Урок № 22-23
Обществознание, 11
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Д.З.: § 10, ?? (с.127), задания (с.127)
© ред. А.И. Колмаков
© Фатеева Т.А., учитель истории и обществознания МБОУ - гимназии №20 г. Тулы
Цели урока
- Формировать представление о международном разделении труда, особенностях международных экономических отношений.
- Обогатить экономические знания учащихся о системе мировой экономики;
- Содействовать формированию грамотной оценки мировых экономических процессов.
Универсальные учебные действия
- Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей, владеет основными видами публичных выступлений.
- уметь выделять основные экономические функции государства;
- уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике;
- знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику
Понятия, термины
- мировая экономика;
- интеграция;
- международное разделение труда;
- экспорт;
- импорт;
- сальдо торгового баланса;
- протекционизм;
- свободная торговля;
- таможенный тариф;
- экспортный тариф;
- таможенный союз;
- квоты
Изучение нового материала
- Что такое мировая экономика?
- Государственная политика в области международной торговли.
- Глобальные проблемы экономики.
Вспомните . Почему страны торгуют? Можно ли экономически отгородиться друг от друга? Каковы плюсы и минусы процесса глобализации?
Мировая экономика – это противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда
Международное разделение труда – специализация стран на производстве определенных видов продукции
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
- это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
Международная экономика (в широком смысле) — это теория, применяемая для изучения экономики современного взаимозависимого мира. Основывается на теории рыночной экономики и развивает её. Предметом теории международной экономики являются:
- закономерности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы организации хозяйственной жизни;
- закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте;
- инструменты анализа и программирование открытой национальной экономики, в особенности её реального, бюджетного, денежного и внешнего секторов, в условиях их взаимодействия с экономиками других стран;
- тенденции развития международных финансовых рынков и финансовых механизмов, обслуживающих функционирование международной экономики;
- институциональная структура регулирования международной экономики, принципы её формирования, тенденции развития и пути совершенствования
Международная специализация производства и научно-технических работ
Обмен научно-техническими результатами
Международная кооперация производства
Международная торговля
Международные валютно-финансовые связи
Движение капитала и рабочей силы
Деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС)
Состоит из 54 государств
Организация экономического сотрудничества и развития
На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП
Международный газовый союз
В состав МГС входят более 100 членов из 71 страны мира, на долю которых приходится 95% добычи природного газа в мире
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)
Создана в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов
- Торговый режим должен быть одинаков для всех партнеров
- Постепенное снижение внешнеторговых пошлин
- Устойчивость и предсказуемость во внешнеторговой политике
Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК)
Международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола .
С 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК.
Штаб-квартира расположена в Вене
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
ПРОТЕКЦИОНИЗМ (от лат. protectio – покровительство, защита). Политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов
СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ(фритредерство) Политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли
ФОРМЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Селективный : направлен против отдельных стран или отдельных товаров
Отраслевой : защищает отдельные отрасли
Коллективный : страны объединяются против других стран
Скрытый : с помощью методов внутренней экономической политики
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Тарифные:
Таможенные тарифы на импорт - (англ. customs tariff, duty rate) - свод ставок таможенных пошлин (ставок Т.т.), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу в данную страну.
Экспортный тариф - (англ.
customs tariff, duty rate) - свод ставок
таможенных пошлин (ставок Т.т.),
применяемых к товарам,
перемещаемым через таможенную
границу из данной страны.
Таможенный союз - (англ. customs union) - общая таможенная территория двух или более стран с единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и полной отменой пошлин во взаимных отношениях.
Евросоюз; Североамериканская зона свободной торговли ( НАФТА ), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок ( МЕРКОСУР , 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок ( ЦАОР ), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Нетарифные:
Установление квот (количественное ограничение на ввоз определенных товаров)
Установление стандартов на ту или иную продукцию
Эмбарго – наложение ареста, запрещение
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
- это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства
Типы экономической интеграции
В настоящее время в мире существует примерно
100 интеграционных группировок разных видов.
Наиболее развитые из них:
Европейский союз (ЕС), объединяющий 25 европейских стран
Североамериканское соглашение о свободной торговле с участием США, Канады и Мексики (НАФТА)
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
По оценкам журнала «Экономист», 5 крупнейших ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолетов, электронного оборудования, автомобилей и другой продукции
Глобализация экономики — сложный и противоречивый процесс
С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс .
Негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, снижение уровня жизни населения; фактическая потеря самостоятельности в решении чего, когда, сколько, по какой цене производить и продавать и др.
Сделать положительный эффект глобализации доступными максимальному числу стран, и при этом смягчить негативные последствия — одна из декларируемых целей международной политики.
Практические выводы
Контрольные вопросы
- Когда мы говорим «международные экономические отношения», какие отношения имеются ввиду?
- Каковы причины международного разделения труда?
- Как вы думаете, какая из стран (США или Нидерланды) больше зависит от международной торговли и почему?
- Положительное сальдо торгового баланса – это хорошо или плохо?
- В торговле какими товарами Россия имеет абсолютное преимущество, а какими относительное?
- Почему некоторые государства применяют политику протекционизма? Назовите товары, ввоз которых в Россию ограничен?
- Глобализация – это хорошо или плохо? Аргументируйте свою точку зрения.
рефлексия
Рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Обществознание. 11 класс- под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М., Просвещение, 2011
П.А.Баранов, С.В.Шевченко Обществознание ЕГЭ-учебник 10-11 классы – М., Астрель, 2012
http ://www.finance.rich4you.ru…
http :// novostey.com / business /n…
http :// old.lenta.ru / news /2008/…
http://ukrrudpromdns.org.ua/an…
http://norb-holod.ru/bankovska…
http://www.unmultimedia.org/ra…
http://ria.ru/economy/20091020…
http://jurhouse-offshore.ru/articles/lenta_336/index.html
http://onsuireme.ucoz.com/news…
http://www.vz.ru/news/2012/10/22/603656.html