Урок 24
Тема: Учимся шить. РАБОТА С ТКАНЬЮ И НИТКАМИ.
ЗАКЛАДКА С ВЫШИВКОЙ
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Педагогические задачи: познакомить с различными видами стежков: прямыми, с перевивом змейкой, с перевивом спиралью; показать, как можно вышить изделие при помощи одного или нескольких видов стежков; продолжать формировать умение работать с нитками, познакомить с инструментами и приспособлениями, используемыми для вышивки, с правилами работы иголкой, напёрстком; развивать творческие способности, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают различные виды стежков: прямые, с перевивом змейкой, с перевивом спиралью, инструменты и приспособления, необходимые для работы с тканью и нитками, знают правила работы с ножницами, иголкой, напёрстком, умеют выполнять вышивку на ткани одним или несколькими видами изученных стежков, работать с нитками, выполняя простые изделия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; планируют собственную деятельность, определяя промежуточные цели с учётом конечного результата, составляют план работы; осуществляют контроль своей деятельности в форме сличения полученного изделия с образцом; корректируют собственные действия; способны к проявлению волевых усилий и преодолению препятствий.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного, самостоятельно формулируют проблему, выделяют необходимую информацию из материала учебника, учебного фильма, иллюстраций, продемонстрированных образцов, а также опираясь на свой жизненный опыт; сравнивают, анализируют, делают выводы, создают алгоритм деятельности, выполняют задание, опираясь на созданный алгоритм.
Коммуникативные: знают основное правило общения – умение слушать и слышать, умеют достаточно полно и точно выражать свои мысли, уважают в общении партнёра и самого себя; умеют формулировать вопросы с целью получения дополнительной информации о предмете.
Личностные УУД: понимают ценность знаний для человека, имеют мотивацию учебной деятельности, при этом формируется личностный смысл учения, развивается самостоятельность и личная ответственность, осознают необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
http://stsenarii.smeha.net/show.83.html
http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Вышивка
http://mamadani.ucoz.ru/publ/bytovye_zagadki/zagadki_pro_nitku_s_igolkoj/42-1-0-211
http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_homethings.php
http://fiskult-ura.ucoz.ru/publ/15-1-0-65
Материалы и оборудование: картон, нитки (мулине); компьютер, проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Закладка с вышивкой»; плакат «Виды стежков»; музыкальный ряд: минусовая фонограмма песни В. Шаинского и М. Пляцковского «Чему учат в школе».
Основные понятия и термины: ткань, нитки, иголка, картон, ножницы, шаблон, шило, стежок, вышивка, закрепить, отрезать, затянуть.
организационная структура (сценарий) урока
I. Актуализация знаний.
Сообщение темы и целей урока.
Звучит минусовая фонограмма песни В. Шаинского и М. Пляцковского «Чему учат в школе».
Под музыку входит девочка, она читает стихотворение.
Я – красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай –
Где закладка, там читай!
– Ребята, посмотрите, какая гостья пришла к нам на урок. Расскажите, для чего нужна закладка? (Ответы детей.)
– Вспомните, из чего делали закладки раньше. Из каких материалов делают закладки в настоящее время? Из какого материала вы уже изготавливали закладку?
– Сегодня на уроке мы тоже выполним закладку, но другую. Эта закладка будет украшена вышивкой. Что такое вышивка? (Высказывания учащихся.)
Вышивка – вид декоративно-прикладного искусства, где узор выполняется вручную при помощи иголки или на вышивальной машине. Вышивку можно делать на ткани или коже при помощи цветных ниток, а также бисера, жемчуга, блёсток, монеток.
Учитель демонстрирует различные образцы вышивок.
– Кто из вас умеет вышивать? А видели ли вы, как это делают мама или бабушка? Можете вы уже сейчас выполнить закладку, украшенную вышивкой? (Нет.) Почему? (Не умеем.)
– Для начала вы должны научиться выполнять разные виды стежков. Что такое стежок?
Работа со словарём (с. 126, учебник).
– Узнайте значение слова в словарике. Как вы поняли, что такое стежок? Помимо того, что нужно научиться делать стежки, что ещё нужно знать при выполнении вышивки?
