СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. Что изучает астрономия

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №1 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. Что изучает астрономия»

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Урок 1. Что изучает астрономия

Тип урока: «открытие» нового знания, вводный урок

Педагогическая цель: познакомить учащихся с элементами истории становления новой науки - астрономии, раскрыть ее самостоятельность, место и значение среди других наук

Планируемые результаты

Предметные: научится называть причины возникновения астрономии; получат возможность научиться приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации

Метапредметные:

  • Познавательные – формулировать понятие «предмет астрономии»;

  • Регулятивные – осознавать различия между мифологическими представлениями и научным знанием;

  • Коммуникативные – доказать самостоятельность и значимость астрономии как науки

Личностные: создать условия для обсуждения значения потребности человека в познании, осознания различий между научным и мифологическим мышлением

Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельность учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

1.организационно-мотивационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

-Здравствуйте, уважаемые учащиеся. Мы приступаем к изучению удивительной науки – астрономии. Закончите предложения : «Астрономия- это….».

Выслушивает ответы учащихся, акцентирует внимание класса на ответах, характеризующих астрономию как самостоятельную научную область.

-Ранее в курсах других дисциплин вы встречались с элементами астрономии?

Выслушивает ответы учащихся, подчеркивает, что предметы, в курсе которых рассматривались вопросы астрономии, - это география, физика; обращает внимание, что в курсах других предметов – литература, химия, биология, история - встречались элементы астрономии

- Как вы считаете, почему важно изучать астрономия вне зависимости от того, какова направленность вашего профиля обучения – гуманитарная, техническая и т.д.?

Настраиваются на учебную деятельность.

Отвечают на вопросы :

- Что представляет собой астрономия?

- В курсах каких учебных дисциплин изучались элементы астрономии?

-Почему необходимо изучать астрономию вне зависимости от направленности профиля обучения?

Участвуют в диалоге с учителем


Участие в диалоге, обоснованное доказательство собственной точки зрения

2.актуализация жизненного опыта учащихся

- Наша сегодняшняя тема звучит так : «Что изучает астрономия?». Каждый из нас обладает значительным запасом разрозненных знаний по астрономии, На наших уроках мы последовательно рассмотрим научные основы этой удивительной науки. Предположите, какие вопросы должны изучать в курсе астрономии?

-Сформулируйте, что изучает астрономия как наука.(используя презентацию, демонстрирует астрономические объект, явления и т.д.)

-Сегодня на уроке мы конкретизируем этапы зарождения и развития астрономии, причины ее становления как науки и оценим масштабы Вселенной, и изучению законов который мы приступаем.

-Астрономия- древнейшая наука. Какие свидетельства развития и использования астрономических знаний в древности вам известны?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнения и предположения:

- Какие вопросы должны изучаться в курсе астрономии?

-Назовите предмет астрономии .


В совместной беседе с учителем формулируют предмет астрономии.

Приводят примеры применения астрономических знаний в древности – древнейшие обсерватории, наблюдения за космическими объектами, упоминание их в летописях и т.д.

Формулировка научных понятий

3.открытие нового знания учащимся

- Как вы считаете, почему астрономические знания для людей с древнейших времен оказывались столь значимыми?

-Предлагаю вам изобразить в виде схемы те группы потребностей людей, которые определяли значимость астрономических знаний.

- В своем развитии астрономия прошла несколько этапов, на каждый из которых менялся взгляд людей на окружающий их мир и явления, которые они наблюдали.

Называет последовательные этапы в развитии астрономии- от доисторического до современного ее этапа – и организует беседу по характеристике каждого из этапов

Высказывают предположения о значимости астрономических знаний с древнейших времен. В беседе с учителем подходят к выводу о становлении астрономии как науки о вязи с практическими потребностями людей.

Самостоятельно графически указывают группы потребностей, определявших значимость астрономических знаний . После завершения работы в беседе с учителем представляют варианты схем, дополняют их, включая в число потребностей следующие группы: сельскохозяйственные потребности, потребности в расширении торговли , эстетические и познавательные потребности , потребность в целостном мировоззрении

Участвуют в беседе по характеристике особенностей взглядов людей на окружающий мир на каждом этапе развития астрономической картины мира, называют наиболее значимые открытия , способствующие развитии астрономии на каждом этапе, имена ученых, совершивших данные открытия

Использование актуальных знаний для описания новых понятий

4. Включение нового знания в систему

-Сегодняшний уровень развития астрономии позволяет получить представления о масштабах Вселенной. Откройте в учебнике &1

Организует обсуждения расстояния между наиболее близкими к Земле объектами Солнечной системы, а также тел вне Солнечной системы.

- На сегодняшнем этапе развития науки на одна из ее направлений не может существовать самостоятельно. Астрономия не только влияет на другие науки, но и сама использует те законы , закономерности, которые изучаются в рамках других научных областей.

Для каждой группы из 4 человек предлагаются листы формата А3.

-Предлагаю вас объединиться в группы по 4 человека и изобразить на выданном вам листе взаимосвязь и взаимопроникновение астрономии и других наук

Консультирует группы в процессе из работы.

Сопровождает процесс представления группами результатов работ, побуждает учащихся к обсуждению и высказыванию.

В беседе с учителем используя текст учебника, оценивают масштабы расстояния, на которых расположены небесные тела.

На листе изображают в наиболее удобном для группы форме схему взаимосвязи астрономии и других наук.

После завершения работы защищают собственный вариант схемы

Участие в работе группы

5. рефлексия деятельности

-Сегодня на уроке мы приступили к изучению астрономии. Тема урока звучала следующим образом: «что изучает астрономия ?». а какие новые знания вы приобрели сегодня?

- Какие новые понятия сегодня на уроке услышали впервые ?

Отвечают на рефлексивные вопросы учителя

Осуществление саморефлексии познавательной деятельности

6. домашнее здание

&1 учебника

Тема докладов ( по желанию): « Устройство и принцип действия телескопа: рефракторы и рефлекторы»; « История Изобретения телескопов»: «современные телескопы»

Записывают домашнее задания





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!