СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Упражнения для развития фонематического слуха»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Упражнения для развития фонематического слуха»

Просмотр содержимого документа
««Упражнения для развития фонематического слуха»»



«Упражнения для развития фонематического слуха»






К началу школьного обучения дети, имеющие ТНР, испытывают трудности при обучении письму в начальной школе. Одним из проявлений подобного типа нарушений является дизорфография.

Дизорфография — это специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Исследованию дизорфографии в отечественной науке отведено особое место. Ее исследованием занимались: О.И. Азова, Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова, О.Б. Иншакова, А.А. Назарова, Т.Г. Визель и др.

Дизорфография может проявляться как изолированно, так и в структуре сложного нарушения - ОНР. В настоящее время дети с дизорфографией на фоне ОНР представляют собой значительную часть неуспевающих учащихся по циклу предметов родного языка. Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование личности ребёнка на всех уровнях (эмоциональном, когнитивном, поведенческом). Все это ведёт к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации.

Признаки дизорфографии у ребёнка:

  • Употребление ограниченного количества слов и маленький словарный запас не дают развиваться письменной речи.

  • Отсутствует понимание о строении слова.

  • Не формируются навыки, определяющие части речи и морфологию слова.

  • Не может склонять, находить родственные слова, определять род.

  • Нарушение присутствует в анализе и синтезе – не умеет сравнивать фонему с буквой и звуком, делает ошибки в определении ударного слога и гласной буквы в слове.

Основные категории дизорфографии:

Морфемная – подразумевает нарушение восприятия структурного анализа слова. Сопровождается большим количеством ошибок в правописании, определяющихся на основе самостоятельных работ (сочинения, изложения).

Синтаксическая — неправильное применение правил синтаксического письма (пунктуации).

Смешанная – включает допущение ошибок в правописании и пунктуации одновременно.

Хорошим методом для определения категории служит изложение.

Коррекция дизорфографии

Если вас беспокоят частые ошибки ребёнка на письме и не усвоение правил русского языка, запишитесь на комплексную диагностику специалистов в составе «нейропсихолог + логопед», обязательно принесите на консультацию рабочие тетради по русскому языку. Как правило, в большинстве случаев занятия по коррекции дизорфографии проводит логопед с учётом рекомендаций нейропсихолога.


Коррекционная работа строится на основе и единстве всех направлений. Речевой материал используется в качестве ознакомительных, тренировочных и контрольных упражнений в зависимости от этапа работы.

За основу взята классификация И.Н. Садовниковой, предлагающая упражнения тренировочные, проверочные и для закрепления материала.

Работа со словами:

  • Работа с кроссвордами, ребусами.

  • Назвать общее (лишнее) слово (подбор в смысловой ряд).

  • Деление слов на слоги с выделением ударного слога.

  • Подбор родственных слов.

  • Работа со словами паронимами.

  • Составление сложных слов.

  • Подбор синонимов, антонимов к заданному слову.

  • Поиск в тексте заданных слов.

Виды упражнений, используемые в коррекционно-развивающей работе по преодолению трудностей письма и чтения (по основным направлениям):  Упражнения для развития фонематического слуха:

  • «Назови слова» (для развития слуховой дифференциации);

  • «Путаница»;

  • «Длиннее – короче»;

  • «Придумай новое слово».  Упражнения для развития грамматических навыков: «Вторая половинка» (чтение только второй половины слова);

  • «Кто? Что?»;

  • «Догадайся»;

  • «Добавь слова» (составление предложений);

  • «Закончи предложение»;

  • «Составь фразу» (распространение предложений);

  • «Пропавшие слова»;

  • «Найди ошибку»;

  • «Объясни»;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!