Управленческая деятельность по обеспечению качества результатов ГИА в формах ОГЭ и ЕГЭ
Ларкина Л.В. МБОУ “Исадская СОШ”
Модель школьной системы управления качеством образования понимается нами как совокупность субъектов (управляющих органов) и объектов управления, функциональных регламентов, методов, средств и мероприятий, направленных на проектирование, реализацию, обеспечение и поддержание такого уровня процессов, который соответствует требуемому потребителем качеству образования.
В нашей школе работа по профориентации и работа по достижению качественных результатов тесно взаимосвязаны. Учащиеся за годы обучения не один раз проходят анкетирование по выбору своей будущей профессии. К 9 и 11 классу большинство из них определяют места для дальнейшего обучения и делают выбор предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ осознанно.
Какие предметы чаще всего выбирают?
ОГЭ 2014: Биология – 2 чел. из 11.Химия – 2 чел. из 11чел.
ОГЭ – 2015: Не сдавали по выбору
ОГЭ -2016г.: Обществознание – 10 чел. из 10 чел. География – 6 чел.
Биология – 4 чел.
ЕГЭ -2014: Обществознание 3 чел. из 4. История – 1 чел. Физика – 1 чел.
Биология – 1 чел. Химия – 1 чел.
ЕГЭ – 2015: Обществознание – 7 чел. из 8 чел. Физика – 3 чел. Химия – 2 чел. История – 2 чел. Биология – 1 чел.
ЕГЭ – 2016: Обществознание – 5 чел. из 6 чел. Биология – 3 чел.
Физика – 2 чел. Химия – 1 чел.
План мероприятий по повышению качества результатов государственной (итоговой) аттестации
Все направления плана подготовки к ГИА взаимосвязаны, работа по ним осуществляется в нескольких этапов:
-
1-й этап – аналитический (июнь-август)
-
2-й этап – организационный (август-октябрь)
-
3-й этап – информационно-практический (октябрь-май)
-
4-й этап – контрольный (состояние и качество подготовки обучающихся) (сентябрь-май)
Положительный результат выполнения плана - целенаправленное сотрудничество: администрации, учителя-предметника, учащихся и их родителей.
1 этап Организационные мероприятия (август-октябрь)
-
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации, его сравнение с районными показателями (презентация).
2014г.
Выпускники, прошедшие обучение по программе: | Всего на конец года | В том числе получили документ государственного образца об образовании: |
Всего | В том числе особого образца (медали) |
Кол-во | % | Кол-во | % |
Основного общего образования (9 класс) | 11 | 9 (базовая) 4 (филиал) | 93% (Сысоева А.) | 0 | 0 |
Среднего (полного) образования 11 класс | 4 | 4 + 1 выпускник 2013г | 100% | 0 | 0 |
12 класс | | 0 | 0 | 0 | 0 |
итого | 15 | 18 | 94% | 0 | 0 |
2015г.
Выпускники, прошедшие обучение по программе: | Всего на конец года | В том числе получили документ государственного образца об образовании: |
Всего | В том числе особого образца (медали) |
Кол-во | % | Кол-во | % |
Основного общего образования (9 класс) | 11 | 8 (базовая) 3 (филиал) | 100% 100% | 0 | 0 |
Среднего (полного) образования 11 класс | 8 | 8 | 100% | 1 | 13% |
12 класс | | 0 | 0 | 0 | 0 |
итого | 19 | 19 | 100% | 1 | 5% |
2016 г.
Выпускники, прошедшие обучение по программе: | Всего на конец года | В том числе получили документ государственного образца об образовании: |
Всего | В том числе особого образца (медали) |
Кол-во | % | Кол-во | % |
Основного общего образования (9 класс) | 10 | 3(базовая) 6 (филиал) | 75% 100% | 1 аттестат особого образца | 10% |
Среднего (полного) образования 11 класс | 6 | 6 | 100% | 0 | 0% |
12 класс | | 0 | 0 | 0 | 0 |
итого | 16 | 15 | 94% | 1 | 6% |
2. Разработка плана мероприятий по повышению качества общеобразовательной подготовки учащихся 9-11 классов (на основе учета результатов экзаменов, мониторинга учебных достижений обучающихся).
