СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное исследование по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное исследование - одна из форм проблемного обучения. В разработке помимо технологической карты представлены бланки учебного исследования №1 для среднего ученика, №2 - для сильного ученика, таким образом в содержании заданий предусмотрен дифференцированный подход, указаны формируемые УУД. Представленная форма урока может быть проведена без привязки к определенному УМК, поскольку включены задания по формированию представления учащихся о грамматической категории "одушевленность".

Просмотр содержимого документа
«Учебное исследование по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные"»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Автор

Хохлова Е.М.

Класс

5 А

Форма урока

Учебное исследование

Цель

Через исследовательскую деятельность сформировать представление об одушевлённости как о грамматической категории


Этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Результат

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации; фиксация новой УЗ:

«Удивляй»

Организует погружение в проблему, создает ситуацию неожиданности и интриги: У имени существительного есть такой грамматический признак, как одушевлённое/ неодушевленное, но ведь из курса начальной школы вы знаете, что этот признак можно определить по значению: живое/ неживое по вопросам кто? или что? Но как быть со словом РАСТЕНИЕ – оно отвечает на вопрос ЧТО? Но дышит и растёт??? А всегда ли грамматическая форма одушевлённости – неодушевленности совпадает с грамматическим значением живое существо – неживой предмет? И может ли ПОКОЙНИК или МАРИОНЕТКА быть одушевлёнными?

фиксируют тему и проблему

Слушают учителя; строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Определяют тему

Индивидуальное исследование проблемы

Поиск решения учебной задачи (УЗ)


Раздает индивидуальные бланки для работы – разные для сильного/среднего, консультирует по мере выполнения задания: С какой проблемой столкнулись дети? Как им помочь? Кто из них прав?

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания,

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Формулируют проблему, цель, гипотезу, объект и предмет иссл-я

Конструирование нового способа действия

Построение ориентированной основы нового способа действия


Организует учебное исследование для формирования способа определения категории одушевленности у сущ-ных: Мы проводим лингвистическое исследование, а это значит, что нужно вспомнить, с какой лингвистической категорией мы имеем дело? Как называется тематический блок? Какими морфологическими признаками обладает имя сущ-ное? Как мы их определяем, на что ориентируемся? На какие показатели?

Проводят индивидуальное/парное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу; осуществляют самоконтроль

Определяют условия для определения категории одушевленности

Переход к этапу решения частных задач

Первичный контроль за правильностью выполнения СД


Организует наблюдение за изменением слов. Диагностическая работа (на входе), оценивает построение доказательства (п.8)

Приводят доказательство в пользу Танечки

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

Убеждаются, что слово кукла – одушевл.

Применение общего способа действия для решения частных задач

Коррекция отработки способа


Организует самостоятельную практическую работу, акцентирует внимание на сути понятия «грам.категория»

Применяют новый способ; отработка операций, в которых допущены ошибки

Строят рассуждения, понятные для собеседника; умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка; отрабатывают способ в целом; осуществляют пошаговый контроль по результату

Оценивают правильность выполненной работы

Контроль на этапе окончания учебной темы

Контроль


Диагностическая работа (на выходе): организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Фиксируют свое понимание

Дом. задание



Задает д/з: Придумай и запиши загадку, связанную с одушевленностью сущ-го, (или упр.770)

Задают вопросы на понимание/уточнение



Записывают д/з в дневник



Каждому учащемуся выдается бланк учебного исследования, ключ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» ПЕЧАТАЕТСЯ С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЛИСТА, чтобы проверка осуществлялась, а не списывалось выполнение задания. В техкарте есть указание на номер упражнения к УМК Львовой С.И., Львова В.В. 5 класс, но само исследование выстроено без привязки к конкретному УМК

Ниже представлен БЛАНК УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ №1 – для среднего ученика

БЛАНК УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ №2 – для сильного ученика

Какие УУД формируются при проведении учебного исследования?

Этап урока

«средний» ученик

«сильный» ученик

Информационно- аналитический (по заданию 5)


3.выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

2.анализ объектов с целью выделения признаков

2.анализ объектов с целью выделения признаков

4установление причинно-следственных связей

4.установление причинно-следственных связей

1.моделирование

5.построение логической цепи рассуждений



БЛАНК УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ №1 по теме «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»

Задачная формулировка: Танечка очень любит играть со своей куклой: наряжает её, причёсывает, кормит, читает с ней книги. Её брат Толик недовольно морщится: «Ну как можно так долго возиться с какой-то куклой? Она же неживая!!!» Танечка с обидой в голосе возразила: «Ничего подобного! Живая! Её Машей зовут!» А Толик рассмеялся: «Ха-ха, тоже мне живая – она же из пластмассы сделана! У неё и души-то нет – неодушевлённая!»

  1. Обозначьте проблему исследования.

*Таня и Толик не знают: слово «кукла» - одушевлённое или неодушевлённое существительное?

  1. Сформулируйте цель исследования: определить, при каких условиях существительное можно отнести к одушевлённым или неодушевлённым

  2. Используя специальные слова, сформулируйте гипотезу исследования (предположим, что…): Предположим, что категория одушевленности существительных зависит от падежа (и/или числа)

  3. Исходя из гипотезы, выделите предмет и объект исследования.

Объект: слова (существительные)

Предмет: падежные формы существительных

  1. Проверить гипотезу вы сможете, выполнив наблюдения.

I. Стол (неодуш.) – столы (И.п., мн.ч.) – вижу столы (В.п., мн.ч), стена (неодуш.) – стены (И.п., мн.ч.) – вижу стены (В.п., мн.ч), телефон - телефоны (И.п., мн.ч.) – вижу телефоны (В.п., мн.ч);

II. Кот (одуш.) – вижу котов (В.п., мн.ч.) – нет котов (Р.п., мн.ч.), лесник (одуш.) – вижу лесников (В.п., мн.ч.) – нет лесников (Р.п., мн.ч.)

