Просмотр содержимого документа
«Употребление наклонений (на 2 урока). 6 класс»
Употребление наклонений
ЦЕЛИ
- познакомить со способами употребления одних наклонений в значении других
- научить выражать различные оттенки побуждения с помощью глагольных форм, интонации и этикетных слов
Пунктуационная разминка
Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания.
Ты, царевич, мой спаситель,
Не тужи, что за меня
Мой могучий избавитель,
Есть не будешь ты три дня. (А. П у ш к и н)
— Чем выражены сказуемые в предложении? С помощью каких слов можно проиллюстрировать правописание ь после шипящих? (Царевич; могучий — могуч; будешь.) Местоимения каких разрядов присутствуют в отрывке? Определите наклонение глаголов.
- Работа с материалами учебника, выводы: в значении повелительного наклонения может выступать: 1) инфинитив для выражения резкого приказа; 2) глагол условного наклонения для выражения совета или пожелания; 3) для выражения мягкой просьбы может быть использована частица -ка (пишется через дефис).
- Работа с упр. 610.
- Выполнение упр. 611: ответы на поставленные вопросы, подготовка выразительного чтения стихотворения. Письменная работа по вариантам: 1-й вариант — выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограммы; 2-й вариант — выписать глаголы с указанием наклонения.
- Самостоятельно выполняется упр. 612.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 613
ЦЕЛИ
- закрепить умения использовать в речи глаголы в разных наклонениях, правильно писать их
- научить заменять формы одних наклонений другими
- развить умение использовать этикетные формы ведения диалога
- Работа с заданиями упр. 614. Необходимо обратить внимание на то, что все выделенные слова являются глаголами несовершенного вида, т. е. образуют будущее время при помощи глагола быть. В последнем предложении находим глагол повелительного наклонения, комментируем особенности его образования. Дополнительно: морфемный и словообразовательный анализ слов белогрудый, молчаливый, прикидывать.
- Выполнение упр. 615 сопровождается орфоэпической работой. Изменяем по наклонениям и спрягаем глагол звонить и образованные от него: созвониться, перезвонить, дозвониться, вспоминают, в каких ещё глаголах на -ить ударение падает на окончание (включить, углубить, сорить, облегчить, кровоточить).
3. Работа над упр. 616 сопровождается орфографическим комментарием.
4. Комментированный диктант. 1) Путники надеялись достичь перевала до наступления темноты. 2) Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь. 3) Семь раз отмерь — один раз отрежь. (П о с л о в и ц ы) 4) Не забывай о том, что, пока ты учишься, кто-то трудится, добывая тебе хлеб насущный. (В. С у х о м л и н с к и й) 5) О прибытии поезда справьтесь по телефону.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к словарному диктанту.
Штукатурить, недоумевать, сирень, подзаголовок, талант, инструмент, сельдерей, салат, поскользнуться, фасоль, возражать, типография, биография, произведение, неистовствовать, маляр, помощница, конвейер, почтальон, копировать, аккуратный, корреспондент, преодолеть, препятствие, искусство.