3. Разработка рекомендаций для учителей-предметников по теме «Проблемное поле государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов» (планируется в текущем учебном году).
4. Изучение нормативных и инструктивных материалов по ОГЭ, ЕГЭ (размещение информации на стенде, сайте школы, обсуждение на педсовете, методических объединениях, административных совещаниях)
5. Обеспечение функционирования на официальном сайте школы рубрики «ГИА».
Размещение нормативно-правовых и иных документов, регламентирующих организацию и проведение государственной итоговой аттестации выпускников, в том числе в форме ЕГЭ и ОГЭ:
-о сроках и местах регистрации заявлений участников государственной итоговой аттестации на сдачу экзаменов;
-о сроках и местах проведения государственной итоговой аттестации;
-о местах, сроках подачи и рассмотрения апелляций участников государственной итоговой аттестации;
-о сроках и режиме работы телефонов «горячей линии» по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся на территории муниципального образования области;
-о сроках, порядке ознакомления участников государственной итоговой аттестации с результатами экзаменов;
-о сроках и местах регистрации заявлений на аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей и другие документы.
2 этап - Информационно-практический
Цель: Информационная поддержка участников образовательных отношений, реализация плана подготовки к ГИА
1.Информационно-методическая поддержка педагогов
2.Информационная поддержка обучающихся
3.Информационная поддержка родителей
1.Инструктивно-методические совещания педагогического коллектива:
«Нормативно-правовые документы, регулирующие порядок
проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11
классов в 2016/2017 учебном году»
2.Индивидуальные и групповые консультации по вопросам подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации (по педагогическим затруднениям):
-
Использование ресурсов сети Интернет для подготовки выпускников 9-11 классов к ГИА.
-
Педагогическое руководство самостоятельной работой обучающихся, направленной на подготовку к ГИА.
-
Современные методы и технологии контроля уровня знаний выпускников.
-
Методика проведения уроков повторения и обобщения знаний.
3. Практические, теоретические семинары по вопросам подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации.
Участие педагогов в краткосрочных дистанционных курсах, вебинарах, семинарах по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-11 классов
(Свирина С.Н. – дистанционное обучение, Свирина С.Н. и Кильянова А.Ю. - семинар по новому УМК информатики, Свирина С.Н. и Устименко Т.Н.- по проверке работ).
из «Плана мероприятий, направленных на повышение качества знаний выпускников» в 2016-2017 уч. году»
-
Разработка индивидуальных планов учителей – предметников по подготовке к ГИА в 2016-2017 году.
-
Контроль деятельности учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА (индивидуальные карты на слабых учащихся)
Основные направления в работе администрации с педагогами
-
Проведение информационно-просветительской работы руководителями по вопросам организации и проведения ГИА;
-
Выявление проблемных зон в преподавании предмета, через анализ типичных ошибок по результатам ЕГЭ и ОГЭ;
-
Анализ рабочих программ педагогов на соответствие требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
Разработка алгоритма деятельности по подготовке к ГИА;
-
Осуществляется профессиональная поддержка и контроль учителя-предметника со стороны администрации.
-
Работа на РМО как условие повышения компетентности учителей в области подготовки к ГИА.
-
Отслеживание затруднений у педагогов при подготовке учащихся к ГИА с целью коррекции оказания методической помощи.
-
Изучение и обобщение положительного педагогического опыта по качественной подготовке обучающихся к ГИА.
