СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель и ученик: пути взаимодействия. Тезисы выступления на видеоконференции.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не программу надо менять,

не методику, не форму, а себя.

Это трудно и порой больно.

А.Н. Тубельский

Просмотр содержимого документа
«Учитель и ученик: пути взаимодействия. Тезисы выступления на видеоконференции.»

Придет кто-то и скажет:

– Могу быть учителем.

Спросите:

– Рычать и кусать умеете?

Если скажет: «Да!» –

гоните, он не наш.

Если скажет: «Нет, но могу научиться!» –

гоните, тоже не наш.

Если скажет: «Да, но могу отучиться!» –

берите на испытание.

Если скажет: «Извините, я ошибся адресом!» –

догоните его на улице и верните. Он наш.

Ш.А.Амонашвили


1 слайд

Учитель и ученик: пути взаимодействия


2 слайд

Не программу надо менять,

не методику, не форму, а себя.

Это трудно и порой больно.

А.Н. Тубельский


Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания.

Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога не возможен без общения.

3 слайд

Так что же такое педагогическое общение?

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Для того, чтобы им овладеть, надо учиться всю жизнь. Меняются условия жизни, меняются и требования к педагогическому общению.

4 слайд

Позиция учителя на уроке бывает двух типов:

1) учитель на пьедестале.

2) учитель без пьедестала.

Позиция учителя на пьедестале неоднородна. Есть разные стили учительского поведения, так сказать, разные «пьедесталы», на которые взбирается человек, чтобы спрятать от учеников свою личность.

5 слайд

Учитель-начальник. Его пьедестал – власть. От учеников он требует прежде всего послушания. Он всех обвиняет и держит в страхе. Точка зрения учителя – единственно правильная. Перед уроком ученики «дрожат и боятся». Они знают, что в случае их слабости или незнания последуют оскорбления.

Результаты такого стиля поведения – конфликты с учениками, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях. Возможно, когда-нибудь ученики оценят высокий уровень знаний, полученный именно от этого учителя, но своих юношеских обид не простят никогда.

Учитель-компьютер. Его пьедестал – компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Он считает, что в обучении и в воспитании главное – компетентность, а самый компетентный, конечно, он сам. Его речь богата обобщенно-личными и безличными предложениями: «Всем известно, что…», «Говорят, что…», « Есть мнение,…». Для него человек определяется оценками. Это закрытый, холодный учитель.

Результат такого стиля поведения – снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроке, снижение мотивации к обучению.

Учитель-мученик. Его пьедестал – бесконфликтность. Он хочет служить другим. Больше всего он боится конфликтов. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. Ему «неудобно» перед родителями за то, что они вынуждены сдавать деньги на ремонт, перед другими учителями за то, что его похвалили.

Результат – одних учеников это поведение провоцирует на манипулирование учителем, других раздражает, у третьих формирует страх возникновения проблемы.

Учитель-приятель. Его пьедестал – популярность. От учеников он ждет хорошего к себе отношения. «Главное – чтобы меня любили дети», - говорит он. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от последствий). Может поругать ученика, но никогда не выдаст его завучу, директору или даже родителям, усугубляя проблему и делая ее безвыходной. Это проявление равнодушия к ученикам и их проблемам.

Результат – отсутствие у учеников чувства ответственности.

Все это – разновидности позиции «на пьедестале». Возможно, что в поведении конкретного учителя они смешаны, и в разных ситуациях учитель ведет себя то как начальник, то как компьютер, то как мученик, то как приятель.

6 слайд

Узнали ли Вы себя или своих коллег? Нет? Это прекрасно, потому что идеальный учитель – это учитель без пьедестала, позиция которого – партнерская. Он знает, что нет никакого, даже самого гуманного, основания для утверждения своей незыблемой правоты за счет другого. Учитель-партнер – это вдохновитель, а не авторитарный руководитель. Это учитель, который любит не только преподаваемый предмет или себя в этом предмете, а прежде всего – своих учеников.

Общение учителя с учеником таит в себе много неожиданного, и говорить с ребенком, особенно с подростком, труднее, чем со взрослым. Но надо учитывать, что в жизни детей отношения с учителем занимают очень важное место, и дети очень переживают, если эти отношения не складываются. Поэтому успех в школе зависит от учителя.

