Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
I. Организационно-мотива- ционный этап | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили об открытии закона всемирного тяготения и доказательстве его справедливости. Данный закон впервые вы изучили на уроках физики. Что изменилось в вашем знании о законе всемирного тяготения после нашего урока? | Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования | Построение логичных устных высказываний | |
II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений | Организует обсуждение ответов на вопросы в учебнике и предлагает следующие вопросы: Какие методы определения расстояний в астрономии вам известны? Каковы методы определения размеров тел Солнечной системы? | Отвечают на вопросы учебника (с. 80). Участвуют в обсуждении, отвечая на вопросы учителя. Формулируют закон всемирного тяготения, перечисляют известные методы. | Анализ собственных методологических знаний. Высказывание собственной позиции относи- тельно рассматриваемого вопроса | |
| Перечислите известные вам методы определения массы планет, имеющих спутники. Предлагает решение задачи, сопровождает процесс решения. Какими методами можно определить массу тела, не имеющего спутников? Сегодня мы ответим на этот вопрос в ходе урока «Движение искусственных спутников и космических аппаратов в Солнечной системе». Предположите, на какие еще вопросы мы сможем получить ответы в ходе сегодняшнего урока. Прокомментируйте высказывание К. Э. Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» | Фронтально решают задачу, используя Приложения в учебнике: «Определите, каково расстояние между Сатурном и одним из его спутников - Титаном, период обращения которого 12 часов. Данные о Луне, Земле и Сатурне получите в Приложении учебника. Массы Луны и Титана считайте пренебрежимо малыми по сравнению с массами планет». Высказывают предположения, в совместной беседе с учителем делают вывод о возможности рассмотрения истории освоения космоса. Комментируют высказывание К. Э. Циолковского, в совместной беседе с учителем акцентируют внимание на практической реализации теоретических представлений ученого | |
III. Постановка учебной задачи | Предлагает желающим представить доклад. Организует обсуждение кинематики полета искусственных спутников вокруг Земли. Движение спутника непосредственно на орбите - лишь часть характеристик. Какие еще процессы сопровождают движение искусственных спутников (ИС)? Сформулируйте цель нашей работы | Представляют доклад «История запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли». Участвуют в обсуждении, приводя, исходя из знаний, полученных при изучении физики кинематических характеристик движения спутников, понятие первой космической скорости, характеристик орбит. Выдвигают предположения, совместно с учителем приходят к выводу о необходимости вывода спутника на орбиту, корректировки орбит, запуск спутников не только к Земле, но и к Луне, телам Солнечной системы. Высказывают предположения, формулируют цель работы | Выдвижение гипотез, формулировка цели | |
V. Реализация плана деятельности в самостоятельной работе | Сопровождает деятельность групп по реализации плана. Организует представление результатов изучения общих характеристик орбит и скоростей ИС. Предлагает представить доклад и организует его обсуждение. Анализирует совместно с учащимися графическое представление орбит, акцентируя внимание на характеристиках траектории полета. Сопровождает анализ траекторий КА, запущенных к другим объектам Солнечной системы. Предлагает желающим представить доклад. Организует обсуждение доклада, используя Приложение в учебнике. Обращает внимание на важный этап космонавтики - пилотируемые полеты. Предлагает представить доклад | Используя учебник (§ 14.6, с. 77) реализуют исследование по представленному плану. Желающие представляют результаты, остальные учащиеся фиксируют в тетрадях важные теоретические элементы исследования. Желающие представляют доклад «История запуска космических аппаратов к Луне». В процессе графического анализа видов орбит в совместной беседе с учителем приходят к выводам: возможность двух вариантов совершения полета к Луне - с первой космической скоростью по вытянутой эллиптической орбите и со второй космической скоростью; необходимость учета собственного движения Луны. Анализируют виды траекторий при запуске к Марсу и Венере. Используя рисунки 3.15 и 3.16 учебника, в совместной беседе с учителем приходят к формулировке понятия «полуэллиптическая орбита». Представляют доклад «История запуска космических аппаратов к планетам Солнечной системы». Участвуют в обсуждении КА, исследовавших планеты. Представляют доклады: «Животные в космосе»; «Этапы развития пилотируемых космических полетов» | Представление результатов своей работы |
VI. Рефлексия деятельности | Докажите значимость вклада СССР в развитие космической эры астрономии. Докажите значимость вклада России в развитие современных космических исследований. Каковы наиболее значимые элементы истории советской космонавтики для развития мировой космической эры? На какие вопросы о современных космических аппаратах вам хотелось бы еще получить ответы? | Отвечают на рефлексивные вопросы | Саморефлексия деятельности на уроке | | |
VII. Домашнее задание | Учебник, § 14.6. Домашняя контрольная работа (количество заданий - по желанию). Темы докладов (по желанию): «Теория происхождения Солнечной системы Канта»; «Теория происхождения Солнечной системы Лапласа»; «Научная деятельность О. Ю. Шмидта» | Записывают домашнее задание. Домашняя контрольная работа (см. РМ) | | | |