Просмотр содержимого документа
«Уменьшительно-ласкательные суффиксы.»
Тема урока: Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Цели: формирование знаний о словообразовательных функциях суффикса.
Задачи урока: 1.Познакомить учащихся с правильным написанием уменьшительно-ласкательных суффиксов
2. Развивать умения делать графический разбор слова; изменять слова при помощи суффиксов.
3. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Планируемый результат:
Познавательные умения:
раскрывать значение слова «суффикс» и обосновывать своё мнение;
определять значение, которое суффикс придаёт словам, и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Предметные умения:
Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал для работы в группах.
Ход урока.
Мотивация. Определение темы урока. Целеполагание.
Слайд 1.(Стихотворение Т.Коти Волшебный сундучок)
Загляни-ка в сундучок,
Там найдёшь не башмачок,
Не рубашку, не платок,
А волшебный говорок.
Ласковый, чудесный,
Всем давно известный:
Матушка да батюшка,
Доченька, сынок,
Ай да говорок!
Сердце тает. Эту речь
Очень хочется сберечь!
Учитель.
- Как вы поняли, что же хранится в этом волшебном сундучке?
(Ответы уч-ся; подводим к ответу - ласковые слова )
- Как вы понимаете последние строки? Почему такую речь надо сберечь?
(Ответы уч-ся; использование воспитательного аспекта по общению друг с другом.)
- Найдите ласковые слова в данном стихотворении?
- Какая часть слова придаёт ему ласковую окраску?
- Догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какова же тема нашего урока?
(Уменьшительно-ласкательные суффиксы .
- Какие цели мы поставим перед собой?
(Ответы уч-ся; совместное обсуждение целей урока)
Актуализация знаний
- Что такое суффикс? (Повторение теории о суффиксе)
- Подели части слов на 3 группы:
(Выдаются карточки Приложение 1)
под | лод | еньк | при |
игр | на | об | к |
ушк | ход | очк | уч |
(Работа в группах. У каждой группы 3 листа А 3 и клей. Дети наклеивают на лист А3 части слов. Листы с выполненным заданием прикрепляются к доске.).
-Докажи свой ответ. (Защищая свою работу, дети приводят примеры слов с данной частью слова. Правильный ответ – приставки, корни, суффиксы)
Работа по теме урока
- Составьте слова из данных частей (Лодочка, игрушка, находка, приход, обход, находочка и т.п.). Разбери слова по составу.
- Что интересного заметили? (Есть родственные слова). Докажи.
- Найди слова, которые имеют уменьшительно-ласкательную окраску.
- Обратимся еще раз к составленным карточкам. Есть ли суффиксы , которые придают уменьшительно –ласкательную окраску слову? (-еньк-, -к-, -очк-)
Поработайте в парах и придумайте по 2 слова с такими суффиксами.
-Мудрая сова (предметная картинка) предлагает вам поработать учителями и проверить во всех ли словах есть суффикс –еньк-: маленький, слабенький, пеньковый, низенький. (Данные слова написаны на доске или карточке)
Всё ли верно? (В слове пеньковый суффикс только к).
-Запись слова пеньковый, подбор родственных слов, выделение корня. (Пень, пенёк, пенёчек)
Самостоятельная работа. Работа с учебником стр.110, Упр.195.
Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.( Коллективная проверка).
Вспомните, может быть, вы еще знаете суффиксы, которые придают словам уменьшительно- ласкательное значение. (Читаю вновь стихотворение со слайда ).
IY.Рефлексия.
-Какие цели ставили перед собой? Достигли их?
-Перечисли уменьшительно-ласкательные суффиксы.
-Игра «Кто составит больше слов» при помощи изучаемых суффиксов от слов:
девочки – «сестра», мальчики - «брат».
Y.Подведение итогов. Самооценивание.
Домашнее задание.
1 уровеньстр.109, Упр.192
2 уровень (творческий) – выписать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами их сказки Теремок