СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 13. Личные и безличные, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы (ознакомление). 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Личные и безличные, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы (ознакомление)"

Просмотр содержимого документа
«Урок 13. Личные и безличные, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы (ознакомление). 7 класс»


Урок 13

Тема. ЛИЧНЫЕ И БЕЗЛИЧНЫЕ, ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОД-НЫЕ, ВОЗВРАТНЫЕ И НЕВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ (ознакомление)

Цели урока:

  1. познакомить с безличными, переходными и непереходными, возвратными и невозвратными глаголами, с особенностями их употребления в связной речи;

  2. выработать умение отличать безличные глаголы от личных, переходные от непереходных, возвратные от невозвратных; использовать в своей речи.


Этапы урока

  1. Организационный этап.


  1. Проверка домашнего задания.


  1. ТПЗиУ по теме «Глагол как часть речи. Нач.ф. глагола. Вид глагола».


IV. Изучение нового материала.

а) Наблюдение над языковым материалом.

  • Выполните действие, обозначаемое глаголами аплодировать, улыбаться, читать. (Учащиеся выполняют.)

  • А теперь попробуйте выполнить следующие действия: знобит, не спится, взгрустнулось. Мо­жете ли вы выполнить эти действия? Какое значение имеют эти глаголы? Кто их выполняет? (Дей­ствие происходит как бы само собой, глаголы называют состояние человека.)

  • Проанализируйте состав грамматической основы в предложениях. В каких предложениях есть только сказуемое? Какие действия обозначают глаголы-сказуемые?

1. Ночью подморозило. 2. Нам легко дышится. 3. Пахнет хвоей.

(Действие происходит без действующего лица, само по себе. Глаголы обозначают состояние природы или человека.)

  • Требуется ли подлежащее в таких предложениях? (Его нет и быть не может.) Есть ли здесь действующее лицо? (Нет.) Какие это глаголы? (Без лица.) Значит имя у них... (безличные глаголы).

  • Сделаем вывод по первой части: у безличных глаголов нет лица как категории.

б) Закрепление изученного материала.

Работа с теоретическим материалом на стр. 83—84.

Выполнение упражнения 156. Игра «Фокусник».

Превратите личные глаголы из упражнения 156 в безличные.

Игра «Два домика».

Учащимся диктуются слова. В зависимости от называемых глаголов учащиеся «селят» их 1) личные; 2) безличные. 1. Приближался рассвет. 2. Вечерело. 3. Весь день идет дождь. 4. Как быстро рассвело! 5. Мне долго не спалось. 6. Сегодня все работали! 7. В ушах зазвенело.

Выполнение упражнения на развитие речи.

Составьте по одному предл-ю о явлениях природы, о своем самочувствии, употребляя безличные глаголы. При затруднениях можно воспользоваться словами для справок.

Слова для справок: подморозило, смеркается, вечереет, стемнело, рассветает, темнеет, похолода­ло, посвежело (вариант 1); не хочется, думается, мечтается, знобит, нездоровится, становится, лихо­радит (вариант 2).


в) Введение понятий «переходные» и «непереходные» глаголы.

Выполнение упражнения (фронтально на доске).

— Определите вид глаголов, подберите видовую пару.

Снимать (несов. в.) обувь — снять (В. п.).

Догадаться (сов. в.) об обмане — догадываться (П. п.).

Не получать (несов. в.) писем — не получить (Р. п. при отрицании).

Положить (сов. в.) на стол — класть (В. п.).

Рисовать (несов. в.) иллюстрацию — нарисовать (В. п.).

Купить (сов. в.) соли — покупать (Р. п. со значением части от целого).

Поймать (сов. в.) за шиворот — ловить (В. п.).

— Определите падеж зависимого слова в словосочетаниях.

Глаголы, которые имеют при себе зависимое слово в форме: 1) винительного падежа без предлога; 2) родительного падежа при отрицании или указании на часть предмета, называются переходными. Они обозначают действие, переходящее на предмет.

г) Составление алгоритма по определению переходности/непереходности.

  1. Находим глагол.

  2. Определяем, есть ли зависимое слово.

  3. Смотрим, оно употреблено с предлогом или без него.

  4. Если с предлогом — глагол непереходный.

  5. Нет предлога — определяем падеж.

  6. В. п. — глагол переходный.

  7. Р. п. при отрицании или со значением части предмета, а также при глаголах желать, зани­мать — переходный.

  8. Если слово без контекста, пробуем подобрать зависимое слово в В. п.

— Определите переходность записанных глаголов (см. выше).

д) Закрепление изученного материала.

Упражнение 73. (Во втором предложении глаголы обозначают действие, которое пере­ходит на предмет, выраженный существительным в В. п. без предлога. Устилают (что?) пни, пригрело (что?) землю.)

Игра «Семафор».

Учитель называет слова из упражнения 76. Если глагол переходный, учащиеся поднимают зеленые карточки, если непереходный — красные.

е) Выполнение упражнения.

Вставьте пропущенные буквы, укажите переходность/непереходность, вид глаголов.

Укр...плять (з,с)доровье, нравственно совершенствоват...ся, делаеш... утре(н,нн)юю заряд­ку, выполнять упражнения, пр(и,е)одолевать трудности, бор...мся за победу, заниматься спортом, катает...ся на в(и,е)лос(и,е)педе, систематически трен(и,е)роват...ся, смотр...м на чемпиона.


ж) Изучение нового материала.

— Среди записанных глаголов есть возвратные. Каким образом их можно найти, подскажет ин­формация на стр. 52.

Укажите возвратные глаголы. Рассмотрите таблицу на стр. 52 и сделайте вывод: какими способами и от каких частей речи образуются возвратные глаголы? Являются ли они переходными? Объясните право­писание глаголов на -тся, -ться.

з) Словообразовательная пятиминутка по упражнению 85.

Суфф.-постф. способ: гордиться, клубиться, стариться, слезиться, искриться.

Приставочно-постф. способ: выспаться, размечтаться, дождаться.

Постфиксалъный способ: виться, оформиться, выпрямиться, ломаться.

Непроизводные глаголы: стараться, улыбаться, бояться.


IV. Рефлексивно-оценочный этап.

— О каких признаках глагола вы сегодня узнали? (Переходность, возвратность.)

— Чему научились?

— Закончите предложение возвратным глаголом:

Чтобы стать очень умным, сильным и красивым, надо... (учиться, трудиться, стараться, за­ниматься, тренироваться).


V. Этап предъявления домашнего задания.

§ 8, 9, 16, стр. 83—84, упражнение 77.

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!