Урок математики во 2 ом классе по программе Н. Ф.Виноградовой УМК «Школа 21 века»
Урок математики во 2 классе.
Тема: Умножение и деление на 2. Половина числа. (урок практикум).
Цели: Воспроизводить наизусть результаты табличного умножения для любых однозначных чисел; выполнять деление, используя таблицу умножения; находить долю величины, также величину по её доле. Решать простые задачи на табличное умножение и деление. Развивать у детей умение осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Задачи урока: формирование УУД:
познавательные УУД: овладение основами логического и алгоритмического мышления; регулятивные УУД: развитие умения читать и записывать информацию в виде различных математических моделей, планировать действия в соответствии с поставленной задачей; коммуникативные УУД: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения; личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем. Прогнозируемые результаты:
Учащиеся второго класса выполнят задания, подготавливающие к правильному пониманию конкретного смысла умножения, научатся использовать новое арифметическое действие умножение.
личностные универсальные учебные действия: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение; осознанно владеть общим приёмом решения учебной задачи; ориентироваться на разнообразие способов прочтения математических выражений;
коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Оборудование: цифры, доска маркерная, счётный материал: «дом из кирпичиков», геометрический материал, презентация.
Детям: тренажёр с цифрами, маркер.
Ход урока:
I.Организация класса. (создание эмоционального настроя)
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Мы пришли сюда (учиться), не лениться, а (трудиться).
Работаем (старательно), слушаем (внимательно).
У нас гости. Давайте поздороваемся. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Вспомним аффирмацию. Аффирмация (от лат. affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека....
У нас всё хорошо, а будет ещё лучше!
Математика пришла,
Занимай свои места. (Посадить детей)
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
– Как вы понимаете выражение “ломать голову”? (Стараться думать, понять что – нибудь сложное, трудное)
- Что мы будем там делать, вы мне скажете сами, когда послушаете стихотворение.
Гриб помножим на сосну.
Лист помножим на весну,
Тёплый ветер - на зерно,
Землянику - на звено.
Множим солнце на лучи
Всех мальчишек - на мячи,
Всех девчонок на хи-хи,
Всех поэтов - на стихи.
Множим крыши на людей,
А метро - на лошадей,
Голубей - на чердаки,
Поваров – на черпаки.
Выйдут тысячи чудес,
Выйдет лес до небес,
Города, моря, поля,-
Выйдет целая Земля! (Будем заниматься умножением)
А какое еще действие связано с умножением?
II.Сообщение темы урока. Слайд 1.
- Давайте вместе подумаем, что нам нужно повторить и чему учиться на уроке.
- Какие цели вы поставите перед собой на урок?
-Повторить правила (законы) умножения и деления
-Закрепить знание таблицы умножения и деления на 2
-Учиться решать задачи с использованием действий умножения и деления.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение таблицы умножения и деления на 2, будем находить половину числа, будем решать интересные задачи, ждут вас и игры. А для чего вам это надо знать?
III.Устный счёт.
1)Геометрическое задание.
– На что похож узор? (солнышко).
– Из чего состоит это солнышко? (геометрические фигуры).
– Какие геометрические фигуры вы видите?
–На какие группы можно разложить эти фигуры? (прямоугольники и круги – по форме, большие и маленькие – по размеру, жёлтые и белые – по цвету, с углами и без углов).
– О какой фигуре вы сказали, что она с углами? (прямоугольник)
2). Проблемное задание. (Работа в парах).
– Возьмите такие же прямоугольники у себя на столе.
– Что вы знаете об этой фигуре? (4 угла, 4 стороны, 4 вершины, против. стор. =)
– Покажите половину этого прямоугольника. Постарайтесь найти два способа.
– Что вы сделали, чтобы показать половину данной фигуры? (Сложили пополам на две равные части)
– Какие геометрические фигуры получились? Сделайте вывод.
Вывод. Чтобы получить половину прямоугольника, надо сложить его на две равные части.
- Теперь вы умеете на практике находить вторую часть фигуры.
- А тема нашего урока «Половина числа». А половину числа вы умеете находить? (Да, нет)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
III.Минутка чистописания с заданием .Слайд 2.
1) 18, 16, 14, …, …, …, …, …, 2.
– Рассмотрите запись на слайде. Спишите красивым, каллиграфическим почерком. Продолжите цепочку цифр от 18 до 2. Проверка по слайду.
– Что происходит с числами при записи? (Числа уменьшаются на 2).
- Что объединяет все эти числа? (Делятся на 2)
IV. Арифметический диктант.
1. по 3 взяли 2 раза. (6).