7 слайд

Вспомним немецкого педагога Дистервега, его «Правила обучения, касающиеся учителя». Он писал: «Старайся сделать обучение увлекательным! Как это сделать? Посредством разнообразия, живости учителя, всей его личности вообще.

Но разнообразие составляет не всё и даже не самое главное. Гораздо важнее живость, подвижность, бодрость учителя, Поэтому усвой как можно больше бодрой живости! Последняя заключается не в суетливости, не в бесконечном размахивании руками, не в гримасах и мимике. Это духовная жизнь, которая, разумеется, также отражается на лице, на всем внешнем облике и в жестах. Старайся придать интерес обучению благодаря всей своей личности! Кто способен приковать к себе внимание слушателей, тот их властелин. Где начинается скука, прекращается внимание, следовательно, и образование»

8 слайд

Личность педагога, его профессиональное общение - ключ к успеху обучения и воспитания детей. С.А. Рачинский понимал задачу нравственного и духовного самосовершенствования педагога предельно лично. Он говорит о том, что «нужно завоевать себе право читать Евангелие детям, не краснея». Эта мысль о духовно-нравственном самосовершенствовании личности педагога нашла прямое выражение в практике школьного дела самого С.А. Рачинского. Однажды осматривая свои владения, профессор ботаники С.А. Рачинский решил зайти и в местную школу. Зашел - и попал на урок арифметики. Этот урок показался ему невероятно скучным, и тогда задумался Сергей Александрович: а смог бы сам он заинтересовать крестьянских детей таким сухим и отвлеченным предметом, как математика? Вот эти-то размышления и решили его судьбу. Московский профессор стал деревенским учителем.

9 слайд

Работа да и значительная часть жизни учителей проходят на глазах у детей. А дети народ всевидящий и всеслышащий. Они все подмечают и все впитывают в себя. Не остаются без внимания даже мелочи, которые мы, взрослые, не замечаем: как учитель входит в класс, с чего начинает урок, как реагирует на эмоции учеников.

Педагог же часто в силу повседневной текучки или бытовых забот, просто не замечает многие нюансы своих отношений с учениками.

В общении с классом нередко возникают ситуации, которые как бы специально испытывают учителя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Нередко учитель не сдерживается, срывается на крик, на угрозы. Такая вспыльчивость в виде окрика помогает закончить объяснение без помех, но уже без энтузиазма. Урок скомкан, у учителя остаётся горький осадок от своей несдержанности, горячности, у учеников – недоумение, напряженность, скованность, тревожность.

10 слайд

«Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений, – писал Василий Александрович Сухомлинский..

11 слайд

«Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово педагога должно, прежде всего, успокоить».

12 слайд

Учителю можно встречать учеников маленькими, нейтральными беззлобными, шутливыми фразами, уместными поговорками, мудрыми изречениями. Главное – дать детям время «сбросить» посторонние мысли, и обратить внимание «на тебя-учителя». Когда между учителем и учениками складываются очень хорошие взаимоотношения, то бывает достаточно нескольких слов-междометий и контакт установлен. Урок дальше пойдёт по намеченному плану. Доброжелательный юмор – всегда дело хорошее, хотя и не простое. Но чуточку такого таланта всё-таки, наверное, полезно иметь каждому учителю.

13 слайд

Нормальный ребенок хочет все время удивлять. Вот и педагогу стоит поучиться у детей. А удивлять можно по-разному.

Шалва Александрович Амонашвили любил делать детям подарки на день рождения – уроки именинникам. В сущности, проходил обычный урок, такой же, как и все остальные, но для ребенка, которому с первых минут сообщалось, что это все для него, такой урок превращался в волшебный праздник, запоминающийся на всю жизнь.

Надо понимать, что важна не только форма и содержание урока, но и степень доверия ребенка и учителя, культура общения, основанная на понимании друг друга. Инициатива в этом вопросе должна отдаваться учителю, который должен уметь уступать, показывая при этом, что уступка – не слабость, а сила. Ученики очень скоро становятся похожими на своих учителей. И у учителя, который неравнодушен к своему уроку, появятся такие же неравнодушные ученики.

14 слайд

«В школе всегда были учителя-предметники и учителя-воспитатели: одни идут с предметом к детям, а другие – с детьми к предмету…» А с чем идете вы?

15 слайд

Мысли для размышления

«Будь сам собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам - тот ребенок, который должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить себя».


Януш Корчак

16 слайд

Спасибо за внимание



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!