  1. Сформулируйте выводы согласно цели вашего исследования по пунктам I и II, если можешь, то запиши в виде равенства.

Вывод I:

______________________________________________________________________

Вывод II:

______________________________________________________________________

  1. Определи, подтвердил или опроверг гипотезу

Категория одушевленности существительных зависит от падежа и множественного числа, гипотеза подтверждена

8. Помоги Танечке доказать, что слово КУКЛА – одушевлённое существительное1:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Заполни таблицу, применяя равенства И.п., мн.ч. = В.п., мн.ч. = неодуш., В.п., мн.ч. = Р.п., мн.ч. = одуш. и выделяя окончания:

СЛОВО

И.п., мн.ч.

Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.

Одуш./ неодуш.

Матрёшка





Покойник





Труп





Марионетка





Класс





Кролик





Проверь свою работу, перевернув лист

10. Рефлексия – что ты понял(а): _____________________________________

ОЦЕНКА ЗА РАБОТУ_________________________

*Курсивом обозначены предполагаемые ответы учащихся



ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

СЛОВО

И.п., мн.ч.

Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.

Одуш./ неодуш.

Матрёшка

Матрёшки

Матрёшек

Матрёшек

Одуш.

Покойник

Покойники

Покойников

Покойников

Одуш.

Труп

Трупы

Трупов

Трупы

Неодуш.

Марионетка

Марионетки

Марионеток

Марионеток

Одуш.

Класс

Классы

Классов

Классы

Неодуш.

Кролик

Кролики

Кроликов

Кроликов

Одуш.





БЛАНК УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ №2 по теме «Одушевлённые и неодушевлённые существительные»

Задачная формулировка: Танечка очень любит играть со своей куклой: наряжает её, причёсывает, кормит, читает с ней книги. Её брат Толик недовольно морщится: «Ну как можно так долго возиться с какой-то куклой? Она же неживая!!!» Танечка с обидой в голосе возразила: «Ничего подобного! Живая! Её Машей зовут!» А Толик рассмеялся: «Ха-ха, тоже мне живая – она же из пластмассы сделана! У неё и души-то нет – неодушевлённая!»

  1. Обозначьте проблему исследования.

Таня и Толик не знают: слово «кукла» - одушевлённое или неодушевлённое существительное?

  1. Сформулируйте цель исследования: определить, при каких условиях существительное можно отнести к одушевлённым или неодушевлённым

  2. Используя специальные слова, сформулируйте гипотезу исследования (предположим, что…): Предположим, что категория одушевленности существительных зависит от падежа (и/или числа)

  3. Исходя из гипотезы, выделите предмет и объект исследования.

Объект: слова (существительные)

Предмет: падежные формы существительных

  1. Проверить гипотезу вы сможете, если измените слова, заполнив таблицу, и найдёте одинаковые окончания – они подскажут, как надо действовать:

СЛОВА




Категория одушевлённости

СТОЛ




неодушевлённое

СТЕНА




неодушевлённое

ТЕЛЕФОН




неодушевлённое

КОТ




одушевлённое

ЛЕСНИК




одушевлённое

Проверь себя - ключ 1

  1. Сформулируйте выводы согласно цели вашего исследования, используй фразу: Если во множественном числе окончание Х падежа совпадает с окончанием Y падежа, то это одушевлённое (неодушевлённое) существительное, а если…. ___________________________________________________________________________

  2. Определи, подтвердил или опроверг гипотезу

Категория одушевленности существительных зависит от падежа и множественного числа, гипотеза подтверждена

8. Помоги Танечке доказать, что слово КУКЛА – одушевлённое существительное2:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Заполни таблицу, применяя равенства И.п., мн.ч. = В.п., мн.ч. = неодуш., В.п., мн.ч. = Р.п., мн.ч. = одуш. и выделяя окончания:

СЛОВО

И.п., мн.ч.

Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.

Одуш./ неодуш.

Матрёшка





Покойник





Труп





Марионетка





Класс





Кролик





Проверь себя – ключ 2

10. Рефлексия – что ты понял(а): ______________________________________________

ОЦЕНКА ЗА РАБОТУ_________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

Ключ 1 к заданию 5

СЛОВА

И.п., мн.ч.

Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.

Категория одушевлённости

СТОЛ

столы

столов

столы

неодушевлённое

СТЕНА

стены

стен

стены

неодушевлённое

ТЕЛЕФОН

телефоны

телефонов

телефоны

неодушевлённое

КОТ

коты

котов

котов

одушевлённое

ЛЕСНИК

лесники

лесников

лесников

одушевлённое


Ключ 2 к заданию 9

СЛОВО

И.п., мн.ч.

Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.

Одуш./ неодуш.

Матрёшка

Матрёшки

Матрёшек

Матрёшек

Одуш.

Покойник

Покойники

Покойников

Покойников

Одуш.

Труп

Трупы

Трупов

Трупы

Неодуш.

Марионетка

Марионетки

Марионеток

Марионеток

Одуш.

Класс

Классы

Классов

Классы

Неодуш.

Кролик

Кролики

Кроликов

Кроликов

Одуш.




* А всегда ли грамматическая форма одушевлённости – неодушевленности совпадает с грамматическим значением живое существо – неживой предмет?

СЛОВА

И.п., мн.ч.

Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.

Категория одушевлённости

Мертвец





Стая





Микроб





Зародыш





Народ





Снеговик






1 Поставь это слово в Родительный и Винительный падежи множественного числа и посмотри на окончания

2 Поставь это слово в Родительный и Винительный падежи множественного числа и посмотри на окончания

2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!