СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 10. Изобразительное искусство Древнего Рима.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Изобразительное искусство Древнего Рима" ориентирован на 10 класс (базовый уровень); структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 10. Изобразительное искусство Древнего Рима.»

Урок № 10 МХК-10 Изобразительное искусство Древнего Рима Д.З.: Гл.10, вопросы и задания стр.109  © А.И. Колмаков

Урок № 10

МХК-10

Изобразительное искусство Древнего Рима

Д.З.: Гл.10, вопросы и задания стр.109

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА дать представление о достижениях Древнего Рима в изобразительном искусстве; научить выделять особенности живописных произведений Древнего Рима; развивать навыки художественного анализа; воспитывать уважение и интерес к искусству античности.

ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление о достижениях Древнего Рима в изобразительном искусстве; научить выделять особенности живописных произведений Древнего Рима;
  • развивать навыки художественного анализа;
  • воспитывать уважение и интерес к искусству античности.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ  скульптурный портрет;  фресковые и мозаичные композиции;  туника, тога;  оратор;  лессировка;  смальта;  маски

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • скульптурный портрет;
  • фресковые и мозаичные композиции;
  • туника, тога;
  • оратор;
  • лессировка;
  • смальта;
  • маски
Универсальные учебные действия сопоставлять художественно-образное содержание произведений изобразительного искусства; выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; проводить сравнительный анализ произведений изобразительного искусства древнегреческих и древнеримских мастеров; готовить экспозицию выставки по заданной тематике; выдвигать гипотезы, вступать в диалог, аргументировать  сопоставлять художественно-образное содержание произведений изобразительного искусства; выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; проводить сравнительный анализ произведений изобразительного искусства древнегреческих и древнеримских мастеров; готовить экспозицию выставки по заданной тематике; выдвигать гипотезы, вступать в диалог, аргументировать

Универсальные учебные действия

  • сопоставлять художественно-образное содержание произведений изобразительного искусства; выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; проводить сравнительный анализ произведений изобразительного искусства древнегреческих и древнеримских мастеров; готовить экспозицию выставки по заданной тематике; выдвигать гипотезы, вступать в диалог, аргументировать
  • сопоставлять художественно-образное содержание произведений изобразительного искусства;
  • выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • проводить сравнительный анализ произведений изобразительного искусства древнегреческих и древнеримских мастеров;
  • готовить экспозицию выставки по заданной тематике;
  • выдвигать гипотезы, вступать в диалог, аргументировать
Проверка знаний

Проверка знаний

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Римский скульптурный портрет. Интерес к личности государственной и общественной. Фресковые и мозаичные композиции. Особенности живописных произведений. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет живопись Древнего Рима?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Римский скульптурный портрет.
  • Интерес к личности государственной и общественной.
  • Фресковые и мозаичные композиции.
  • Особенности живописных произведений.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет живопись Древнего Рима?

подвопросы Римский скульптурный портрет. История создания, эволюция и значение римского скульптурного портрета. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека. Интерес к личности государственной и общественной.  Фресковые и мозаичные композиции. Богатство сюжетов и разнообразие художественных приемов. Особенности живописных произведений.

подвопросы

  • Римский скульптурный портрет. История создания, эволюция и значение римского скульптурного портрета. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека.
  • Интерес к личности государственной и общественной.
  • Фресковые и мозаичные композиции. Богатство сюжетов и разнообразие художественных приемов.
  • Особенности живописных произведений.
Капитолийская волчица Древний Рим  500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия

Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия

Капитолийский Брут. Древний Рим. 210 - 190 до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106— 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»:   «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

Капитолийский Брут.

Древний Рим. 210 - 190 до н. э.

Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106— 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа. Римский писатель Светоний (ок. 70 — ок. 140 гг.) отмечал:  «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову» Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Древний Рим. 20 г. н. э. Ватикан, музей Ватикана

Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.

Римский писатель Светоний (ок. 70 — ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»

Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Древний Рим. 20 г. н. э.

Ватикан, музей Ватикана

В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение:  «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава недостоверна»   (Из дневника «Наедине с собой») Первоначально позолоченная конная статуя  Марка Аврелия  была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина. Статуя Марка Аврелия — бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев. 160—180-е гг.

В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)

  • Первоначально позолоченная конная статуя  Марка Аврелия  была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.

Статуя Марка Аврелия — бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев. 160—180-е гг.

Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (186—217) — римский император из династии Северов. Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок - всё говорит о беспощадной жестокости императора. Портрет Каракаллы. Древний Рим. 211 - 217 н. э. Италия, Рим, Национальный Римский музей

Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (186—217) — римский император из династии Северов.

Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок - всё говорит о беспощадной жестокости императора.

Портрет Каракаллы.

Древний Рим. 211 - 217 н. э.

Италия, Рим, Национальный Римский музей

Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства.

В бюсте Брута и статуе Авла Метелла , как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.

Фигура мужчины зрелого возраста в тунике в высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, в углах рта и пустых глаз. Правая рука поднята и протянута вперёд, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой . На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой.

Авл Метел.

Древний Рим.

110 - 90 до н. э.

Италия, Флоренция,

Археологический музей

Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора , является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно. Портрет «сириянки». Древний Рим. Около 170 г. Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж
  • Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора , является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства.
  • Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.

Портрет «сириянки».

Древний Рим. Около 170 г.

Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж

 Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил.  Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой.  Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога. Антиной. Древний Рим. 117 – 134 н.э.

Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил.

Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой.

Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.

Антиной.

Древний Рим. 117 – 134 н.э.

Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери (

Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер-матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона.

Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной-канопой, статуя связана с культом мертвых.

Мать с младенцем ("Матер-матута").

Древний Рим. 450 до н. э.

Италия, Флоренция. Археологический музей

Живописное  искусство Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изыскано красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Фреска –  картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. Как вид росписи – настенная роспись

Живописное искусство

Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изыскано красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе.

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. Как вид росписи – настенная роспись

Вилла Мистерий. Помпеи . Древний Рим.  Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов.   Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись.  Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.

Вилла Мистерий.

Помпеи .

Древний Рим. Ок. 100 до н. э.

Италия, Помпеи

Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов. Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись. Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.

Вилла Мистерий. Помпеи . Древний Рим.  Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи 11/15/16

Вилла Мистерий.

Помпеи .

Древний Рим. Ок. 100 до н. э.

Италия, Помпеи

11/15/16

Битва Александра Македонского с персами  Италия  100 до н. э.  Италия, Неаполь, Национальный археологический музей Мозаикой  греки называли картины, посвященные музам.  Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла —  смальты . Мозаика – узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева

Битва Александра Македонского с персами Италия 100 до н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей

Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла — смальты .

Мозаика – узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева

Мистерии  —  богослужение , совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления. Мистерии  Древней Греции, например, представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям : лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии  учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.
  • Мистерии  —  богослужение , совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.

Мистерии  Древней Греции, например, представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям : лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.

Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IV в. до н. э. не быть посвященным в какие-нибудь мистерии  являлось признаком неверия или индифферентизма .
  • Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IV в. до н. э. не быть посвященным в какие-нибудь мистерии являлось признаком неверия или индифферентизма .
Александрова мозаика  — наиболее известная античная  мозаика  с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.  Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей  в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время. 

Александрова мозаика  — наиболее известная античная  мозаика  с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей  в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время. 

Мозаики виллы  Адриана  в Тиволи. Не менее знамениты и римские мозаики . Их искусство было известно ещё в Древней Греции. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти композиции.

Мозаики виллы Адриана в Тиволи.

Не менее

знамениты

и римские

мозаики .

Их искусство

было известно

ещё в Древней

Греции.

Как вечны

музы, так

должны быть

вечны и эти

композиции.

В 4-5 вв. произошло крушение Римской империи. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил своё былое величие. Но традиция древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в Эпоху Возрождения и классицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.

В 4-5 вв. произошло крушение Римской империи. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил своё былое величие. Но традиция древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в Эпоху Возрождения и классицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.

Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой . Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью. В то же время, подобно тому, как и каждое произведение — не только звено в цепи художественного развития, но и неповторимое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно.  Аудитория у древнеримского искусства, особенно в годы Поздней империи, была многочисленнее, чем у греческого. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и северо­африканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему людей различных сословий, рас, общественных положений.

Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой . Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью. В то же время, подобно тому, как и каждое произведение — не только звено в цепи художественного развития, но и неповторимое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно. Аудитория у древнеримского искусства, особенно в годы Поздней империи, была многочисленнее, чем у греческого. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и северо­африканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему людей различных сословий, рас, общественных положений.

 В Древнем Риме формировались не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен.   В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков.   Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.

В Древнем Риме формировались не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

презентацию

презентацию

Рефлексия  Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Вы можете использовать шаблон презентации:  Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /
  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!