Проект "Рассказ о слове" для 3 класса
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
2. Руководитель проекта: Филиппова Ирина Анатольевна
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: литературное чтение, изобразительное искусство
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет
6. Состав проектной группы: весь 3 класс, ребята работают индивидуально.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.
8. Проблемные вопросы:
Что мы знаем о слове?
9. Цель проекта:
подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
составить словарную статью о слове;
участвовать в презентации своей страницы.
10. Задачи проекта:
формировать умения подбирать информацию;
выделять из большого количества информации главное;
представлять свой проект.
11. Вопросы учебной темы
Каково лексическое значение слова?
Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?
Как найти синонимы, антонимы, фразеологизмы к слову?
12. Аннотация проекта:
Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Обучающиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством организатора проекта учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания.
13.Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные результаты-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;
сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты –
В ходе работы над проектом учащиеся научатся:
находить пути решения поднимаемой проблемы;
находить полезную информацию в словарях;
совершенствовать умения находить однокоренные слова;
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
оформлять страницу книги;
презентовать проект;
оценивать результаты работы;
пользоваться результатами собственной деятельности.
Основополагающий вопрос проекта
Какие слова окружают каждое слово?
14. Продукт проекта: странички книги.
15.План работы над проектом
1этап. Подготовительный.
1Сообщение цели и задач проекта.
Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.
Полученную информацию оформить на листах формата А - 4.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
1. Обсуждение названия проекта.
2. Планирование.
- Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.
3. Сбор материала.
4. Оформление работы.
5. Защита.
3 этап. Практический
Выполнение запланированной работы; внесение изменений.
4 этап. Презентационный
Представление и защита работ.
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Собака
Произносим - с[а]бака, записываем- собака.
1. Лексическое значение слова.
- Домашнее животное семейства псовых.
- Названия хищных млекопитающих семейства псовых.
2. Однокоренные слова: собака, собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство, собаковедение...
3. Фразеологизмы: Собаку съесть (человек многое повидал и испытал ). Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое). Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).
Синонимы: пес
Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая... (собака)
4.Пословицы и поговорки:
Глупая собака и на небо лает. Доброе слово и собаке приятно.
5. Загадки:
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
6. Предложения с этим словом.
Собаку держать - это вовсе не шутка. Построить собачью ей надобно будку. Собачка приветливо машет хвостом - Значит ты друг, проходить можешь в дом!
Службу собаки несут на границе. Их, как огня нарушитель боится.
Дружба
Произносим [дружба], записываем- дружба.
1. Лексическое значение слова:
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2. Однокоренные слова: дружба, друг, дружить, дружелюбный, подружка, дружественный.
3. Синоним: приятельство
Антоним: вражда
Фразеологизмы: Не в службу, а в дружбу.
4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая (дружба), водить дружбу, в знак дружбы.
5. Пословицы:
Дружба – великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Загадки:
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ……
6. Предложения со словом:
Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг (из песни).
Ты дружбу не купишь за деньги,
Ее не найдешь просто так.
Мальчик с девочкой дружил, мальчик дружбой дорожил. (С.Михалков)
Ягода
Произносим - яг[а]да, записываем- ягода.
1. Лексическое значение слова. Небольшой сочный плод кустарников, полукустарников, кустарничков и травянистых растений.
2. Однокоренные слова: ягода, ягодка, ягодный, ягодник.
3. Синонимы: малина, арбуз, земляника, черника.
Антонимы: отсутствуют.
Фразеологизмы: Чудо-ягода, не нашего поля ягода, охотник до ягод, пойти по ягоды.
4. Сочетаемость слова: вкусная, сладкая, яркая...(ягода)
5. Пословица. Это еще цветочки, а ягодки впереди.
При красном солнышке и ягодка краснеет.
Загадка: Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с...
6. Предложение с этим словом.
Одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится. (В.Катаев "Дудочка и кувшинчик").
Дорога
Произносим - д[а]рога, записываем- дорога.
1. Лексическое значение слова. Место, по которому надо пройти или проехать, путь сообщения.
2. Однокоренные слова: дорожный, дорожка, подорожник.
3. Синонимы: путь, тропинка, шоссе.
Антонимы: бездорожье.
Фразеологизмы: скатертью дорога, найти свою дорогу в жизни.
4. Сочетаемость слова: железная, долгая, асфальтированная, лесная
5. Пословица. Пословицу сказал- дорогу указал.
Вода себе дорогу найдёт.
Загадка: Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
6. Предложение с этим словом.
С задорной песней
дорога интересней!
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё лексическое значение и своё окружение. Практически у каждого слова имеются синонимы, антонимы, омонимы, можно подобрать фразеологизмы. Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.
ВЫВОД:
В ходе проекта «Семья слов» мы повторили понятия: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы». Работали с орфографическими словарями, словарями однокоренных слов, антонимов, синонимов, фразеологизмов. В результате мы научились составлять словарную статью о слове и презентовать свой проект.