Урок № 10
МХК-10
Изобразительное искусство Древнего Рима
Д.З.: Гл.10, вопросы и задания стр.109
© А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- дать представление о достижениях Древнего Рима в изобразительном искусстве; научить выделять особенности живописных произведений Древнего Рима;
- развивать навыки художественного анализа;
- воспитывать уважение и интерес к искусству античности.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- скульптурный портрет;
- фресковые и мозаичные композиции;
- туника, тога;
- оратор;
- лессировка;
- смальта;
- маски
Универсальные учебные действия
- сопоставлять художественно-образное содержание произведений изобразительного искусства; выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; проводить сравнительный анализ произведений изобразительного искусства древнегреческих и древнеримских мастеров; готовить экспозицию выставки по заданной тематике; выдвигать гипотезы, вступать в диалог, аргументировать
- сопоставлять художественно-образное содержание произведений изобразительного искусства;
- выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- проводить сравнительный анализ произведений изобразительного искусства древнегреческих и древнеримских мастеров;
- готовить экспозицию выставки по заданной тематике;
- выдвигать гипотезы, вступать в диалог, аргументировать
Проверка знаний
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Римский скульптурный портрет.
- Интерес к личности государственной и общественной.
- Фресковые и мозаичные композиции.
- Особенности живописных произведений.
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет живопись Древнего Рима?
подвопросы
- Римский скульптурный портрет. История создания, эволюция и значение римского скульптурного портрета. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека.
- Интерес к личности государственной и общественной.
- Фресковые и мозаичные композиции. Богатство сюжетов и разнообразие художественных приемов.
- Особенности живописных произведений.
Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия
Капитолийский Брут.
Древний Рим. 210 - 190 до н. э.
Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории
Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106— 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»
Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.
Римский писатель Светоний (ок. 70 — ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»
Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Древний Рим. 20 г. н. э.
Ватикан, музей Ватикана
В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)
- Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.
Статуя Марка Аврелия — бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев. 160—180-е гг.
Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (186—217) — римский император из династии Северов.
Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок - всё говорит о беспощадной жестокости императора.
Портрет Каракаллы.
Древний Рим. 211 - 217 н. э.
Италия, Рим, Национальный Римский музей
Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства.
В бюсте Брута и статуе Авла Метелла , как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.
Фигура мужчины зрелого возраста в тунике в высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, в углах рта и пустых глаз. Правая рука поднята и протянута вперёд, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой . На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой.
Авл Метел.
Древний Рим.
110 - 90 до н. э.
Италия, Флоренция,
Археологический музей
- Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора , является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства.
- Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.
Портрет «сириянки».
Древний Рим. Около 170 г.
Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж
Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил.
Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой.
Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.
Антиной.
Древний Рим. 117 – 134 н.э.
Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер-матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона.
Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной-канопой, статуя связана с культом мертвых.
Мать с младенцем ("Матер-матута").
Древний Рим. 450 до н. э.
Италия, Флоренция. Археологический музей
Живописное искусство
Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изыскано красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе.
Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. Как вид росписи – настенная роспись
Вилла Мистерий.
Помпеи .
Древний Рим. Ок. 100 до н. э.
Италия, Помпеи
Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов. Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись. Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.
Вилла Мистерий.
Помпеи .
Древний Рим. Ок. 100 до н. э.
Италия, Помпеи
11/15/16
Битва Александра Македонского с персами Италия 100 до н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей
Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла — смальты .
Мозаика – узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева
- Мистерии — богослужение , совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.
Мистерии Древней Греции, например, представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям : лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.
- Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IV в. до н. э. не быть посвященным в какие-нибудь мистерии являлось признаком неверия или индифферентизма .
Александрова мозаика — наиболее известная античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время.
Мозаики виллы Адриана в Тиволи.
Не менее
знамениты
и римские
мозаики .
Их искусство
было известно
ещё в Древней
Греции.
Как вечны
музы, так
должны быть
вечны и эти
композиции.
В 4-5 вв. произошло крушение Римской империи. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил своё былое величие. Но традиция древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в Эпоху Возрождения и классицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.
Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой . Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью. В то же время, подобно тому, как и каждое произведение — не только звено в цепи художественного развития, но и неповторимое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно. Аудитория у древнеримского искусства, особенно в годы Поздней империи, была многочисленнее, чем у греческого. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и североафриканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему людей различных сословий, рас, общественных положений.
В Древнем Риме формировались не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.
Контрольные вопросы
презентацию
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /