СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель и конфликтная ситуация.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предоставленны конфликтные ситуации, из которых учитель должен выйти достойно.

Просмотр содержимого документа
«Учитель и конфликтная ситуация.»

Стасенко Ольга Владимировна .

учитель математики

КГУ «Кенаральская СШ»

отдела образования акимата

Федоровского района

Костанайская область


УМЕНИЕ УЧИТЕЛЯ РЕШАТЬ И ПРЕДОТВРАЩАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ.

Одним из сложных моментов ,в которых проявляется умение учителя понять ученика и добиться ,чтобы он понял его самого ,является конфликтная ситуация .Конфликты различного уровня сложности и продолжительности- явление в школе нередко .Каковы бы ни были их причины ,кто бы ни выступал их участниками (ученики ,учитель и ученик, родители и ученики и т.д), учителя бывают вынуждены разбираться в них и находить выход из них .Конфликт –один из трех основных видов (наряду с сотрудничеством и соперничеством) взаимодействие в коллективе .Именно на этих трех видах взаимодействия строятся все отношения внутри класса и между разными классами. Разумеется, и учителю, и ученикам спокойнее ,когда между ними преобладают отношения сотрудничества. Но так получается далеко не всегда. Более того, именно конфликты дают возможность лучше осознать происходящее и вывести отношения на новый уровень.

Первый шаг, который должен сделать учитель для того, чтобы разобраться в конфликте,- выяснить его причину. Поводов ( то есть событий, непосредственно пришедших к конфликту) может быть много. Но учитель совершит ошибку, если остановиться на выяснении повода и не будет анализировать глубже. Главное – узнать причину. При всем различии конкретных обстоятельств отдельных конфликтных ситуаций для них можно создать общую схему причины:

КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ ВЗАИМИДЕЙСТВИЯ. Любой вид взаимодействия наделяется его участием тем смыслом, который они для себя в нем видят или хотели бы видеть. Содержательная сторона смысла или знания может быть названа ценностями ,в донном случая ценностями взаимодействия. Если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл своей работы- является ли она для него источником средств для существованию, возможность самореализации и т.д.

Ценностная сторона взаимодействия людей, в сущности, ставит перед ним вопрос «зачем» или «ради чего». Независимо от того, формулирует ли сам участник взаимодействия для себя этот вопрос и дают ли на него осознанный ответ, у них всегда существуют доминантные ценности, которые направляют их действия, создавая определенную модель их поведения в отношении.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Каждый человек входит в ситуацию взаимодействия со своими интересами. Какие –то из них люди рассматривают для себя в качестве целей, без реализации которых данная ситуация перестанет их удовлетворять. Во время учебы человек стремиться заниматься любимым делом, но при этом он хочет получать соответствующее вознаграждение. Другие интересы человека трудно назвать целями, и часто он не думает о них, пока что-то не начинает им противоречить.

КОНФЛИКТ СРЕДСТВ ( СПОСОБОВ, ПУТЕЙ) РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ.

Наличия определенных целей предполагает и наличие или поиск соответствующих средств, способов, путей и достижения. Независимо от того, идет ли речь об общих целях взаимодействия или об индивидуальных целях, которые преследуют люди, в любом случаи необходимо выбрать те или иные пути их достижения. Вопрос о способах затрагивает процессуальную сторону взаимодействия, его организацию- «как это делается».

КОНФЛИКТ ПОТЕНЦИАЛОВ УЧАСНИКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Успешное решение задач взаимодействия предлагает, что его участники имеют уровень компетентности, сумму знаний, набор навыков,(пусть самых простейших), физические возможности, необходимые для его осуществления, то есть их потенциала соответствует комплексу требований, предъявляемых взаимодействием. Для того чтобы выступить в любые социальные контакты или ситуации взаимодействия, необходимо иметь хотя бы элементарное представление об этих ситуациях и владеть соответствующими навыками поведения.

КОНФЛИКТ ПРАВИЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ- предлагаемый вклад каждого участника в общее взаимодействие, их ролевых обязанности, степень возможного участия каждого в принятия общих решений, правила поведения по отношению друг к другу и т.д.

Кроме того, следует определить, к какому социально-психологическому типу относиться конфликт. Их всего три:

Личный конфликт. Причина его кроется в одном или нескольких членах класса. Например, конфликт между друзьями из-за того, что один из низ зависит от другого и хочет изменить эту ситуацию. Другой пример- один из учеников класса эмоциональнее не уравновешен и теряет контроль над собой, когда ему делают замечания;

Межличностный конфликт. Его причина- в отношениях между несколькими ученикам класса. Например один ученик (или учитель)не приемлет черты характера или привычки другого. Межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой, если вокруг первоначально конфликтовавших детей объединяется их сторонники;

Межгрупповой конфликт. В этом случае конфликтует между собой не отдельные ученики, а микрогруппы. Причины межгрупповых конфликтов могут быть разными. Важно то, что в этом случае конфликт необходимо решать именно на этом уровне групп, а не отдельных учеников(например, конфликт между фанами разных спортивных команд или музыкальных групп).