-
Выбор тем для самообразования связанных с накоплением дидактического и методического материала для подготовки учащихся к сдаче ГИА, повышением предметной компетентности учителя
-
Проведение семинаров и практикумов с целью проведения целенаправленной работы по оказанию методической помощи учителям при подготовке учащихся к ГИА.
Содержание информационной работы с педагогами
Для создания условий для успешного прохождения ГИА:
-
Информирование учителей на производственных совещаниях (по мере поступления информации) с нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ОГЭ
Нормативно правовая база состоит из:
-
документов МО РФ, регламентирующих проведение ЕГЭ;
-
протоколов педсоветов, протоколов родительских собраний, локальных актов, приказов по школе;
-
подборок для методического сопровождения ЕГЭ (папка)
-
подборок для психолого-педагогического сопровождения.
Осуществляется открытость нормативных документов через сайт школы и информационные стенды.
Информация в учительской: (папки с методическими материалами и психолого-педагогическим сопровождением ЕГЭ и ОГЭ)
Педсоветы, где предлагаются методические подходы к подготовке учащихся к ГИА. (например, методическая помощь учителям-предметникам для работы со слабоуспевающими учащимися).
Направление учителей на курсы повышения квалификации (Свирина С.Н., Овезова Т.А., Кильянова А.Ю., Устименко Т.Н., Ларкина Л.В. – в 2016г.)
Информирование о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в районе и области.
Презентация опыта по подготовки учащихся к ЕГЭ (Свирина С.Н., Овезова Т.А., выступали на педсовете школы, обобщение опыта Устименко Т.Н.)
Информационно-методическая поддержка обучающихся, организация тренировочных тестирований
1.Оформление информационных стендов в учебных кабинетах «Готовимся к ГИА»
2.Обновление информационного стенда в коридоре : «ОГЭ - 9», «ЕГЭ -11».
3.Ознакомление с WEB-ресурсами: онлайн тестирование на сайте «Решу ЕГЭ», банк открытых заданий, электронные пособия, видеоразборы тренировочных вариантов и тематических заданий.
4. Работа учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА
-
знакомство учащихся с процедурой проведения аттестации;
-
знакомство учащихся со структурой содержания КИМов;
-
работа по КИМам
-
индивидуализация процесса обучения (дифференциация)
-
обучение учащихся заполнению бланков
-
развитие навыков контроля и самоконтроля
5. Проведение тренировочных и диагностических работ по русскому языку, математике, предметам по выбору в 9, 11 классах.
6. Анкетирование учащихся после проведения тренировочных и диагностических работ с целью выявления трудных моментов, вопросов по организации экзаменов.
7. Групповые и индивидуальные консультации для учащихся по ликвидации пробелов.
3.Информационно-методическая поддержка родителей
Цель информационно-разъяснительной работы: организация и проведение информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) для обеспечения проведения ЕГЭ в ППЭ в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования и другими нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней.
Задачи информационно-разъяснительной работы:
1. Организовать информационно-разъяснительную работу в ОУ, назначить ответственных лиц, привлечь различные информационные источники.
2. Осуществлять своевременное информирование участников ЕГЭ, ОГЭ и их родителей (законных представителей)
- будут доведены до учащихся и их родителей основные положения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования,
- сроки подачи заявлений на участие в ЕГЭ, ОГЭ и внесение изменений в перечень заявленных предметов;
- об основных этапах и сроках подготовки к ЕГЭ и ОГЭ,
- о правах и обязанностях участников экзаменов,
- особенностях проведения ЕГЭ и ОГЭ,
- о сроках внесения сведений в региональную информационную систему,
- об источниках информации для самостоятельной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и др.
3. Разъяснение и ответы на возникающие у участников экзаменов вопросы.
-особенности организации ЕГЭ, ОГЭ для участников с ограниченными возможностями здоровья,
- особенности организации ЕГЭ, ОГЭ в резервные дни основного периода и в дополнительные сроки.
4. Организация встреч родителей с педагогами школы, консультации для родителей по работе с Интернет-ресурсами, участие в видеоконференциях.