2. 4 умножить на 2. (8)
3. Первый множитель 10, второй множитель 1. Чему равно произведение?(10)
4. Запишите число, состоящее из 1 десятка и 2 единиц. (12)
5.Решите задачу: На семи ладошках по 2 снежинки. Сколько снежинок на всех
ладошках? (14)
- Проверим. (Переворачиваю кружки с цифрами у солнышка)
– Как одним словом можно назвать, что вы видите? (Чётные числа; натуральные числа; числа, которые делятся на 2, числа кратны двум)
– На какие две группы можно разложить эти числа? (Однозначные и двузначные числа)
– Как записаны эти числа, что с ними происходит? (Числа увеличиваются на 2)
3) Запишите половину данных чисел в тетрадь.
6 , 8, 10, 12, 14.
3 , 4, 5, 6, 7.
Взаимопроверка: сверьте свои результаты с числовым рядом своего соседа по парте. Назовите результат.
– Как вы находите половину числа? Сделайте вывод.
Вывод: Чтобы найти половину числа, надо число разделить на 2.Надо знать таблицу умножения.
– А сейчас отдохнём. Встали. Зимой очень холодно, особенно рукам.
Пальчиковая гимнастика
Без пальто гулял глупышка, и замёрз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть.
Слайд 3. Рассмотрите и прочитайте запись внимательно. Замените сумму одинаковых слагаемых произведением двух чисел, где это возможно. Прочитайте эти примеры, найдите результат.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 (2х5=10)
5 + 5 + 5 + 4
Слайд 4. Предположите, какую работу можно сделать с данными произведениями. (Пример на умножение замените примером на сложение.) Прочитайте эти примеры.
2 x 4 (2 + 2 + 2 + 2 = 8)
3 x 2 (3 + 3 = 6)
- Какой вывод можно сделать из проделанной работы? (действие сложение и умножение связаны между собой)
V.Работа по таблице умножения и деления.
Совсем скоро наступит зима. Зима – это суровое время года, длящееся целых 3 месяца. А как хочется именно зимой отведать сладких груш, сочных яблок и слив.
VI.Работа с учебником с.102, № 16.
- Откройте учебники на с.102 №16
– Прочитайте текст про себя, вслух. Что вы прочитали? Докажите.
На 2 блюдца разложили поровну 6 слив. Сколько слив на каждом блюдце?
Пока мы слушали задачу. Пошёл снег. Поднялся сильный ветер и наш лесной домик рассыпался на кирпичики. Кто поможет поставить кирпичики на места?
ОТВЕТ
КРАТКАЯ ЗАПИСЬ
РЕШЕНИЕ
ЧЕРТЁЖ
ВОПРОС
РИСУНОК
УСЛОВИЕ
Выбор 3-его кирпичика не так прост.
– Что берём: краткую запись, чертёж, рисунок? (К задаче удобно сделать рисунок) Берём карандаши, рисуем 2 блюдца и начинаем раскладывать сливы по одной. У доски рассуждает ученик.
Решение. 6:2 = 3 (с).
- На какие слова вы обратили внимание, если взяли знак деления?
Ответ.3сливы на каждом блюдце
- Попробуйте составить задачу по рисунку, чтобы она решалась умножением. Слайд 5.
– Что вы видите?
В две коробки положили по 5 снеговиков в каждую. Сколько снеговиков в коробках?
– Запишите самое простое решение. (5 + 5 =10 (с)). Проверим. Слайд 6.
– Замените сумму одинаковых слагаемых произведением двух чисел.(5x 2 = 10 (с)). Проверим. Оба решения должны читаться одинаково. (По 5 взяли 2 раза).
Вывод: – А как вы решили задачу, если не знаете таблицу умножения на 5? (Переместительное свойство умножения. От перестановки множителей произведение не изменяется)
3.Физминутка. «Две сестрицы, две руки»
– Сегодня мы узнаем, кто лучший счетовод, у кого отличные вычислительные навыки. А сделать это помогут разноуровневые карточки-задания с пометками в уголке листа, которые лежат перед вами.
IV.Самостоятельная работа с разноуровневым заданием с самопроверкой. Слайд 7. (белые карточки – низкий уровень, голубые карточки – средний уровень, синие карточки – высокий уровень. Самопроверка белых, голубых и синих карточек по экрану.
- Молодцы! Быстро справились с заданиями. Проверка. Слайд 8.
Вывод: Надо знать таблицу умножения и деления. Чтобы быстро и правильно решать задачи и примеры.
IV .Игра «Помоги ёжику». (дифференцированная работа)(2 ученика у ноутбуков работают одновременно, а 4 ученика на маркерных мини-досках пока весь класс работает в печатной тетради сам – но с.40 №8, с.41 №9).
V. Рефлексия. Подведение итогов. Оценки. Слайд 9
– Чему мы учились на уроке? (Сегодня на уроке мы закрепляли знания таблицы, научились делить на 2, находить половину числа)
– Что вам понравилось на уроке?
– В чём возникли затруднения?
– Удалось ли их преодолеть?
- Достигли ли вы своих целей, которые поставили в начале урока?
VI. Домашнее задание Слайд 10
Уч. с. 103 №19, 20, 21 ( на выбор 2 номера)