Умножение десятичных дробей на 11, на 1,1, на 0,11
(Внеурочная деятельность: «Для тех, кто хочет знать больше»)
Цель: научить некоторым приемам вычислений в игровой форме.
Задачи:
1. Развитие логического мышления
2. Отработка техники вычислительных навыков в игровой форме.
3. Развитие интереса к математике.
Оборудование: проектор, презентация, доска, цветные мелки.
Эпиграф на доске:
Предмет математика настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным.
Б. Паскаль.
1. Приветствие и установка контакта с обучающимися, настрой на позитивную работу:
Здравствуйте, рада новой встрече с вами и думаю, что и вы рады встрече с удивительной, занимательной математикой и сегодня мы дружно и с пользой проведем занятие по математике.
Мы перешли на изучение десятичных дробей.
Исследовательская работа: «Найти закономерность при умножении числа на число 11»
11х 11= (10+1)х11= 10х11+1х11=110+11=100+10+10+1= 100+20+1=121
12х11= (10+2)х11= 10х11+2х11=110+22= 100+10+20+2=132
13х11=… С какого числа начинается число в ответе?(1) Каким число в конце ответа?(1,2) Умножим в столбик эти числа .
Умножим число на 0,1. Это взять 1 часть из 10.
0,1 от числа - это поделить на 10 и умножить на 1.
20 х 0,1= 20:10х1=2. Было 20, один знак отделили справа налево и получили 2
20х0,1= 2,0=2
Решить вместе:
30х 0,1= 3,0=3
30х0,01=
33х0,1=3,3
30х0,001=
45х0,01= 0,45
Практическое применение изучаемого материала:
Задача для совместного разбора.
Длина грядки 1,1 м, ширина грядки 1,2м. Какова площадь грядки?
1,1х1,2= 11х 0,1х 12.х 0,1=11х12 х 0,1 х 0,1=132х 0,01=1,32(м х м = кВ .м)
Ответ: площадь грядки 1,32 м.кв.
Закрепление:
Как найти площадь грядки прямоугольной формы?
Как умножить двузначное число на 11 или 11 на двузначное число?
Как умножить число на 0,1, на 0,01, на 0,001?
Решить задачу:
Длина грядки 1,1 м, ширина грядки 1,5 м. Какова площадь грядки?
Если дети не справляются самостоятельно, то решить вместе. Зависит от уровня возможностей детей.
Как умножить 22х34?
Число 22=11х2, то 22х34= 11х(2х34)=11х68= и по правилу умножения на 11:
11х68=(10+1)х68= 10х68+1х68= 680+68= 600+80+60+8= 600+140+8=748 Вывод: если среднее число в сумме дает 10 или больше, то число десятков переходит в следующий разряд.
Умножим 2,2х15= 11х2х 0,1х15=11х2х15х0,1= 30х0,1х11= 3х11=33
Повторить все действия.
Решить: 3,3х16= 11х0,3х16= 11х16х3х0,1= (10+6)х3х11х0,1=(30+18)х11х0,1=48х11х0,1= 528х0,1=52,8
0,44х56= 56х4х11х0,01= (50х4+6х4)х11х0,01=224х11х0,1=(200+24)х11х0,01= (2200+264)х0,01= 24,64
Этот же пример решен проще, т.к. на 11 умножать легче.
Рефлексия:
Повторить правила умножения на 11, на 1,1, на 0,11.
Как умножать с помощью построения прямоугольника?
Что нового вы сегодня узнали?
Какими способами вы бы решили примеры:
11х 0,1=
22х0,03=
33х 0,04=
4,4х5=
0,55х0,6= ?
Отметить детей, проявивших активность и быстрый счет.