5. Своевременное информирование родителей о результатах тренировочных, диагностических тестирований.
6. Организация индивидуальной работы с родителями слабоуспевающих учащихся для разработки конкретных действий по ликвидации пробелов в знаниях учащихся происходит на классных родительских собраниях.
7. Индивидуальное консультирование родителей (директор, завуч, классный руководитель, педагог, учащийся).
8. Разработка рекомендаций для родителей по созданию условий для подготовки ребенка к ГИА, контроля за соблюдением режима дня и правильного питания, эмоциональной и психологической поддержке.
Кроме того:
- будут обоснованы учащимся и их родителям (законным представителям) необходимость согласия родителей (законных представителей) на обработку персональных данных участников ЕГЭ, ОГЭ;
- информирование о результатах тренировочных внутришкольных ЕГЭ и ОГЭ (по мере проведения).
- информирование о пунктах проведения экзаменов.
- будут разработаны памятки учащихся и для родителей, в которых содержатся основные сведения об участии в ЕГЭ, ОГЭ их ребенка, в том числе заявленные им предметы, даты экзаменов, места расположения ППЭ и т.д.
- будут ознакомлены с информационными плакатами Рособрнадзора.
- проводятся психолого-педагогические беседы.
- проводятся беседы о строгом контроле родителей за посещаемостью учащихся.
Родительские собрания:
-
«Об особенностях проведения государственной (итоговой) аттестации в 2016/2017 учебном году».
-
«Родителям - о нормативно-правовых документах по проведению государственной (итоговой) аттестации в 2017 году»
Подготовка распорядительных документов
-
Приказ по утверждению плана-графика по подготовке и проведению ЕГЭ, ОГЭ в учреждении;
-
Протоколы собраний для обучающихся, получивших основное общее, среднее общее образование, и их родителей по особенностям проведения ЕГЭ, ОГЭ в текущем году;
-
Листы ознакомления с нормативными документами по ЕГЭ, ОГЭ выпускников и их родителей;
-
Графики консультаций;
-
Приказ о допуске к сдаче ЕГЭ, ОГЭ (отдельно по каждому классу);
-
Расписание сдачи ЕГЭ, ОГЭ по предметам, с указанием пункта проведения экзамена и времени его начала;
-
Приказ о назначении уполномоченных представителей от образовательной организации для сопровождения сдающих ЕГЭ, ОГЭ до ППЭ;
-
Журнал регистрации заявлений.
-
Журнал регистрации выдачи пропусков;
-
Журналы выдачи результатов ЕГЭ, ОГЭ;
-
Информационный стенд.
Для учета проведенных мероприятий информационно- разъяснительной работы, охвата участников ЕГЭ, ОГЭ и их родителей (законных представителей) необходимо вести журналы для каждой категории слушателей (участники ЕГЭ, их родители) с указанием вида работы, раскрываемой темы, даты проведения, ФИО и должности проводившего, ФИО участников экзаменов, их родителей (законных представителей), их подписи, подтверждающие факт информирования по той или иной теме.
Информация на школьном информационном стенде
по особенностям проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ
-
| Информация о государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего, среднего общего образования |
-
| Особенности проведения ЕГЭ, ОГЭ в текущем году |
-
| Информация о сроках проведения ЕГЭ, ОГЭ в текущем году и о минимальном количестве баллов по предметам |
-
| Информация о возможности ознакомления в интернете с федеральными распорядительными документами по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в текущем году |
-
| Список вузов/ссузов с электронными адресами их официальных сайтов |
-
| Информационное сопровождение ЕГЭ, ОГЭ: -
Ф.И.О., должность администратора ЕГЭ и ОГЭ муниципального уровня, контактный телефон, место нахождения; -
Ф.И.О., должность отв. за подготовку к ЕГЭ и ОГЭ в ОУ, контактный телефон, место нахождения; -
телефон горячей линии (муниципального и регионального уровней); -
Интернет – ресурсы по вопросам ЕГЭ (электронные адреса, в том числе информационные сайты) |
-
| Информация о сроках и месте подачи и рассмотрения апелляций после каждого экзамена |
-
| Информация для выпускников о результатах ЕГЭ, ОГЭ |
Итогом информационно-разъяснительной работы в школе должны стать:1) План информационно-разъяснительной работы (с уточнениями).
