшой сочный плод кустарников, полукустарников, кустарничков и травянистых растений.



2. Однокоренные слова: ягода, ягодка, ягодный, ягодник.



3. Синонимы: малина, арбуз, земляника, черника.



Антонимы: отсутствуют.


Фразеологизмы: Чудо-ягода, не нашего поля ягода, охотник до ягод, пойти по ягоды.



4. Сочетаемость слова: вкусная, сладкая, яркая...(ягода)



5. Пословица. Это еще цветочки, а ягодки впереди.
При красном солнышке и ягодка краснеет. 



Загадка: Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с...



6. Предложение с этим словом.
Одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится. (В.Катаев "Дудочка и кувшинчик").


Дорога

Произносим - д[а]рога, записываем- дорога.


1. Лексическое значение слова. Место, по которому надо пройти или проехать, путь сообщения.



2. Однокоренные слова: дорожный, дорожка, подорожник.



3. Синонимы: путь, тропинка, шоссе.



Антонимы: бездорожье.


Фразеологизмы: скатертью дорога, найти свою дорогу в жизни.



4. Сочетаемость слова: железная, долгая, асфальтированная, лесная



5. Пословица. Пословицу сказал- дорогу указал.

Вода себе дорогу найдёт.


Загадка: Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет.




6. Предложение с этим словом.


С задорной песней
дорога интересней!





РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:



В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё лексическое значение и своё окружение. Практически у каждого слова имеются синонимы, антонимы, омонимы, можно подобрать фразеологизмы. Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.



ВЫВОД:

В ходе проекта «Семья слов» мы повторили понятия: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы». Работали с орфографическими словарями, словарями однокоренных слов, антонимов, синонимов, фразеологизмов. В результате мы научились составлять словарную статью о слове и презентовать свой проект.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!