Тема: Умножение и деление на 10, 100 и 1000
Цель: создание условий для ознакомления с правилом умножения и деления на 10, 100, 1000; формирование умения выполнять умножение и деление на 10, 10, 1000.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с правилом умножения и деления на 10, 100, 1000, научатся выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000, решать текстовые задачи.
Метапредметные:
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач и записи условия задачи.
Регулятивные: осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, самостоятельно формулируют цели урока.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении в сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества.
Оборудование: презентация, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для работы в группах, кружочки для рефлексии, карточки с числами от 0 - 9.
Ход урока
I. Орг. момент (слайд)
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Слушай, думай, наблюдай
Будешь первым, так и знай!
II. Актуализация знаний
1 Устный счет
На доске числа: 1, 10, 100, 1000
-Что общего в записи чисел? (использовали цифры: 1 и 0)
-А чем отличаются? (разрядами)
- Сколько нулей надо для записи числа 10? Что показывает ноль в записи этих чисел?
- Сколько нулей надо для записи числа 100? Что они показывают?
- Сколько нулей надо для записи числа 1000? Что они показывают? (отсутствие разряда)
Нуль без палочки – место пустое,
Помни правило это простое.
Ноль – король, если палочка слева
Встанет рядышком, как королева.
Говорят, что ноль – это ничего. Существует даже такое не шуточное выражение: «В данном вопросе этот человек – ноль». То есть его познания в конкретном деле – ничтожны.
- Ребята, а про кого мы говорим что он «пустое место»? (Человек, от которого нет никакого толка, никакой пользы, никакого проку в чём-либо или который ничего не значит для кого-либо.)
- Про кого мы говорим «важная персона»? (Это человек, который имеет больше привилегий, возможностей, чем остальные)
-А каким человеком хотите быть вы в обществе?
- Как вы думаете, 0 – это «пустое место» или «важная персона»? (слайд)
-Нулю даже поставлены памятники в Германии, в Венгрии, на Украине. Нулевой километр у Воскресенских ворот в Москве.
-Почему 0 «важная персона»?
-Это можно узнать из произведения С. Я. Маршак «Сказка про ноль…», которое я рекомендую прочитать. Послушайте отрывок:
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль,
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим
Составить 30, 40.
- Как же ноль может это сделать?
-Во сколько раз увеличили число1? А число10? А число100? (в 10 раз)
Нуль ничего не значит, если стоит слева от числа. Но стоит ему встать справа – число тут, же увеличивается в десять раз.
-Вспомните правило умножения числа на 10 и найдите значения выражений:
5∙10=50
7∙10=70
6∙10=60
8∙10=80
– Что общего в записи произведений? (Все оканчиваются на 0)
– Как умножили на 10? (приписали справа числа 0)
– Назовите компоненты при умножении (множитель ∙ множитель = произведение)
– Назовите обратное действие умножению? (деление)
– Назовите компоненты при делении (делимое : делитель = частное)
–Составьте обратные выражения, чтобы делитель был 10
50 : 10 = 5
70 : 10 = 7
60 : 10 = 6
80 : 10 = 8
– Какую закономерность вы заметили? (При делении справа нужно отбросить 0)
Б) Решение задачи
За одну минуту – сделали одно хорошее дело. Сколько хороших дел можно сделать за 10 минут?
А сколько хороших дел можно сделать за урок? (45 мин)
(1·45=45 (д.))
-Значит, будем работать быстро, чтобы успеть сделать много заданий.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока(слайд)
– Рассмотрите схемы на доске и определите тему урока.
∆ ∙ 10 ∆ ∙ 100 ∆ ∙ 1000
: 10 : 100 : 1000
-Какие цели поставим перед собой? (Будем учиться умножать и делить на 10, 100,1000)
-На какое число мы уже умеем умножать? (на 10)
Но на уроке мы продолжим учиться умножать и делить на 10.
IV. Открытие нового знания, способа действия (слайд)
–А как надо число умножить на 100?
- Как умножить 5 на 100?
– Я использовала переместительное свойство умножения: 100 ∙ 5 = 500 и заменила умножение суммой слагаемых.
– А как умножите вы?
– Чей способ наиболее рациональный?
Откроем учебники с. 28
Парная работа с. 28 №125
- Вычислите рациональным способом. Работать будете в парах.
-Вспомним правила работы в паре.
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай примеры сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
-Запишите выражения в 1 столбик.
Проверка
Вывод: как надо число умножить на 100?
– Составьте и запишите в тетради во 2 столбик обратные действия, чтобы делитель был 1000.
-Прочитайте ответы.
– Какую закономерность вы заметили?
–Как разделить на 1000? (отбросить три 0)
Выводы: как надо число умножить на 10, 100? Как разделить на 1000?
V. Физминутка.
VI. Первичное закрепление умножения и деления на 10,100. Работа над умножением и делением на 1000.
Работаем по вариантам стр.28 № 126
1 группа:1 строчку
2 группа: 2 строчку
(ученики работают у доски)
Решение задачи.
стр.28 № 130 ( один у доски)
VII. Закрепление изученного. Самостоятельная работа.
-Проверим, насколько вы усвоили новую тему.
Перед вами карточки. Выберите то задание, с которым вы сможете справиться.
№ 1. Вычисли.
23 ∙ 10 = ___ 600 : 100 =___
7 ∙ 100 = ___ 920 : 10 = ____
43 ∙ 10 = ___ 400 : 10 = ____
№ 2. Вставь пропущенные числа:
800 : … = 8 960 : … = 96
… ∙ 10 = 20 … ∙10 = 700
№ 3. Вычисли:
2 ∙ 100 + 140 = ______
800 : (35 + 65) = ______
(48 – 18) ∙ 10 = ______
(130+20) : 10= ______
VIII. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
А теперь давайте подведем итог полученным сегодня знаниям.
Продолжите предложения:
1.Чтобы умножить число на 10 надо …., а чтобы разделить число на 10,надо…
2. Чтобы умножить число на 100 надо …., а чтобы разделить число на 100,надо…
3.Чтобы умножить число на 1000 надо …., а чтобы разделить число на 1000,надо…
IX. Рефлексия “Волшебный светофор” – Все ли получилось?
- Оцените свою работу на уроке по “Волшебному светофору”.
-А как вы ориентируетесь по светофору?
Вы выбираете кружочек:
- красный, если испытываете затруднение;
- зелёный, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.
Если есть трудности, то мы с вами над этой темой поработаем индивидуально.
X. Домашнее задание: с. 28 № 131,132, под чертой
Урок окончен. Спасибо за работу.
Используя знания, полученные на уроке, найдите значения выражений:
4 ∙10 = Н
100 ∙5 = М
390: 10 = У
400 :100 = Ц
6 * 100 = И
700 ∙100 = Ы