2) Протоколы родительских собраний обучающихся.
3) Листы ознакомления родителей выпускников (Журналы) с подписями участников ЕГЭ, ОГЭ, их родителей (законных представителей) по образовательным организациям, которые должны храниться в течение года.
3 этап - контрольный (состояние и качество подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации)
1.Оценка состояния и качества нормативно-правового обеспечения учебного плана (рабочие учебные программы, календарно-тематическое планирование, планирование работы по подготовке к ГИА).
2. Организация текущего контроля за качеством обучения (журналы, тетради обучающихся).
3. Система контроля и учета знаний по предметам, выбранным выпускниками для государственной (итоговой) аттестации (справки-анализы по результатам диагностических тестирований)
4. Оценка эффективности работы учителя по подготовке к государственной (итоговой) аттестации.
Готовность учащихся к сдаче ГИА
Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.).
Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания).
Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Подготовка учащихся 9, 11 классов к ГИА в рамках урочной деятельности
осуществляется через:
-
Организацию систематической работы выпускников с заданиями различной сложности (формы и вариативность контроля соответствуют формату ГИА) и с открытым банком заданий ЕГЭ и ОГЭ на сайте ФИПИ;
-
Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ и ОГЭ 2016 года по всем общеобразовательным предметам;
-
Оформление и заполнение бланков ответов ЕГЭ и ОГЭ, выявление типичных ошибок;
-
Организацию промежуточной диагностики и анализ ее результатов.
Подготовка учащихся 9, 11 классов к ГИА в рамках внеурочной деятельности
учителями-предметниками осуществляется через:
-
Организацию индивидуальных занятий;
-
Индивидуальную работу с учащимися по устранению учебных дефицитов и с потенциальными высокобалльниками;
-
Индивидуальные предметно-ориентированные консультации по заданиям высокого уровня сложности;
-
Использование различных видов контроля для получения объективной информации;
-
Проведение тренировочно-диагностического тестирования выпускников 9,11 классов по заданиям и технологиям, аналогичным ЕГЭ по русскому языку, математике и предметам по выбору (по математике через СтатГрад);
-
Диагностическое тестирование в режиме онлайн, что позволяет в режиме реального времени проверить готовность и способность выполнить работу и учесть просчеты и ошибки;
-
Дистанционные консультации по индивидуальным затруднениям учащихся (через интернет с учителями);
-
Индивидуальную работу с родителями с целью оптимизации ресурсов семейного влияния;
-
Индивидуальные консультации классного руководителя с выпускниками «группы риска» по индивидуальным проблемам с целью снижения уровня тревожности, повышения стрессоустойчивости выпускников и веры в свои силы.