Если педагог выяснил социально психологическую причину конфликта, он может быстрее его решить, подобрав соответствующее аргументы: в случае личного конфликта –помогая ученики разобраться в себе в своих целях и желаниях; в межличностном –или научив детей быть более терпимым, или разъединив конфликтующих, или помогая им измениться; в конфликте принадлежностей- переведя споры и ссоры в русло конструктивного обсуждения ценностей и привычек различных социальных слоев: в межгрупповом- переведя конфликт здоровое соперничество или сотрудничество либо проведя работу по изменению структур микрогрупп в классе .

Следующий шаг в работе педагога ситуации конфликта –выяснение типа реакции на него и перевод отрицательных реакций в положительные. Это самый сложный этап работы. Выделяются два основных типа реакций на конфликт: отрицательные и положительные. Отрицательные реакции- это разрядка накопившихся эмоций, при которой цель(разрешения конфликта) не достигается, но напряжение, накопившееся в организме, снижается. Разрядка может быть в виде агрессивных(обвинения других людей или самого себя) и неагрессивных(бегство, избегание неприятных людей или ситуации ,попытка добиться своего любыми средствами, регрессия или подавление)? В любом случае конфликт только затягивается, обрастает новыми случаями и деталями, вовлекая в себя новых членов.

К положительным реакциям относиться: преодоление препятствия(например ,откровенный разговор, результатом которого является выяснение всех причин и недомолвок), обход препятствия(например, уговор забыть конфликт, перестать обращать внимание на неустраивающие черты характера), компенсирующие действия(найти друга ,более сходного по характеру), отказ от цели. В любом случае это пути решения конфликта, полного устранения вызванного им напряжения.

Задача учителя- не просто погасить эмоции, а привести конфликтующих к одному из положительных вариантов реакции. Как это можно сделать?

  1. Попытаться овладеть конфликтной ситуацией. Прежде всего- разрядить эмоциональную напряженность ,приняв самому спокойную расслабленную позу и проявив выдержку. Если конфликт затяжной или сопровождается слишком бурным проявлением эмоций, лучше дать время его участника на разрядку, спокойно за ними наблюдая.

  2. Своим поведением повлиять на партнеров. Понять их состояние.

  3. Понять причины конфликта и мотивы поведения его участников. Выразить им понимание и передать словами свое состояние(«Меня огорчает….»).

  4. Согласовать цель дальнейшего разговора. Для этого обсудить с учениками, как они понимают повод и причину конфликта, и определить вместе с ними, о чем пойдет дальнейший разговор.

  5. Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения.

  6. После завершения конфликта вернуться к нему, проанализировать причины, ход его решения и возможность дальнейшего сохранения стабильной ситуации.

Одна из возможных причин конфликтов между учениками или между учителем и учеником- реакция ученика на критику и замечания(межличностный конфликт).Критика и замечания- довольно распространенный способ оценивания и воспитания. Порой учитель и ученики даже не замечают, что они критикуют друг друга. Например, пытаясь повлиять на ребенка, учитель говорит: «Посмотри, на кого ты похож!»или «Ты, как всегда, сделал не то, что надо» и т.д.

Учитель может и должен высказывать ребенку то, как он относиться к тому или иному поступку, без этого процесс воспитания невозможен. Но оценка поступка, облеченная в критику,- это ошибка со стороны педагога. Критика наносит удар по личности человека, его самооценки. Поэтому первая реакция ученика – не принять к сведению отношение учителя к его поступку, а защитить свое «я». Замечания даже выказанные вскользь, без желания обидеть человека заставляют ребенка обороняться и стремиться оправдать себя .Почему же люди пользуются критикой? Во- первых, потому, что понимают, что с помощью критики можно управлять другими. Разозлившийся или обиженный ученик становится более пассивным в отстаивании собственной точки зрения. Вторая причина- критиковать легче и быстрее, чем подбирать слова для выражения своих чувств, вызванных поступком, и аргументы для убеждения в своей правоте.

Любой педагог должен понимать, что критика подобна бумерангу,- она порождает желание не исправляться, а критиковать в ответ. Чем же можно заменить критику, когда мы обсуждаем с детьми их поступки? В психологии есть понятие «обратная связь на поступок». Предположим, что ученик совершил поступок, на который учитель считает себя обязанным отреагировать. В этом случае педагог высказывает свое отношение и разговаривает с учеником о нормах общества, которые он нарушил. Смысл разговора остается таким же, как и при высказывании критического замечания, но меняются форма и тон разговора. При критики тон обычно нападающий, агрессивный, едкий или насмешливый. При высказывании обратной связи на поступок- заинтересованный, с желанием действительно разобраться в происшедшем. В связи с этим меняется форма- разговор начинается не с нападок учителя, а с высказыванием им желания выслушать и разобраться. Самое же главное в том что в ходе разговора обсуждается только один поступок, а не личность, характер, деятельность или отношение к миру ученика в целом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!