– Какие инструменты вам понадобятся? Перечислите правила работы с ними.
– Кто уже может сформулировать тему сегодняшнего урока и задачи, которые нам предстоит решить на уроке? (Высказывания учащихся.)
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Открытие новых знаний.
Учитель демонстрирует три вида стежков:
прямые стежки;
стежки с перевивом змейкой;
стежки с перевивом спиралью.
Анализ образцов.
– Рассмотрите образцы стежков. Как выполнен каждый из них?
– Расскажите о прямом стежке.
– Как получили стежок с перевивом змейкой?
– Чем стежок с перевивом спиралью отличается от стежка с перевивом змейкой?
– Какие же инструменты и приспособления вам понадобятся? Каковы правила работы с ними?
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка.)
– При работе с иголкой необходим один очень важный помощник:
Маленькая головка
На пальце сидит,
Сотнями глаз
Во все стороны глядит.
(Напёрсток.)
– Теперь, когда мы знаем основной инструмент для вышивания, рассмотрим правила работы с ним.
Работа с учебником (с. 74). Знакомство с правилами работы с иголкой.
– Прочитайте правила работы с иголкой. Обсудите их в парах.
– Где следует хранить иголки? Почему? Почему нужно проверять количество иголок до начала работы и после? Почему иголку нельзя брать в рот?
– Правила работы с иголкой вы знаете, для чего нужен напёрсток – тоже. Познакомимся и научимся делать стежки, чтобы несколько позже выполнить вышивку на закладке.
Знакомство с выполнением стежков.
Учитель показывает, как правильно вдеть нитку в иголку, как завязать узелок. Учащиеся вдевают нитку в иголку, завязывают узелок.
Учитель показывает, как выполняются прямые стежки (с перевивом змейкой, с перевивом спиралью). Учащиеся выполняют работу самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь, контролирует действия.
– Вы научились выполнять стежки, необходимые для изготовления закладки. Знаете правила работы с иголкой. Можем начинать делать закладку? (Нет.) Почему? (Нужно посмотреть технологию выполнения закладки.)
– В этом нам поможет фильм.
Демонстрируется мультимедийный фильм «Закладка с вышивкой», ч. II от слов «Вырежем шаблон…» до слов «Сплетём косичку из оставшихся ниток».
– Всё ли было понятно, когда наблюдали за выполнением закладки? Что показалось особенно трудным? Чтобы работа шла легче, составим план.
III. Первичное закрепление знаний.
Составление плана работы.
План работы:
1. Вырежем шаблон.
2. Переведём шаблон на цветной картон.
3. Вырежем заготовку.
4. Скрепим шаблон и закладку при помощи скрепки.
5. Сделаем отверстия с помощью шила.
6. Выполним два крайних ряда прямыми стежками.
7. Возьмём нитку другого цвета.
8. Выполним стежки с перевивом змейкой.
9. Выполним среднюю строчку прямыми стежками.
10. Закрепим нитку.
11. Выполним среднюю строчку стежками с перевивом спиралью.
12. Закрепим нитку, отрежем лишнюю часть нитки.
13. Из оставшихся ниток сплетём косичку.
Учащиеся сравнивают свой план с планом учебника и планом, данным в мультимедийном фильме «Закладка с вышивкой», ч. III «План работы».
– А теперь отдохнем.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
– Ну что ж, хорошо отдохнули, пора приниматься за работу.
Подготовка рабочего места.
– Приготовьте необходимые материалы, инструменты и приспособления, положите на парты.
Демонстрируется мультимедийный фильм «Закладка с вышивкой», ч. II до слов «Вырежем шаблон…».
Самостоятельная работа.
– Теперь, когда всё готово, можно приступать к выполнению закладки.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно, учитель оказывает помощь индивидуально.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Покажите, какие закладки у вас получились? Вы оставите эту закладку себе или кому-то подарите? В какой учебник или тетрадь вы бы хотели положить эту закладку?
Выставка закладок.
– Понравился вам сегодняшний урок? Чему он вас научил? Какие открытия вы сделали?
– Где в дальнейшем понадобятся знания, полученные сегодня на уроке?
– Как вы сегодня работали? Чему ещё хотели бы научиться?