«Учимся писать изложения в начальной школе»
Изложение — творческая работа. Она требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. В изложении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия.
Требования к объёму изложений:
2 класс: 30-40 слов (по вопросам, по данному плану из 2-3 пунктов)
3 класс: 60-80 слов (по плану коллективному из 3-5 пунктов)
4 класс: 90-100 слов (3-5 пунктов, но могут быть подпункты, бывают разных типов: подробное, сжатое, выборочное, творческое).
Методика проведения изложения
1.Знакомство с текстом.
Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.
2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.
Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.
3.Повторное прочтение текста.
Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.
4.Составление плана текста.
Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на доске.
5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.
Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.
6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.
Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.
7.Устный пересказ текста.
Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.
8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.
Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.
9.Самостоятельное написание изложения.
При необходимости оказывается индивидуальная помощь.
10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
11. Проверка изложения учителем.
Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:
точности и последовательности передачи содержания текста;
ошибок в построении предложений;
неправильного употребления слов;
наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
12. Работа над ошибками.
Проводится на следующем уроке. Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разобрать орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:
учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.
Рассмотрим памятку «Как подготовится к изложению»:
1. Прослушай (или прочитай) текст. Выдели его тему и определи
главную мысль текста.
2. Найди в тексте опорные, ключевые слова.
3. Разбей текст на составные части, назови их.
4. Найди слова, которые необходимо проверить и объясни почему они
пишутся именно так.
5. Повторное прочтение текста. Удели внимание словосочетаниям и
словам по-отдельности.
Таким образом, работа над изложением проходит в три этапа – это
подготовка к устному пересказу текста, собственно сам пересказ и, в
конечном итоге, написание самого изложения.
Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ученику.
В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.
Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге. Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)
В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы. Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! (По И. Соколову-Микитову) Структурный и содержательный анализ текста. Одна из основных задач: определить тему произведения. О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему? Работа с готовым планом — вопросником. Поиск ответов на вопросы. Когда собрались журавли к отлету? Когда они полетели? Куда они полетели? Как птицы прощались с родиной? Как прощался с журавлями автор? Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения). Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики). Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
Комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие
умений связной письменной речи младших школьников в процессе
работы над изложением.
Задача уроков русского языка и литературы в младшей школе в том и
состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников,
усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех четырёх видах
речевой деятельности – чтения, слушания, говорения и письма.
Среди упражнений, направленных на развитие письменной речи
обучающихся и позволяющих повысить уровень речевой культуры младших
школьников, можно выделить 2 группы:
1 группа – это ряд упражнений при работе над предложением;
2 группа – это упражнения при работе с текстом.
Предлагаем следующие виды работы над предложением:
1. Составить предложения на определенную тему (о семье, о природе, о животных, о Родине и др.);
2. Составить предложения по картинкам, по тексту, который был прочтён; по наблюдениям за природными явлениями и природой
Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения и
в собственной речи.
Прочитай. Раздели текст на предложения.
Вспомни, как правильно оформить предложение на письме.
Запиши полученный текст.
В кустах послышался шорох кто там вдруг показался ёжик на его
иголках зеленели яблоки какой он запасливый.
Виды работ над текстом:
Деление сплошного текста на абзацы
Данное упражнение направлено на развитие и совершенствование
умений устанавливать причинно-следственные связи между частями
рассказа. Стоить отметить, что выполняя такой вид упражнений,
обучающиеся развивают умения использовать лексические средства при
воспроизведении изложения.
Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной
работой к обучению детей составлению плана рассказа
2. Составление связного текста из деформированных предложений
Это усложненный вариант составления связного текста из данных
предложений. Основная цель этих упражнений – усвоение учащимися
порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.
Прочитай. Составь предложения из слов каждой строки. Запиши
предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
Жучка, залаяла, нашла, и, ежа.
Убежал, в, ёжик, кусты.
Дети, по, гуляли, лесу.
Мальчики, собаку, отогнали.
Такой вид упражнений дается для того, чтобы обучающиеся научились
устанавливать правильный порядок слов в предложении. Упражнения
направлены на отработку навыка «строить» предложения таким образом,
чтобы каждая мысль выражалась достаточно точно
3. Составление рассказа по серии картинок
Рассмотри внимательно картинки.
- К каждой картинке составь предложение.
- Подумай, в каком порядке нужно их расположить, чтобы получился
рассказ.
- Как ты назовёшь этот рассказ?
- Запиши получившийся текст.
Данный вид работы можно проводить в парах, группах, индивидуально.
4. Составление краткого рассказа
Обучению краткому изложению является одной из самых сложных задач в работе над изложением. Пересказать и записать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Ученик должен сказать о главном по-
своему, своими словами.
Работа над пересказом
расположите части так, чтобы получился связный рассказ;
работа по вопросам, составление плана рассказа;
орфографическая работа;
опорные слова.
Обучение, в ходе которого происходит изучение краткого
Изложения включает в себя ряд нелегких задач, которых нужно достичь в
работе над изложением. Данный процесс необходимо осуществлять
параллельно с уроками чтениями, на которых происходит пересказ
произведения. Передать содержание текста в полном объеме намного легче,
чем пересказать и записать кратко, при этом сохранив основную мысль
изложенного. Сокращение текста не может происходить путём простого
отбрасывания некоторых предложений и абзацев. Это приводит к логическим
разрывам в передаче содержания. Ученику необходимо самостоятельно
передать главную мысль, сохранив логику и последовательность
воспроизводимого.
