Урок 17
Тема: Украшение на окно. РАБОТА С БУМАГОЙ.
ПРОЕКТ «УКРАШАЕМ КЛАСС К НОВОМУ ГОДУ»
(завершение работы над проектом)
Тип урока: работа над проектом.
Педагогические задачи: продолжить формировать умение работать с бумагой, используя при этом необходимые инструменты и приспособления; познакомить с приёмом раскроя деталей без ножниц – обрывом бумаги, показать новый способ крепления изделия – при помощи мыльного раствора; развивать творческие способности, прививать интерес к учебному предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют работать с различными видами бумаги, используя для раскроя деталей приём обрыва бумаги, а в качестве средства крепления изделия – мыльный раствор; знают правила работы с шаблоном, ножницами и применяют их в практической деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: при помощи учителя определяют и формулируют цель деятельности на уроке, составляют план собственной деятельности, определяют последовательность действий; корректируют и контролируют свои действия, способны к саморегуляции.
Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, опираясь на иллюстрации учебника, учебный фильм, действия и рассказ учителя; структурируют свои знания, объясняют значения терминов, самостоятельно составляют алгоритм деятельности.
Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества – умеют слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, творческому труду, проявляют интерес к истории российских праздников, знают их атрибуты, осознают важность овладения знаниями.
Методы и формы обучения: исследовательский, практический; парная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
Савинова, С. В. Праздники в начальной школе / С. В. Савинова. – Волгоград : Учитель, 1999.
http://babymama.com.ua/load/26-1-0-119
http://www.prozagadki.ru/186-zagadki-pro-snezhinki-dlja-detejj.html
http://www.promoroz.ru/konkursy/zagadki_novogodn.php
Материалы и оборудование: белая бумага, простой карандаш, ножницы; компьютер, проектор, экран, магнитофон; музыкальный ряд: песня Ю. Чичкова и М. Пляцковского «Что такое Новый год?».
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Украшение на окно»; ёлочные украшения из бумаги.
Основные понятия и термины: бумага, шаблон, заготовка, разметить, оборвать, вырезать, приклеить.
организационная структура (сценарий) урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
Звучит новогодняя песенка Юрия Чичкова и Михаила Пляцковского «Что такое Новый год?». Ученики подпевают.
– Вы, конечно, поняли, ребята, что наш урок не случайно начался с этой весёлой новогодней песенки. (Высказывания учащихся.) Совершенно верно, приближается один из любимейших праздников детей и взрослых – Новый год.
Демонстрируется мультимедийный фильм «Украшение на окно», ч. I со слов «Совсем немного времени осталось до празднования Нового года…» до остановки паровозика 4.
Примечание. Если в день проведения урока на окнах будут узоры, следует по очереди подвести учащихся к окну, чтобы они рассмотрели их.
Демонстрируется мультимедийный фильм «Украшение на окно», ч. I от остановки паровозика 4 до слов «Узоры, конечно, украшают наши окна...».
– Что вас удивило? Какие интересные факты вы узнали? Вы уже догадались, чему будет посвящён наш урок? Какова его тема?
Демонстрируется мультимедийный фильм «Украшение на окно», ч. I до конца.
– Сегодня вы будете работать в парах. Каждая пара сделает свои украшения, которыми мы потом украсим окна нашего класса.
II. Работа над проектом.
– Вам бы, наверное, хотелось узнать, какие украшения вы будете делать? Отгадайте загадку:
Гостья к нам пришла с опушки –
Зелена, хоть не лягушка.
И не мишка косолапый,
Хоть её мохнаты лапы.
Не швея она, не ёжик,
Хоть на ёжика похожа.
Кто пушист, хоть не цыплёнок, –
Должен знать любой ребёнок.
Догадаться очень просто,
Кто пришёл к нам нынче в гости.
(Ёлка.)
– Вот она, наша ёлочка-красавица… (Показывает маленькую ёлочку, украшенную различными игрушками из бумаги.)
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
(Снежинки.)
– Посмотрите, какие разные, непохожие одна на одну снежинки… (Показывает различные образцы снежинок.)
– Откройте учебники на странице 48. Рассмотрите рисунки. Что заметили?
– При изготовлении украшения мы не будем пользоваться ни ножницами, ни клеем. А вот как можно обойтись без них, нам расскажет фильм. Но сначала посмотрим, какие инструменты и материалы необходимы на этом уроке, и приготовим рабочее место.
Демонстрация мультимедийного фильма «Украшение на окно», ч. II до слов «Возьмём шаблон...».
Подготовка рабочего места.
– Посмотрите, всё ли из перечисленного есть у вас на партах. Если чего-то не хватает, положите. Всё лишнее уберите, чтобы оно не мешало работе.
– Проверьте рабочее место друг друга.
Наблюдение за изготовлением украшения.
Демонстрация мультимедийного фильма «Украшение на окно», ч. II до конца.
– Что хотите сказать? Как же можно обойтись без ножниц и клея при изготовлении украшения? Что их может заменить?
– Прежде чем приступить к работе, составим… (план работы). (Выполняют под руководством учителя.)
План работы:
1. Возьмём шаблон и вырежем его по контуру.
2. Переведём шаблон на лист белой бумаги.
3. Оборвём заготовку по контуру.
4. Оценим изделие.
– Сравните наш план с планом, который нам предлагают авторы фильма и учебника.
Демонстрация мультимедийного фильма «Украшение на окно», ч. III. Анализ плана в учебнике, с. 48.
– Что заметили? План, составленный нами, и план, данный в фильме, совпадают, а вот план в учебнике несколько отличается от них. Чем?
– Да, для того чтобы придать украшению объём, можно его немного помять.
– Теперь, когда наш план составлен, отдохнем, а затем можно приступать к работе.
Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
М. Лесна-Раунио
Самостоятельная работа в парах.
– Обсудите и решите в паре, кто какое украшение будет делать. Если останется время, вы можете придумать собственное украшение на окно. Вам помогут ваша фантазия, воображение и, конечно, взаимная помощь.
III. Итоги урока. Рефлексия.
– Посмотрите, какие красивые ёлочки и снежинки у вас получились. Они станут прекрасным украшением нашего класса. Как их прикрепить на окна? (При помощи мыльного раствора.)
– Давайте украсим окна нашего класса. (Выполняют.)
– Посмотрите, как красиво стало в классе. Как будто сама зимушка-зима заглянула к нам в гости. А вам нравится? Довольны вы результатом своего труда?
– Что помогло вам справиться с работой?
– Будете вы дома делать такие же украшения? Кого возьмёте себе в помощники?