Трудоустройство выпускников
2014 год
| Всего учащихся | 10кл | ПУ | СУЗы | Вузы | Военные училища | Пошли на работу | Не трудо-устрои-лись |
9 класс | 13 | 6 | - | 7 | - | - | - | - |
11 класс | 5 | - | - | - | 5 | - | - | - |
| Окончили школу с медалью | Поступило в |
| ВУЗы | ССУЗы |
9 класс | - | - | - |
№ п/п | ФИО выпускника | Наименование учебного заведения, в которое поступил выпускник (или наименование организации, где трудоустроился) | Бюджетное место обучения (или внебюджетное) |
1 | Колесниченко Андрей Витальевич | РГАТУ, ветеринарное отделение | Бюджетное место |
2 | Моисеев Павел Сергеевич | РГАТУ, инженерный факультет | Бюджетное место |
3 | Романова Ксения Витальевна | Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова | Бюджетное место |
4 | Свирина Софья Викторовна | РГУ, управление персоналом | Внебюджетное место |
5 | Собиров Фаррух Махмудович (выпускник 2013г., пересдавший ЕГЭ по математике) | РГУ, реклама и связь с общественностью | Внебюджетное место |
2015 год
| Всего учащихся | 10кл | ПУ | СУЗы | Вузы | Военные училища | Пошли на работу | Не трудо-устрои-лись |
9 класс | 11 | 6 | - | 3 | - | - | - | - |
11 класс | 8 | - | - | 1 | 7 | - | - | - |
| Окончили школу с медалью | Поступило в |
| ВУЗы | ССУЗы |
9 класс | - | - | - |
11 класс | 1 | 1 | - |
№ п/п | ФИО выпускника | Наименование учебного заведения, в которое поступил выпускник (или наименование организации, где трудоустроился) | Бюджетное место обучения (или внебюджетное) |
1 | Белов Никита Михайлович | Рязанский государственный радиотехнический университет | внебюджетное |
2 | Волков Сергей Геннадьевич | Рязанский государственный агротехнологический университет им. Костычева | бюджетное |
3 | Гончарова Татьяна Николаевна | Рязанский государственный радиотехнический университет | внебюджетное |
4 | Котова Ирина Алексеевна | Рязанский государственный радиотехнический университет | внебюджетное |
5 | Овезов Александр Геннадиевич | Железнодорожный колледж г. Рязани | внебюджетное |
6 | Турсунова Эльмира Бахтияровна | Рязанский государственный медицинский университет | внебюджетное |
7 | Целикина Марина Александровна | Рязанский государственный радиотехнический университет | бюджетное |
8 | Цепляев Владимир Павлович | «Рязанский государственный агротехнологический университет. | бюджетное |
2016 год
| Всего учащихся | 10кл | ПУ | СУЗы | Вузы | Военные училища | Пошли на работу | Не трудо-устрои-лись |
9 класс | 10 | 1 | | 8 | | | | |
11 класс | 6 | | | 3 | 3 | | | нет |
| Окончили школу с медалью | Поступило в |
| ВУЗы | ССУЗы |
11 класс | нет | - | - |
№ п/п | ФИО выпускника | Наименование учебного заведения, в которое поступил выпускник (или наименование организации, где трудоустроился) | Бюджетное место обучения (или внебюджетное) |
1 | Елисеева Наталья Валерьевна | ОГБПОУ “Рязанский медицинский колледж” | бюджетное |
2 | Коротаева Валерия Сергеевна | Рязанский кооперативный техникум | внебюджетное |
3 | Семкина Марина Дмитриевна | ОГБПОУ “Рязанский электроники”, специальность: переработка нефти и газа | внебюджетное |
4 | Степашкин Никита Александрович | РГАТУ, агроинженерный факультет | бюджетное |
5 | Трофимова Екатерина Викторовна | РГРТУ, инженерно-экономический факультет | бюджетное |
6 | Целикина Мария Валерьевна | МГПУ, г.Москва факультет «Педагогическое образование. Биология, химия. | внебюджетное |
Выводы:
Мы должны сосредоточиться на последовательном решении следующих задач:
-
выполнять схему оказания образовательных услуг с указанием обязанностей, задач и регламентов деятельности всех участников образовательного процесса, оказывающих влияние на качество образовательных услуг;
-
соблюдать сроки по работе с персоналом (повышение квалификации и прохождение процедур аттестации);
-
вести документацию, включая необходимые формы и записи, документированные процедуры, руководство по качеству;
-
упорядочить рабочие процессы, определить измеряемые критерии (характеристики, параметры и индикаторы) качества, методы и инструментарий их измерения и сбора информации.