5. Творческие изложения вырабатывают у обучающихся умение
самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к
сочинению.
Наиболее точно хочется отметить свободные диктанты.
Свободный диктант организуется следующим образом: педагог читает
текст по частям, а обучающиеся записывают его не буквально слово в слово, а воспроизводят прочитанное. Таким образом, свободным диктантом является запись прослушанного текста, при этом обучающемуся дается право
свободного выбора слов и речевых конструкций для изложения данного
содержания. Этот вид диктанта, наряду с диктантами выборочными и
творческими, представляет классификацию диктантов по сохранности-
несохранности текста
Пример текста для свободного диктанта
Весной
Хорошо весной в лесу деревья надели зеленый наряд звонко поют
птицы вот полняка сколько на ней красивых цветов весело играет здесь
детвора.
В роще
Дима и Вика любят гулять по лесу красивы кудрявые березки с белыми
стволами светло в роще от солнца и берез вместе с ребятами бежит собака
Тимошка.
Тимошка ловит бабочек мальчик увидел белку девочка нашла ягоды.
Коллективное составление текста
1. Составим рассказ по теме «Осень»
2. Какие приметы осени вы можете назвать?
3. Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?
(реже светит солнце, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся
к зиме, часто идёт дождь, становится холоднее, деревья сбрасывают
листья и т.д.)
4. По каждой картинке составим предложения.(выбираем лучшие,
распространяем предложения и т.д.)
5. Чтобы получился рассказ, расставим предложения в нужном порядке.
С чего начнём рассказ?
Средний размер предложений у третьеклассников – не менее 5 слов.
Виды работ над текстом:
1. Деление сплошного текста на абзацы Деление сплошного текста на отдельные предложения
Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения и
в собственной речи.
Прочитай. Раздели текст на предложения.
Вспомни, как правильно оформить предложение на письме.
Запиши полученный текст.
В кустах послышался шорох кто там вдруг показался ёжик на его
иголках зеленели яблоки какой он запасливый.
Данное упражнение направлено на развитие и совершенствование
умений устанавливать причинно-следственные связи между частями
рассказа. Стоить отметить, что выполняя такой вид упражнений,
обучающиеся развивают умения использовать лексические средства при
воспроизведении изложения.
Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной
работой к обучению детей составлению плана рассказа.
Развитие письменной речи – это долгая кропотливая работа
обучающихся и учителя. Речевые упражнения, как правило, не дают
заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию
речи обязательно приведёт к успеху.
Предложенный комплекс упражнений направлен на формирование у
школьников речевых умений, обеспечивающих полноценное восприятие и
воспроизведение готового текста, а также создание собственного.
Примеры текстов и заданий для изложения
Снег идёт
Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок.
Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на деревенские крыши,
чёрствую грязь на дороге, замёрзшие лужицы, огородные грядки, деревья.
Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда летят, они
как пух. А поближе – звёздочки. Все разные. У одной лучики широкие, у
другой острые, как стрелки.
После обеда Таня не узнала свою деревню, стала она вся белая. Крыши
белые, дорога белая, огороды белые.
Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.
Вопросы и задания к тексту
Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Чему будет
посвящена каждая часть? Какие слова в первой части говорят о том, что снег
шёл густой? Как выглядит летящая снежинка? Как она выглядит на ладони?
Примерный план
1.Летят снежинки.
2.Снежинки на ладони.
3.Белая деревня.
4.Зима пришла!
Словарно – орфографическая подготовка:
Найдите в тексте слова – названия действий снежинок. Подберите
близкие по смыслу слова.
Подберите прилагательные к словам: грязь (какая?) ____________,
лужицы (какие?) ______________, лучики (какие?)_______________.
Объясните значение выражения чёрствая грязь. Подберите слова,
близкие по смыслу.
Вставьте пропущенные буквы в слова: посм___трела, сн___ж___нки,
л___тели, гря___ки, выгл___нуло, сне___, забл___стел, круж___лись,
крыш___, ш___рокие.
Глиняные копилки
Слышали выражение – класть деньги в кубышку? Оно означает копить
деньги, прятать. В старые времена деньги хранили в кубышках. Так
назывались пузатые глиняные кувшинчики.
Много ли денег можно было положить в маленькую кубышку? Много.
Деньги ведь были другими. Серебряные монетки овальной формы были
тонкими, как лепестки, и не больше арбузного зёрнышка.
На одной стороне монетки выбивалось имя царя. На другой – всадник
убивал копьём змею. От этого копья монетки назывались копейными
деньгами или копейками.
Вопросы и задания к тексту
Что означает выражение класть деньги в кубышку? Что такое кубышка? Опишите старинные деньги. Откуда происходит название копейка?
Примерный план
1. Деньги в кубышке.
2. Старинные деньги.
3. Копейки.
Словарно – орфографическая подготовка
Подберите имена прилагательные к словам: времена
(какие?)________________, кувшинчики (какие?)_____________, кубышка
(какие?)________________, монетки (какие?) _____________, форма
(какая?)______________, зёрнышко (какое?) _______________.
Объясните написание пропущенных букв: кубы___ка, к___пить,
хр___нили, моне___ки, зёрны___ко, выб___валось, уб___вал, зм___ю. Найдите в последнем абзаце однокоренные слова, подберите проверочные для гласной корня.
Хороший результат в процессе обучения будет достигнут, только при том условии, если каждое упражнение, направленное на развитие речи будет представлять важное звено в цепочке упражнений. И самое главное, комплексы упражнений, способствующие развитию связной письменной речи младших школьников следует проводить регулярно.