Урок 1. Что изучает астрономия
Этап урока | Содержание деятельность учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.организационно-мотивационный этап | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. -Здравствуйте, уважаемые учащиеся. Мы приступаем к изучению удивительной науки – астрономии. Закончите предложения : «Астрономия- это….». Выслушивает ответы учащихся, акцентирует внимание класса на ответах, характеризующих астрономию как самостоятельную научную область. -Ранее в курсах других дисциплин вы встречались с элементами астрономии? Выслушивает ответы учащихся, подчеркивает, что предметы, в курсе которых рассматривались вопросы астрономии, - это география, физика; обращает внимание, что в курсах других предметов – литература, химия, биология, история - встречались элементы астрономии - Как вы считаете, почему важно изучать астрономия вне зависимости от того, какова направленность вашего профиля обучения – гуманитарная, техническая и т.д.? | Настраиваются на учебную деятельность. Отвечают на вопросы : - Что представляет собой астрономия? - В курсах каких учебных дисциплин изучались элементы астрономии? -Почему необходимо изучать астрономию вне зависимости от направленности профиля обучения? Участвуют в диалоге с учителем | Участие в диалоге, обоснованное доказательство собственной точки зрения |
2.актуализация жизненного опыта учащихся | - Наша сегодняшняя тема звучит так : «Что изучает астрономия?». Каждый из нас обладает значительным запасом разрозненных знаний по астрономии, На наших уроках мы последовательно рассмотрим научные основы этой удивительной науки. Предположите, какие вопросы должны изучать в курсе астрономии? -Сформулируйте, что изучает астрономия как наука.(используя презентацию, демонстрирует астрономические объект, явления и т.д.) -Сегодня на уроке мы конкретизируем этапы зарождения и развития астрономии, причины ее становления как науки и оценим масштабы Вселенной, и изучению законов который мы приступаем. -Астрономия- древнейшая наука. Какие свидетельства развития и использования астрономических знаний в древности вам известны? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнения и предположения: - Какие вопросы должны изучаться в курсе астрономии? -Назовите предмет астрономии . В совместной беседе с учителем формулируют предмет астрономии. Приводят примеры применения астрономических знаний в древности – древнейшие обсерватории, наблюдения за космическими объектами, упоминание их в летописях и т.д. | Формулировка научных понятий |
3.открытие нового знания учащимся | - Как вы считаете, почему астрономические знания для людей с древнейших времен оказывались столь значимыми? -Предлагаю вам изобразить в виде схемы те группы потребностей людей, которые определяли значимость астрономических знаний. - В своем развитии астрономия прошла несколько этапов, на каждый из которых менялся взгляд людей на окружающий их мир и явления, которые они наблюдали. Называет последовательные этапы в развитии астрономии- от доисторического до современного ее этапа – и организует беседу по характеристике каждого из этапов | Высказывают предположения о значимости астрономических знаний с древнейших времен. В беседе с учителем подходят к выводу о становлении астрономии как науки о вязи с практическими потребностями людей. Самостоятельно графически указывают группы потребностей, определявших значимость астрономических знаний . После завершения работы в беседе с учителем представляют варианты схем, дополняют их, включая в число потребностей следующие группы: сельскохозяйственные потребности, потребности в расширении торговли , эстетические и познавательные потребности , потребность в целостном мировоззрении Участвуют в беседе по характеристике особенностей взглядов людей на окружающий мир на каждом этапе развития астрономической картины мира, называют наиболее значимые открытия , способствующие развитии астрономии на каждом этапе, имена ученых, совершивших данные открытия | Использование актуальных знаний для описания новых понятий |
4. Включение нового знания в систему | -Сегодняшний уровень развития астрономии позволяет получить представления о масштабах Вселенной. Откройте в учебнике &1 Организует обсуждения расстояния между наиболее близкими к Земле объектами Солнечной системы, а также тел вне Солнечной системы. - На сегодняшнем этапе развития науки на одна из ее направлений не может существовать самостоятельно. Астрономия не только влияет на другие науки, но и сама использует те законы , закономерности, которые изучаются в рамках других научных областей. Для каждой группы из 4 человек предлагаются листы формата А3. -Предлагаю вас объединиться в группы по 4 человека и изобразить на выданном вам листе взаимосвязь и взаимопроникновение астрономии и других наук Консультирует группы в процессе из работы. Сопровождает процесс представления группами результатов работ, побуждает учащихся к обсуждению и высказыванию. | В беседе с учителем используя текст учебника, оценивают масштабы расстояния, на которых расположены небесные тела. На листе изображают в наиболее удобном для группы форме схему взаимосвязи астрономии и других наук. После завершения работы защищают собственный вариант схемы | Участие в работе группы |
5. рефлексия деятельности | -Сегодня на уроке мы приступили к изучению астрономии. Тема урока звучала следующим образом: «что изучает астрономия ?». а какие новые знания вы приобрели сегодня? - Какие новые понятия сегодня на уроке услышали впервые ? | Отвечают на рефлексивные вопросы учителя | Осуществление саморефлексии познавательной деятельности |
6. домашнее здание | &1 учебника Тема докладов ( по желанию): « Устройство и принцип действия телескопа: рефракторы и рефлекторы»; « История Изобретения телескопов»: «современные телескопы» | Записывают домашнее задания | |